Модель процесса чтения

При исследовании сложных процес-сов в природе и обществе современная наука широко использует метод моделирования. Если механизм какого-либо явления сложен и не подда-ется непосредственному изучению, строится его упрощенная модель, помощью которой и исследуются его основные параметры. Для изучения процесса чтения создадим и мы такую модель и рассмотрим чтение как частный случай приема и переработки текстовой информации. Инженер-ная психология достаточно давно и глубоко изучает чтение. В этой нау-ке организм человека представлен как сложная кибернетическая маши на, которая воспринимает информацию из внешней и внутренней среды перерабатывает ее и хранит необходимые сведения в системе памяти головного мозга.

Такое представление дает возможность построить обобщенную ки-бернетическую модель одного из важнейших процессов восприятия и переработки текстовой информации — процесса чтения. Схема этой мо-дели представлена на рисунке 1. Как известно, кибернетика исследует два вида процессов: переработку информации и управление. Рассматри-вая чтение как некоторую систему "человек—текст", можно заметить что и чтение — это типичная кибернетическая система. В процессе чтения можно выделить пять основных блоков.

Воспринимает информацию блок зрительного анализатора. Пере работка полученной информации проходит при участии речедвигатель-ного, речеслухового блоков и блока смысловой обработки и принятия решений. На характер обработки влияет не только новая информация но и та внутренняя (базовая) о предмете чтения, которая поступает из системы памяти в виде полученных ранее сведений и инструкций, пред-ставляющих собой как бы программы умственных действий для эф


Рис. 1, Модель процесса чтения

фективного осмысления прочитанного. Результат работы блока смыс­ловой обработки - понимание прочитанного, которое как итог чтения поступает в систему памяти. Блок управления контролирует исполни­тельные органы: мышцы глаз, рук, языка, губ. Этот этап и есть собст­венно управление, в результате которого замыкается цепь преобразова­нии в контуре "текст-читатель-текст". Таким образом, цепь "воспри­ятие, переработка, выработка решения и его выполнение" образует замкнутую кольцеобразную систему между читателем и автором

текста.

Как и в любом подобного рода объекте управления, здесь есть ка­налы обратной связи. В системах управления обратной связью назы­вают корректирующие воздействия выхода системы на ее вход. В на­шем случае канал обратной связи реализуется выдачей сигнала о при­нятом корректирующем решении (в результате осмысления текущего фрагмента текста) каналу зрительного анализатора: "Остановись", "Читай дальше", "Вернись" (в отличие от общей команды "Читай чи­тай, читай").

Итак, чтение в системе "человек-текст" представляет собой про­цесс управления несколькими процессами, где текст - объект восприя­тия и познания заложенной в нем содержательной информации, головной мозг - перерабатывающее и управляющее устройство.


В соответствии с описанной структурной моделью сам процесс чтения можно представить следующим образом. Читатель схватывает тором определенный фрагмент текста, который далее начинает обраба­тываться в канале зрительного анализатора. Происходит также речеслу­ховой и речедвигательный анализ. В результате такой традиционной трехступенчатой обработки информации принимается определенное ре­шение в блоке смысловой обработки: команда на выполнение регрес­сии или на считывание следующего фрагмента текста, команда мыш­цам руки на перевертывание страницы или команда на приостановку чтения.

Отдавая себе отчет в крайней условности и приближенности рас­смотренной структуры — функциональной модели процесса чтения, мы тем не менее считаем ее осознание полезным для читателей.

Как установили ученые, чтение есть одновременный процесс приема и выдачи речи. От того, как эти процессы организованы, какова сту­пень их согласованности, и зависит скорость чтения. Если при чтении возникает так называемая внешняя артикуляция — проговаривание вслух или шепотом того, что читается, и тут же внутреннее прослушива­ние, то в этих случаях перерабатывают информацию все три блока: зрительный, речедвигательный, речеслуховой. Иначе говоря, текст зри­тельно воспринимается, проговаривается и прослушивается. Таким традиционным способом читают почти все читатели.

Однако такая многоступенчатая обработка текста не всегда обя­зательна и, кроме того, прочитанное не усваивается лучше. При таком чтении восприятие и осмысление больших фрагментов текста, выделе­ние их логических элементов затруднено. Образно говоря, за деревьями слов читатель не видит леса смысла.

С точки зрения кибернетики медленный темп чтения в этом слу­чае можно объяснить только низкой пропускной способностью речеслу-хового канала в целом из-за его инерционности. Действительно, ско­рость нашей речи невелика — 150 сл/мин. Это предел, выше которого она становится невнятной.

Итак, внешняя артикуляция в любом виде (проговаривание вслух или шепотом) тормозит чтение. Умелое ее подавление, как мы увидим позже, позволит нам исключить из участия в обработке информации при чтении один функциональный блок — речеслуховой и перейти на новую, более экономную двухступенчатую обработку информации с по­мощью только зрительного и речедвигательного блоков, работа которых также изменяется. При таком чтении целые группы слов заменяются в мозге одним ключевым словом-понятием, обобщающим смысл всей фразы.

Факторы управления процессом чтения можно разбить на две груп­пы: причинные (мозговые) и следственные (периферийные). Любой психофизиологический анализатор состоит из трех частей — восприни­мающей — периферической, передающей — транслирующей и высшего


центра управления - группы нейронов в коре головного мозга. Анализ поступающей извне информации начинается в периферической части. Но только в мозговых концах анализатора — в коре больших полуша­рий головного мозга — возможен тонкий анализ всех сложных элемен­тов непринимаемого изображения. Именно здесь формируются про­граммы и коды, с помощью которых человек активно воспринимает события внешнего мира.

Таким образом, при обучении быстрому чтению надо воздейство­вать на обе группы факторов: следственные, определяющие поведение периферических частей анализаторов зрительного, речевого и слухо­вого, и причинные — механизмы мозга. Путем различных управляющих учебно-методических воздействий необходимо добиться развития пери­ферической части зрительного анализатора, блокирования речеслухово-го анализатора и соответственно перестроить или выработать новые программы работы мозга при обработке текста. Устройство, управля­ющее процессом чтения, — головной мозг, потому и является централь­ным причинным фактором, что именно его деятельностью определяет­ся следственное поведение всех периферических концов анализаторов, Очевидно, в функциях коры головного мозга надо искать те ключе­вые причинные факторы, которые определяют в конечном счете ско­рость и эффективность чтения. К сожалению, мы еще мало знаем о ме­ханизме мозговых процессов, управляющих чтением. До сих пор досто­верно не известно, по каким законам производится отбор и обработка наиболее важных смысловых единиц текста при чтении и с помощью каких систем кодов это реализуется. Человеческий разум поражает именно своей гибкой способностью извлекать и использовать наибо­лее значимую информацию. Вместе с тем современные представления о работе мозга позволяют предположить, что при быстром чтении реали­зуются более совершенные программы умственной деятельности, и глав­ное — коды более высоких уровней интерпретации смысла текста. По аналогии с прогрессом в построении электронных вычислительных машин можно считать, что быстро читающие люди используют диалого­вые достоинства современных ЭВМ пятого поколения, тогда как люди, читающие медленно, "работают" на уровне машин первого поколения, т. е. в режиме "большого арифмометра". Возможность гибко ассоции­ровать и выбирать, адаптировать и совершенствовать программы умст­венных действий при общении с текстом — очевидное преимущество человеческого мозга, которое, однако, на практике люди используют по­ка крайне неэффективно. Быстрое чтение позволяет использовать их с большим эффектом.

Недостатки традиционных методов чтении

Чтобы овладеть методом быстрого чтения, очень важно осознать причины медленного, традиционного чтения и понять их природу. Обсле­дование более тысячи человек в период экспериментального обучения


показало, что большинство из них развивали начальную скорость чте­ния не выше 500-750 зн./мин. Аналогичные данные получили и зару­бежные исследователи.

Исследования, проведенные в Англии, показали, что скорость усво­ения информации повышается наиболее интенсивно в 13—19 лет. Одна­ко оказалось, что большинство школьников старше 13 лет не обучены правильному чтению. Кембриджский университет провел эксперимент, в котором участвовало 250 ученых всех возрастов. Показательно, что 25 % из них не смогли прочитать отрывок в 1120 слов за установленные 4 мин. Их средняя скорость чтения составляла меньше 1500 зн./мин., т. е. они не смогли подняться выше среднего американского нормати­ва, составляющего 2500 зн./мин.

Можно выделить пять основных недостатков традиционного мето­да чтения.

Регрессия. Часто при чтении происходят непроизвольные, механиче­ские повторные фиксации глазами одного и того же участка текста — фраз, слов, предложений. Однако при регрессиях на строке глаза совер­шают движение назад, но не в исходную точку фиксации, а только вблизи нее, ограничиваясь лишь своеобразной зоной предсказания, в ко­торой нет отчетливого и точного восприятия читаемого слова. Этот недо­статок самый распространенный. Некоторые читатели незаметно для себя читают дважды любой текст — как легкий, так и трудный, как бы для верности. Области таких повторных фиксаций глаз, возникающие при традиционном чтении, показаны на рисунке 2. При медленном чте­нии регрессии — довольно частое явление и составляют обычно от 10 до 15 для текста объемом в 100 слов. Понятно, что столь частые воз­вратные движения глаз резко снижают скорость чтения.

Наряду с регрессиями при медленном чтении замечены и возврат­ные движения глаз, вызванные кажущимися трудностями текста. Эти возвраты — также недостаток чтения. Очень часто дальнейшее чтение снимает возникшие вопросы и делает возвраты ненужными. Однако есть возвраты, которые можно считать обоснованными. Они возникают при появлении новых мыслей. Некоторые исследователи называют их в от-личие от регрессий реципациями. Их основная цель — более глубокое осмысление уже однажды прочитанного текста. Методика быстрого чте­ния рекомендует повторное чтение только по окончании чтения всего текста.

Отсутствие гибкой стратегии чтения. Рассмотренные недостатки относятся к так называемым следственным факторам. Как было пока­зано в первом разделе этой главы, механизмы речи и движения глаз яв­ляются следственными факторами и их соответствующая тренировка важна, но она не определяет скорости чтения. Гораздо важнее изменить причинные факторы, т. е. работу механизмов мозга, управляющих чте­нием. Главное в проблеме быстрого чтения не столько быстрота, сколь­ко оптимальность, эффективность получения значимой информации


Рис. 2. Движение глаз по строке текста

благодаря правильному выбору стратегии смыслового восприятия текс­та. Понятно, что та или иная скорость и техника чтения подчиняются прежде всего целям, задачам и тем установкам, которые читатель ставит перед собой. Именно выработка соответствующих программ до автома­тизма, умение гибко использовать каждую из них в нужный момент и определяет способность читать быстро.

Необходимо отметить, что отсутствие стратегии чтения вредит многим. Уже первые эксперименты показали, что путем использования простейшей установки — интегрального алгоритма чтения удается повы­сить скорость чтения в 2 раза и почти вдвое улучшить усвоение прочи­танного.

Артикуляция. Движения губ, языка и других органов речи при чте­нии про себя затормаживаются лишь внешне. На самом же деле они на­ходятся в постоянном скрытом движении. Интенсивность этих микро­движений артикуляторов зависит прежде всего от уровня развития на­выка чтения и сложности текста. Чем менее развит навык чтения про себя (у детей) и чем сложнее текст, тем ярче выражена артикуляция, тем больше развернута внутренняя речь.


Под внутренней речью понимается беззвучная мысленная речь. В пом случае мы мыслим, как обычно, при помощи слов, но произно-. им их про себя. В зависимости от степени выражения внутренняя речь подразделяется на две формы: развернутую и сокращенную. При медлен­ном чтении возникает развернутая внутренняя речь - - свообразное внут­реннее говорение, протекающее примерно с такой же скоростью, с ка­кой мы читаем текст вслух. При таком чтении читают не столько глаза­ми, сколько "ушами и губами", так как считываемая информация передается в мозг, где она обрабатывается с участием речеслухового канала, пропускная способность которого, как известно, во много раз меньше зрительного.

Искусственный прием подавления артикуляции заметно сокращает внутреннюю речь. В этом случае читатель оперирует уже не всеми слова­ми исходного текста, а лишь немногими из них или даже целыми обра-зами. Только при сокращенной внутренней речи появляется возмож­ность быстрого, почти мгновенного схватывания смысла.

Как было установлено, привычка проговаривать слова присуща большинству читателей. Формируется она в детстве, когда учатся читать. (Начала ребенок произносит слово по буквам, потом по слогам и, нако­нец, читает вслух все слово целиком. В результате между видимым и произносимым словом устанавливается прочная рефлекторная связь и формируется стереотипный навык проговаривать текст сначала вслух, позже шепотом, а затем про себя. И как всякая привычка, она очень ус­тойчива. Даже если читатель заявляет, что артикуляции у него нет, спе­циальными измерениями удается ее обнаружить. Рентгенокиносъемка глоточных модуляций в процессе чтения показала наличие внутриполост-ной артикуляции даже у людей, читающих сравнительно быстро. Это основной недостаток из группы следственных факторов, замедляющих наше чтение, борьба с которым наиболее сложна, так как он представ­ляет собой условно-рефлекторный стереотип. Не случайно большинство зарубежных методик ограничивается обычно общими рекомендациями: читайте как можно быстрее, и артикуляция у вас исчезнет сама собой. В этом случае предлагается воздействовать на следствие, а не на причи­ну. Сомнительность таких рекомендаций очевидна.

Малое поле зрения. Под полем зрения понимается участок текста, четко воспринимаемый глазами при одной фиксации взгляда. При тра­диционном чтении, когда воспринимаются буквы, слова, в лучшем случае два-три слова, поле зрения очень мало. Вследствие этого глаза де­лают много лишних скачков и фиксаций (остановок). Такой прием мож­но назвать дроблением взгляда. Чем шире поле зрения, тем больше ин­формации воспринимается при каждой остановке глаз, тем меньше ста­новится число этих остановок, а в итоге чтение эффективнее. Быстро читающий за одну фиксацию взгляда успевает воспринять не два-три слова, а всю строку, целое предложение, иногда и весь абзац.


Чтение текста целыми фразами более эффективно не только с точки зрения быстроты: оно способствует и более глубокому, правильному пониманию прочитанного. Это происходит потому, что восприятие боль­ших фрагментов текста в моменты фиксации взора вызывает наглядно-образные представления, ярко проясняющие смысл текста, В популяр­ной литературе иногда говорят об угле зрения. Это неверно, ибо угол зрения определяется оптическими свойствами зрительной системы, а не тренированностью.

Значительно снижает скорость чтения и непроизводительный пере­ход глаз от конца каждой прочитанной строки к началу новой. Сколько строк на странице, столько и лишних переходов, т. е. холостых движений глаз. На это расходуется не только время, но и наши силы. При быстром чтении движение глаз более экономно: вертикально, сверху вниз по цент­ру страницы.

Отсутствие внимания. Скорость чтения большинства читателей на-много ниже той, которую они могли бы иметь без ущерба для понима­ния. У медленно читающего внимание часто переключается на посторон­ние мысли и предметы и интерес к тексту снижается. Поэтому большие фрагменты читаются механически и смысл прочитанного не доходит до сознания. Такой читатель, заметив, что думает о посторонних вещах, часто бывает вынужден перечитывать отрывок заново. Кроме того, он все читает с одинаковой скоростью: и методическое письмо, и увлека­тельный рассказ, и научную статью. Человек, читающий быстро, в зави­симости от трудности текста, от цели чтения и других факторов может гибко менять стратегию чтения, способен управлять своим вниманием.

Пять способов чтения

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: