При исследовании сложных процес-сов в природе и обществе современная наука широко использует метод моделирования. Если механизм какого-либо явления сложен и не подда-ется непосредственному изучению, строится его упрощенная модель, помощью которой и исследуются его основные параметры. Для изучения процесса чтения создадим и мы такую модель и рассмотрим чтение как частный случай приема и переработки текстовой информации. Инженер-ная психология достаточно давно и глубоко изучает чтение. В этой нау-ке организм человека представлен как сложная кибернетическая маши на, которая воспринимает информацию из внешней и внутренней среды перерабатывает ее и хранит необходимые сведения в системе памяти головного мозга.
Такое представление дает возможность построить обобщенную ки-бернетическую модель одного из важнейших процессов восприятия и переработки текстовой информации — процесса чтения. Схема этой мо-дели представлена на рисунке 1. Как известно, кибернетика исследует два вида процессов: переработку информации и управление. Рассматри-вая чтение как некоторую систему "человек—текст", можно заметить что и чтение — это типичная кибернетическая система. В процессе чтения можно выделить пять основных блоков.
Воспринимает информацию блок зрительного анализатора. Пере работка полученной информации проходит при участии речедвигатель-ного, речеслухового блоков и блока смысловой обработки и принятия решений. На характер обработки влияет не только новая информация но и та внутренняя (базовая) о предмете чтения, которая поступает из системы памяти в виде полученных ранее сведений и инструкций, пред-ставляющих собой как бы программы умственных действий для эф
Рис. 1, Модель процесса чтения
фективного осмысления прочитанного. Результат работы блока смысловой обработки - понимание прочитанного, которое как итог чтения поступает в систему памяти. Блок управления контролирует исполнительные органы: мышцы глаз, рук, языка, губ. Этот этап и есть собственно управление, в результате которого замыкается цепь преобразовании в контуре "текст-читатель-текст". Таким образом, цепь "восприятие, переработка, выработка решения и его выполнение" образует замкнутую кольцеобразную систему между читателем и автором
текста.
Как и в любом подобного рода объекте управления, здесь есть каналы обратной связи. В системах управления обратной связью называют корректирующие воздействия выхода системы на ее вход. В нашем случае канал обратной связи реализуется выдачей сигнала о принятом корректирующем решении (в результате осмысления текущего фрагмента текста) каналу зрительного анализатора: "Остановись", "Читай дальше", "Вернись" (в отличие от общей команды "Читай читай, читай").
Итак, чтение в системе "человек-текст" представляет собой процесс управления несколькими процессами, где текст - объект восприятия и познания заложенной в нем содержательной информации, головной мозг - перерабатывающее и управляющее устройство.
В соответствии с описанной структурной моделью сам процесс чтения можно представить следующим образом. Читатель схватывает тором определенный фрагмент текста, который далее начинает обрабатываться в канале зрительного анализатора. Происходит также речеслуховой и речедвигательный анализ. В результате такой традиционной трехступенчатой обработки информации принимается определенное решение в блоке смысловой обработки: команда на выполнение регрессии или на считывание следующего фрагмента текста, команда мышцам руки на перевертывание страницы или команда на приостановку чтения.
Отдавая себе отчет в крайней условности и приближенности рассмотренной структуры — функциональной модели процесса чтения, мы тем не менее считаем ее осознание полезным для читателей.
Как установили ученые, чтение есть одновременный процесс приема и выдачи речи. От того, как эти процессы организованы, какова ступень их согласованности, и зависит скорость чтения. Если при чтении возникает так называемая внешняя артикуляция — проговаривание вслух или шепотом того, что читается, и тут же внутреннее прослушивание, то в этих случаях перерабатывают информацию все три блока: зрительный, речедвигательный, речеслуховой. Иначе говоря, текст зрительно воспринимается, проговаривается и прослушивается. Таким традиционным способом читают почти все читатели.
Однако такая многоступенчатая обработка текста не всегда обязательна и, кроме того, прочитанное не усваивается лучше. При таком чтении восприятие и осмысление больших фрагментов текста, выделение их логических элементов затруднено. Образно говоря, за деревьями слов читатель не видит леса смысла.
С точки зрения кибернетики медленный темп чтения в этом случае можно объяснить только низкой пропускной способностью речеслу-хового канала в целом из-за его инерционности. Действительно, скорость нашей речи невелика — 150 сл/мин. Это предел, выше которого она становится невнятной.
Итак, внешняя артикуляция в любом виде (проговаривание вслух или шепотом) тормозит чтение. Умелое ее подавление, как мы увидим позже, позволит нам исключить из участия в обработке информации при чтении один функциональный блок — речеслуховой и перейти на новую, более экономную двухступенчатую обработку информации с помощью только зрительного и речедвигательного блоков, работа которых также изменяется. При таком чтении целые группы слов заменяются в мозге одним ключевым словом-понятием, обобщающим смысл всей фразы.
Факторы управления процессом чтения можно разбить на две группы: причинные (мозговые) и следственные (периферийные). Любой психофизиологический анализатор состоит из трех частей — воспринимающей — периферической, передающей — транслирующей и высшего
центра управления - группы нейронов в коре головного мозга. Анализ поступающей извне информации начинается в периферической части. Но только в мозговых концах анализатора — в коре больших полушарий головного мозга — возможен тонкий анализ всех сложных элементов непринимаемого изображения. Именно здесь формируются программы и коды, с помощью которых человек активно воспринимает события внешнего мира.
Таким образом, при обучении быстрому чтению надо воздействовать на обе группы факторов: следственные, определяющие поведение периферических частей анализаторов зрительного, речевого и слухового, и причинные — механизмы мозга. Путем различных управляющих учебно-методических воздействий необходимо добиться развития периферической части зрительного анализатора, блокирования речеслухово-го анализатора и соответственно перестроить или выработать новые программы работы мозга при обработке текста. Устройство, управляющее процессом чтения, — головной мозг, потому и является центральным причинным фактором, что именно его деятельностью определяется следственное поведение всех периферических концов анализаторов, Очевидно, в функциях коры головного мозга надо искать те ключевые причинные факторы, которые определяют в конечном счете скорость и эффективность чтения. К сожалению, мы еще мало знаем о механизме мозговых процессов, управляющих чтением. До сих пор достоверно не известно, по каким законам производится отбор и обработка наиболее важных смысловых единиц текста при чтении и с помощью каких систем кодов это реализуется. Человеческий разум поражает именно своей гибкой способностью извлекать и использовать наиболее значимую информацию. Вместе с тем современные представления о работе мозга позволяют предположить, что при быстром чтении реализуются более совершенные программы умственной деятельности, и главное — коды более высоких уровней интерпретации смысла текста. По аналогии с прогрессом в построении электронных вычислительных машин можно считать, что быстро читающие люди используют диалоговые достоинства современных ЭВМ пятого поколения, тогда как люди, читающие медленно, "работают" на уровне машин первого поколения, т. е. в режиме "большого арифмометра". Возможность гибко ассоциировать и выбирать, адаптировать и совершенствовать программы умственных действий при общении с текстом — очевидное преимущество человеческого мозга, которое, однако, на практике люди используют пока крайне неэффективно. Быстрое чтение позволяет использовать их с большим эффектом.
Недостатки традиционных методов чтении
Чтобы овладеть методом быстрого чтения, очень важно осознать причины медленного, традиционного чтения и понять их природу. Обследование более тысячи человек в период экспериментального обучения
показало, что большинство из них развивали начальную скорость чтения не выше 500-750 зн./мин. Аналогичные данные получили и зарубежные исследователи.
Исследования, проведенные в Англии, показали, что скорость усвоения информации повышается наиболее интенсивно в 13—19 лет. Однако оказалось, что большинство школьников старше 13 лет не обучены правильному чтению. Кембриджский университет провел эксперимент, в котором участвовало 250 ученых всех возрастов. Показательно, что 25 % из них не смогли прочитать отрывок в 1120 слов за установленные 4 мин. Их средняя скорость чтения составляла меньше 1500 зн./мин., т. е. они не смогли подняться выше среднего американского норматива, составляющего 2500 зн./мин.
Можно выделить пять основных недостатков традиционного метода чтения.
Регрессия. Часто при чтении происходят непроизвольные, механические повторные фиксации глазами одного и того же участка текста — фраз, слов, предложений. Однако при регрессиях на строке глаза совершают движение назад, но не в исходную точку фиксации, а только вблизи нее, ограничиваясь лишь своеобразной зоной предсказания, в которой нет отчетливого и точного восприятия читаемого слова. Этот недостаток самый распространенный. Некоторые читатели незаметно для себя читают дважды любой текст — как легкий, так и трудный, как бы для верности. Области таких повторных фиксаций глаз, возникающие при традиционном чтении, показаны на рисунке 2. При медленном чтении регрессии — довольно частое явление и составляют обычно от 10 до 15 для текста объемом в 100 слов. Понятно, что столь частые возвратные движения глаз резко снижают скорость чтения.
Наряду с регрессиями при медленном чтении замечены и возвратные движения глаз, вызванные кажущимися трудностями текста. Эти возвраты — также недостаток чтения. Очень часто дальнейшее чтение снимает возникшие вопросы и делает возвраты ненужными. Однако есть возвраты, которые можно считать обоснованными. Они возникают при появлении новых мыслей. Некоторые исследователи называют их в от-личие от регрессий реципациями. Их основная цель — более глубокое осмысление уже однажды прочитанного текста. Методика быстрого чтения рекомендует повторное чтение только по окончании чтения всего текста.
Отсутствие гибкой стратегии чтения. Рассмотренные недостатки относятся к так называемым следственным факторам. Как было показано в первом разделе этой главы, механизмы речи и движения глаз являются следственными факторами и их соответствующая тренировка важна, но она не определяет скорости чтения. Гораздо важнее изменить причинные факторы, т. е. работу механизмов мозга, управляющих чтением. Главное в проблеме быстрого чтения не столько быстрота, сколько оптимальность, эффективность получения значимой информации
Рис. 2. Движение глаз по строке текста
благодаря правильному выбору стратегии смыслового восприятия текста. Понятно, что та или иная скорость и техника чтения подчиняются прежде всего целям, задачам и тем установкам, которые читатель ставит перед собой. Именно выработка соответствующих программ до автоматизма, умение гибко использовать каждую из них в нужный момент и определяет способность читать быстро.
Необходимо отметить, что отсутствие стратегии чтения вредит многим. Уже первые эксперименты показали, что путем использования простейшей установки — интегрального алгоритма чтения удается повысить скорость чтения в 2 раза и почти вдвое улучшить усвоение прочитанного.
Артикуляция. Движения губ, языка и других органов речи при чтении про себя затормаживаются лишь внешне. На самом же деле они находятся в постоянном скрытом движении. Интенсивность этих микродвижений артикуляторов зависит прежде всего от уровня развития навыка чтения и сложности текста. Чем менее развит навык чтения про себя (у детей) и чем сложнее текст, тем ярче выражена артикуляция, тем больше развернута внутренняя речь.
Под внутренней речью понимается беззвучная мысленная речь. В пом случае мы мыслим, как обычно, при помощи слов, но произно-. им их про себя. В зависимости от степени выражения внутренняя речь подразделяется на две формы: развернутую и сокращенную. При медленном чтении возникает развернутая внутренняя речь - - свообразное внутреннее говорение, протекающее примерно с такой же скоростью, с какой мы читаем текст вслух. При таком чтении читают не столько глазами, сколько "ушами и губами", так как считываемая информация передается в мозг, где она обрабатывается с участием речеслухового канала, пропускная способность которого, как известно, во много раз меньше зрительного.
Искусственный прием подавления артикуляции заметно сокращает внутреннюю речь. В этом случае читатель оперирует уже не всеми словами исходного текста, а лишь немногими из них или даже целыми обра-зами. Только при сокращенной внутренней речи появляется возможность быстрого, почти мгновенного схватывания смысла.
Как было установлено, привычка проговаривать слова присуща большинству читателей. Формируется она в детстве, когда учатся читать. (Начала ребенок произносит слово по буквам, потом по слогам и, наконец, читает вслух все слово целиком. В результате между видимым и произносимым словом устанавливается прочная рефлекторная связь и формируется стереотипный навык проговаривать текст сначала вслух, позже шепотом, а затем про себя. И как всякая привычка, она очень устойчива. Даже если читатель заявляет, что артикуляции у него нет, специальными измерениями удается ее обнаружить. Рентгенокиносъемка глоточных модуляций в процессе чтения показала наличие внутриполост-ной артикуляции даже у людей, читающих сравнительно быстро. Это основной недостаток из группы следственных факторов, замедляющих наше чтение, борьба с которым наиболее сложна, так как он представляет собой условно-рефлекторный стереотип. Не случайно большинство зарубежных методик ограничивается обычно общими рекомендациями: читайте как можно быстрее, и артикуляция у вас исчезнет сама собой. В этом случае предлагается воздействовать на следствие, а не на причину. Сомнительность таких рекомендаций очевидна.
Малое поле зрения. Под полем зрения понимается участок текста, четко воспринимаемый глазами при одной фиксации взгляда. При традиционном чтении, когда воспринимаются буквы, слова, в лучшем случае два-три слова, поле зрения очень мало. Вследствие этого глаза делают много лишних скачков и фиксаций (остановок). Такой прием можно назвать дроблением взгляда. Чем шире поле зрения, тем больше информации воспринимается при каждой остановке глаз, тем меньше становится число этих остановок, а в итоге чтение эффективнее. Быстро читающий за одну фиксацию взгляда успевает воспринять не два-три слова, а всю строку, целое предложение, иногда и весь абзац.
Чтение текста целыми фразами более эффективно не только с точки зрения быстроты: оно способствует и более глубокому, правильному пониманию прочитанного. Это происходит потому, что восприятие больших фрагментов текста в моменты фиксации взора вызывает наглядно-образные представления, ярко проясняющие смысл текста, В популярной литературе иногда говорят об угле зрения. Это неверно, ибо угол зрения определяется оптическими свойствами зрительной системы, а не тренированностью.
Значительно снижает скорость чтения и непроизводительный переход глаз от конца каждой прочитанной строки к началу новой. Сколько строк на странице, столько и лишних переходов, т. е. холостых движений глаз. На это расходуется не только время, но и наши силы. При быстром чтении движение глаз более экономно: вертикально, сверху вниз по центру страницы.
Отсутствие внимания. Скорость чтения большинства читателей на-много ниже той, которую они могли бы иметь без ущерба для понимания. У медленно читающего внимание часто переключается на посторонние мысли и предметы и интерес к тексту снижается. Поэтому большие фрагменты читаются механически и смысл прочитанного не доходит до сознания. Такой читатель, заметив, что думает о посторонних вещах, часто бывает вынужден перечитывать отрывок заново. Кроме того, он все читает с одинаковой скоростью: и методическое письмо, и увлекательный рассказ, и научную статью. Человек, читающий быстро, в зависимости от трудности текста, от цели чтения и других факторов может гибко менять стратегию чтения, способен управлять своим вниманием.
Пять способов чтения |