За любым гуманитарным исследованием и социальным проектом явно или неявно стоит некоторое представление о человеке. Их успех во многом зависит от глубины и содержательности соответствующей антропологической модели. Учение о человеке, содержащееся в святоотеческой христианской антропологии, нельзя назвать ограниченным или примитивным, однако создается ощущение, что в настоящее время - по крайней мере в нашей стране - оно чуждо и даже вовсе незнакомо науке и социальной работе.
Это лишь увеличивает и без того громадный разрыв между церковной и светской культурой, что, в свою очередь, неблагоприятно сказывается как на богословии, так и на жизни общества. Для полноценного диалога Церкви и мира действительно ещё не достаточно разработаны язык и средства, однако нередко за указанием на принципиальные расхождения скрывается простое нежелание услышать и понять другую сторону.
Конструктивный диалог, предполагающий наличие такого желания, должен выявить общие для церковной и светской культуры предметы (невзирая на возможные расхождения в методах) и расширить горизонты и перспективы исследований.
На примере антропологии и современной психологии можно наметить следующие темы такого взаимообогощающего диалога.
Прежде всего, следует различать психологическую теорию как определенное мировоззрение и психологическую теорию как свидетельство о состоянии человека, его природы и психики. Картина мира, вытекающая из той или иной психологической теории, может (и в ряде случаев должна) подвергаться критическому взгляду с точки зрения Откровения о человеке. Отрицание созданной вне религиозного контекста психологической теории как мировоззрения вполне естественно для богословия. Однако если богослов отрицает свидетельство проверенной на практике теории как части эмпирической науки, он рискует погрузиться в отвлеченные рассуждения и вообще перестать понимать, что происходит в окружающем его мире.
Далее, богословские положения можно рассматривать как некоторые методологические принципы для психологических исследований и моделей. Богословские различения личности и природы, состояния человека до и после грехопадения, образа Божия и кожаных риз дают определенный взгляд на проблемы психического развития и жизнедеятельности человека и, так сказать, «структурируют» материал психологических исследований.
Наконец, в своей практике психологи вплотную сталкиваются с явлениями и проблемами, выходящими за рамки чистой психологии - начиная с места и роли предельных жизненных смыслов и ценностей в душевном здоровьи (логотерапия В. Франкла) и кончая особыми духовными состояниями, переживаемыми пациентами (напр. процессуальная терапия А. Минделла). Роль богословия видится здесь в том, чтобы помочь квалифицировать эти явления на основании многовековой религиозной традиции и, соответственно, дать новые ориентиры для разработки психотерапевтических стратегий.
Такой конструктивный диалог христианской антропологии и психологии ведет к созданию христианско-ориентированной психологической практики, которая - здесь мы несколько развиваем мысль прот. Иоанна Мейендорфа - должна основываться на основе здорового взгляда на человеческую жизнь, охватывающего запросы духа и тела в нераздельном единстве[180].
[1] Прп. Максим Исповедник, Главы о богословии и домостроительстве воплощения Сына Божия, гл. 5, Творения, кн. 1, М. 1993, стр. 215
[2] прп. Макарий Египетский, Hom. XLIX, c. 4, PG 34, 816, цит. по Флоровский, Тварь и тварность, в кн.: прот. Г. Флоровский, Догмат и история, М. 1998, стр. 113
[3] цит. по: Лосский Вл. Очерк мистического богословия Восточной церкви, Богословские труды, т.8, стр. 11
[4] архиеп. (впоследствии митрополит) Макарий (Булгаков), Православно-догматическое богословие, т. 1, Спб. 1868, стр. 95-96
[5] согласно «Катихизису» свт. Филарета Дроздова ангелы определены как «бесплотные духи, одаренные умом, волею и могуществом» (свт. Филарет Дроздов, Пространный христианский катихизис, М. 1911, стр. 21)
[6] «умное постижение» не есть результат умозаключения, а, как будет показано дальше, особый способ постижения посредством созерцания
[7] свт. Филарет (Дроздов), Пространный христианский катихизис, М. 1911, стр. 23-24
[8] свт. Григорий Нисский, Об устроении человека, гл. XVI, СПб., 1995
[9] когда одну преподобную, спросили, не боится ли она произносить поучения, будучи женщиной, и она отвечала, что она женщина по телу, а не по уму, – она, скорее всего, указывала именно на эту догматическую истину (мышление святых людей – не от книг, но от непосредственного молитвенного осияния – бывает глубоко догматично), а вовсе не хвалилась «мужским умом».
[10] св. Григорий Богослов, Слово на св. Пасху, Творения, т.1, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994, стр. 665
[11] цит. по Nellas P. Deification in Christ, NY 1987, p. 211-216
[12] св. Дионисий Ареопагит, О Божественных именах, в кн.: Св. Дионисий Ареопагит, О Божественных именах, О мистическом богословии, СПб. 1994, стр. 131
[13] комментарии к тексту Великого Дионисия принадлежат Иоанну Скифопольскому или преподобному Максиму Исповеднику
[14] «Далее, соединяя рай и прочую землю святостью жизни, он превращает землю в одно целое, не разделенное на различные части, а собранное воедино, тем, что не питает никакого пристрастия к какой-либо из его частей».
[15] блаж. Августин Иппонский, О Книге Бытия, гл. VII, 16
[16] свт. Иоанн Златоуст, Беседы на Книгу Бытия, XIV, 2
[17] архиеп. Макарий (Булгаков), Православно-догматическое богословие, т. 1, СПб. 1868, стр. 461
[18] цит. по архиеп. Макарий (Булгаков), Православно-догматическое богословие, т. 1, СПб. 1868, стр. 461
[19] прп. Иоанн Дамаскин, Точное изложение Православной веры, кн. 2, гл.10
[20] прп. Иоанн Дамаскин, Точное изложение Православной веры, кн. 2, гл.10
[21] прп. Иоанн Дамаскин, Точное изложение Православной веры, кн.2, гл. 12
[22]» свт. Феофан Затворник, «Мысли на каждый день года», М. 1997, стр. 300
[23] блаж. Диадох Фотикийский, Подвижническое слово, Добротолюбие, т. 3, Jordanville, 1965, стр. 16-17
[24] ср.: ...облечься в нового человека, созданного по Богу в праведности и святости истины... (Еф. 4, 24)
[25] ср.: "ведь человек более по образу Божию, нежели ангел, - ведь у ангела нет природного раба [т.е. тела, которое как раб выполняет повеления души]" (прп. Иоанн Дамаскин. О свойствах двух природ во едином Христе. В кн.: прп. Иоанн Дамаскин. Творения. Христологические и полемические трактаты. Слова на Богородичные праздники. М. 1997, стр. 96)
[26] свт. Филарет Дроздов, Толкование на Книгу Бытия, т.1, М. 1867, стр. 21
[27] см. напр.: архим. Алипий (Кастальский-Бороздин), архим. Исайя (Белов), Догматическое богословие. Свято Троице Сергиева Лавра, 1994, стр. 219
[28] св. Иоанн Кронштадский, Христианская философия, СПб. 1902, стр. 5
[29] прот. Воронов Л., Догматическое богословие, Московская Патриархия, 1994, стр. 22
[30] св. Афанасий Великий, Слово о воплощении Бога Слова и о пришествии Его к нам во плоти, Творения, т. 1, М. 1994, стр. 205
[31] св. Иоанн Кронштадский, Мысли христианина, Спб. 1905, стр. 104
[32] см. напр. архиеп. Феодор (Поздеевский), Смысл христианского подвига, М. 1991, стр. 133-134
[33] Немесий Эмесский, О природе человека, глл. XII-XIV, М. 1996
[34] см. прп. Иоанн Дамаскин, Точное изложение Православной веры, кн.2, гл.19
[35] т.е. по способности речи
[36] Немесий Эмесский, О природе человека, гл. XIV, М. 1996
[37] Позов А., Основы древнецерковной антропологии, Мадрид, 1965, стр. 154-155
[38] «Святые в будущем веке (или на небесах) вещают между собою внутреннее слово, Духом Святым возглашаемое» (св. Григорий Синаит, Главы о заповедях и догматах, гл. 49, Добротолюбие, т. 5, М. 1900, стр. 189)
[39] Каллист и Игнатий Ксанфопулы, Наставление для безмолствующих, гл. 67, Добротолюбие, т. 5, М. 1900, стр. 386
[40] Немесий Эмесский, О природе человека, гл. XIII, М. 1996
[41] ср. Немесий Эмесский, О природе человека, гл. XVII, М. 1996
[42] Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению, М. 1996, стр. 279
[43] Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии, М. 1999, стр. 579
[44] Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. Книга 1, М. 1992, стр. 62
[45] иер. Олег Давыденков, Традиционная христология «нехалкидонитов», М. 1997, стр. 19, 27
[46] св. Василий Великий, Письмо 38, К Григорию брату, Творения, т. 3, СПб. 1911, стр. 51-58
[47] христиане, в отличие от всевозможных еретиков, пишет св. Григорий в «Слове против ариан», покланяются Единому Богу «… в трех Личностях: разумных, совершенных, самостоятельных, и раздельных по числу, но не по Божеству (™n trisˆn „diÒthsi, noera‹j, tele…aij, kaq' ˜aut¦j Øfestèsaij, ¢riqmù diaireta‹j, kaˆ oÙ diaireta‹j qeÒthti)» (св. Григорий Богослов, Слово 33, Против ариан и о самом себе, Творения, т. 1, Св.-Троице Сергиева Лавра, 1994, стр. 490-491)
[48] Лосский Вл. Догматическое богословие. Богословские труды N 8, стр. 139-140
[49] «В последние времена Слово Само облекши плотию Свою Ипостась и Свою природу, которые существовали прежде его человеческой природы и которые прежде веков были бесплотны, воипостазировало Свою человеческую природу в Свою собственную Ипостась.» (цит. по: прот. Иоанн Мейендорф, Введение в святоотеческое богословие, Вильнюс-Москва, 1992, стр. 283)
[50] напр. Михаил Пселл, Богословские сочинения, СПб. 1998, стр. 74-75
[51] Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М. 1975, стр. 173-182
[52] Constantelos D. J. The Human Being: A Mask or a Person? Online Publication by Miriobiblos Library, http://www.myriobiblos.gr/Text_Indexes/English/constan.html
[53] прп. Иоанн Дамаскин, Точное изложение православной веры, кн. 3, гл. 15
[54] прп. Анастасий Синаит, Путеводитель, ЖМП, 1993, N 7, стр. 75
[55] Деяния Вселенских соборов, т. 4, М. 1996, стр. 222
[56] Деяния Вселенских соборов, т. 4, М. 1996, стр. 38
[57] см. диак. Андрей Кураев, Василий Лурье, На пороге унии. М. 1994, стр. 23-25
[58] прп. Иоанн Дамаскин, Точное изложение Православной веры, кн.2, гл. 22
[59] прп. Иоанн Дамаскин. О свойствах двух природ во едином Христе. Творения. М. 1994, стр. 102
[60] диак. Андрей Кураев, Василий Лурье, На пороге унии. М. 1994, стр. 18
[61] Каллист и Игнатий Ксанфопулы, Наставление для безмолствующих. Добротолюбие, т. 5, М. 1900, стр. 361
[62] свт. Григорий Богослов, Слово на Святую Пасху, Творения, т. 1, Св.-Троице Сергиева Лавра, 1994, стр. 666
[63] прп. Иоанн Дамаскин, Точное изложение Православной веры, кн. 2, гл. 30
[64] архиеп. (впоследствии митрополит) Макарий (Булгаков), Православно-догматическое богословие, т. 1, СПб. 1868, стр. 484-485
[65] физические (от греч. fÚsij - природа) - имеющие отношение к природе, термин употребляемым Вл. Лосским. См.: Лосский В.Н. Искупление и обожение, в кн.: Лосский В.Н., По образу и подобию, М. 1995, стр. 97
[66] прп. Максим Исповедник, Вопросоответы к Фалассию, Вопрос XLII, Творения, т. 2, М. 1993, стр. 111
[67] тление - перевод греческого fqor£, которое означает также "пагуба", "истребление", "уничтожение", "гибель", "порча"
[68] св. Григорий Синаит, Главы о заповедях и догматах, Добротолюбие, т. 5, М. 1900, стр. 181
[69] св. Григорий Синаит, Главы о заповедях и догматах, Добротолюбие, т. 5, М. 1900, стр. 181
[70] Кемпиньски А. Человек и невроз. М. 1997, стр. 27-28
[71] Кемпиньски А. Психология шизофрении, СПб. 1998, стр. 46-47
[72] Lindemann E. Symptomatology and management of acute grief, Amer. Journ. Of psychiatry, 1944, v. 101, N 2
[73] свт. Григрий Палама, Послание ко всечестной во инокинях Ксении, гл. 4, Добротолюбие, т. 5
[74] свт. Филарет (Дроздов), Пространный христианский катихизис, М. 1911, стр. 29
[75] Франкл В., Человек в поисках смысла, М. 1990, стр. 32
[76] свт. Григорий Богослов, Слово на Святую Пасху, Творения, т. 1, Св.-Троице Сергиева Лавра, 1994, стр. 666
[77] свт. Филарет Дроздов, Толкование на Книгу Бытия, т.1, М. 1867, стр. 74
[78] Анализ этого понятия в святоотеческой традиции в: Nellas P. Deification in Christ, NY 1987, p. 44-53
[79] свт. Григорий Нисский, О душе и воскресении, PG 46, 148C-149A, цит. по: Nellas P. Deification in Christ, NY 1987, p. 49
[80] свт. Филарет (Дроздов), Пространный христианский катихизис, М. 1911, стр. 34
[81] Епифанович С.Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие, М. 1996, стр. 83-84
[82] прп. Иоанн Дамаскин, Точное изложение Православной веры, кн. 4, гл. 22
[83] прп. Максим Исповедник, Толкование на Молитву Господню, Творения, т. 2, М. 1993, стр. 192
[84] свт. Григорий Палама, Омилия 16, О Домостроительстве воплощения Господа нашего Иисуса Христа, Беседы, т. 1, М. 1993, стр. 155
[85] прп. Максим Исповедник, Вопросоответы к Фалассию, Воспрос XXI, Творения, кн. 2, М. 1993, стр. 60
[86] свт. Иоанн Златоуст, Беседы на послание к Римлянам, М. 1994, стр. 637
[87] блаж. Августин, Исповедь, кн. 1, гл. 7, М. 1992, стр. 34
[88] Nellas, p. 88
[89] Рубинштейн, стр. 522
[90] Рубинштейн, стр. 522
[91] цитируется по Nellas, p. 87
[92] Немесий, гл. XVI
[93] свт. Феофан Затворник, Начертание христианского нравоучения, М. 1998, стр. 167
[94] Немесий Эмесский, Об природе человека, NY, 1996, гл. XXX, ср.: Аристотель, Никомахова этика, III, 1
[95] Немесий Эмесский, Об природе человека, NY, 1996, гл. XXIX
[96] напр.: «Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными. Ему отвечали: мы… не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: «сделаетесь свободными»? Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий делающий грех есть раб греха… Итак, если Сын освободит вам, то истинно свободны будете» (Ин. 8, 31-36)
[97] прп. Иоанн, игумен Синайской горы, Лествица, М. 1908, гл. 15, разд. 21
[98] митр. Николай (Могилевский), Тайна души человеческой, М. 1999, стр. 44
[99] прп. Иоанн Кассиан Римлянин, Собеседования, V, 11, Творения, М. 1892
[100] прп. Иоанн Кассиан Римлянин, Собеседования, V, 11, Творения, М. 1892
[101] митр. Николай (Могилевский), Тайна души человеческой, М. 1999, стр. 56
[102] прп. Иоанн Кассиан Римлянин, Собеседования, V, 11, Творения, М. 1892
[103] Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению, М. 1996, стр. 268-269
[104] один динарий было средней оплатой дневного труда для вида работы, не требующей особой квалификации
[105] прп. Иоанн Кассан Римлянин, О постановлениях киновитян, кн. 7, глл. 7, Творения, М. 1892
[106] Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению, М. 1996, стр. 276-277
[107] прп. Иоанн Кассиан Римлянин, Собеседования, V, 11, Творения, М. 1892
[108] митр. Николай (Могилевский), Тайна души человеческой, М. 1999, стр. 70
[109] прп. Иоанн Кассиан Римлянин, Собеседования, V, 11, Творения, М. 1892
[110] Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению, М. 1996, стр. 288
[111] прп. Иоанн Кассиан Римлянин, Собеседования, V, 11, Творения, М. 1892
[112] прп. Иоанн, игумен Синайской горы, Лествица, М. 1908, гл. 22, разд. 2
[113] митр. Николай (Могилевский), Тайна души человеческой, М. 1999, стр. 84
[114] св. Афанасий Великий, Слово о воплощении Бога-Слова, и о пришествии Его к нам во плоти, Творения, кн. 1, М. 1994, стр. 205
[115] Послания восточных патриархов, гл. 14
[116] свт. Григорий Богослов, Послание третье, к пресвитеру Кледонию, против Аполлинария – первое, т. 2, стр. 12
[117] св. Ириней Лионский, Против ересей, кн. 5, гл. 9, разд. 1
[118] блаж. Диадох, Подвижническое слово, гл. 29
[119] прп. Максим Исповедник, Вопросоответы к Фалассию, стр. 23
[120] прп. Максим Исповедник, Вопросоответы к Фалассию, стр. 26
[121] прп. Максим Исповедник, Главы о любви, 115
[122] прп. Максим Исповедник, Главы о любви, 116
[123] прп. Максим Исповедник, Главы о любви, 49
[124] прп. Максим Исповедник, Главы о любви, 49
[125] свт. Иоанн Златоуст, О девстве, гл. 15
[126] следует сразу отметить, что в греческом тексте стоит существительное epistrofi, которое обозначает обращение.
[127] Иг. Никон (Воробьев), Нам оставлено покаяние. Письма. М. 1997, стр. 218-219
[128] св. Афанасий Великий, Слово о воплощении Бога-Слова, и о пришествии Его к нам во плоти, Творения, кн. 1, М. 1994, стр. 198-200
[129] т.е. образ Божий в человеке
[130] св. Афанасий Великий, Слово о воплощении Бога-Слова, и о пришествии Его к нам во плоти, Творения, кн. 1, М. 1994, стр. 208
[131] архиеп. Иннокентий (Борисов), Проповедь в Великую Пятницу, в кн: Иннокентий, архиеп. Херсонский и Таврический, Страстная Седмица Великого Поста, М. 1996, стр. 63
[132] прот. Воронов Л. Догматическое богословие, Спб., 1994, стр. 34
[133] еп. Никодим (Милаш). Правила Православной церкви с толкованиями, т. II, М. 1994, стр. 259
[134] «Безумне глаголющым не нужно быти ко спасению нашему и очищению грехов пришествие в мир Сына Божия во плоти и Его вольное за нас страдание, смерть и воскресение, анафема».
[135] свт. Филарет (Дроздов), Пространный христианский катихизис, М. 1911, стр. 28
[136] Свт. Филарет (Дроздов), Пространный христианский катихизис, М. 1911, стр. 31
[137] прп. Максим Исповедник, Вопросоответы к Фалассию, Вопрос XLII, Творения, т. 2, М. 1993, стр. 110
[138] прп. Максим Исповедник, Вопросоответы к Фалассию, Вопрос XLII, Творения, т. 2, М. 1993, стр. 61
[139] прп. Максим Исповедник, Вопросоответы к Фалассию, Вопрос XLII, Творения, т. 2, М. 1993, стр. 111
[140] прп. Максим Исповедник, Вопросоответы к Фалассию, Вопрос XLII, Творения, т. 2, М. 1993, стр. 61
[141] речь идет о Святых Дарах
[142] св. Николай Кавасила, Изъяснение божественной Литургии, Кормчий, N 1, 1997, стр. 37-38
[143] другой возможный перевод с греч. подлинника - "во всех"
[144] выделено нами
[145] было бы ошибкой заключать из этого текста, что Христос не полон без Своей Церкви. Подобные утверждения высказывал прот. Сергий Булкагов. Критический разбор его воззрений - Лосский В.Н. Спор о Софии, раздел II в), М. 1996
[146] в момент подготовки работы русский текст нам был, к сожалению, недоступен. Здесь мы пользовались электронной версией английского перевода, расположенной Internet по адресу http://ccel.wheaton.edu/fathers/NPNF1-13
[147] см. Епифанович С. Л., Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие, М. 1996, стр. 100
[148] прп. Иоанн Кассиан Римлянин, Собеседование 13, Творения, М. 1892, стр. 407-408
[149] прп. Иоанн Кассиан Римлянин, Собеседование 13, Творения, М. 1892, стр. 409-410
[150] прп. Иоанн Кассиан Римлянин, Собеседование 13, Творения, М. 1892, стр. 418
[151] прп. Иоанн Кассиан Римлянин, Собеседование 13, Творения, М. 1892, стр. 408-409
[152] прп. Иоанн Кассиан Римлянин, Собеседование 13, Творения, М. 1892, стр. 413
[153] прп. Иоанн Кассиан Римлянин, Собеседование 13, Творения, М. 1892, стр. 416
[154] прп. Иоанн Кассиан Римлянин, Собеседование 13, Творения, М. 1892, стр. 419
[155] свт. Феофан Затворник, Путь ко спасению, М. 1900, стр. 177
[156] свт. Феофан Затворник, Путь ко спасению, М. 1900, стр. 177
[157] свт. Феофан Затворник, Путь ко спасению, М. 1900, стр. 177
[158] свт. Феофан Затворник, Путь ко спасению, М. 1900, стр. 177-178
[159] ср. Определение аскетизма в: Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению, М. 1996, стр. XI
[160] происхождение этой книги загадочное. Сам св. Никодим ее автором не является. Высказывалось предположение, что оно написано средневековым католическим монахом, но ряд аскетических вопросов, в которых между Восточной Церковью и римо-католиками имеются разногласия, изложен, безусловно в ключе православной традиции. Подробнее см. иером. Климент (Зедергольм), О жизни и трудах Никодима Святогорца, СПб, 1998
[161] св. Никодим Святогорец, Невидимая брань, М. 1899, стр. 12
[162] св. Никодим Святогорец, Невидимая брань, М. 1899, стр. 14
[163] св. Никодим Святогорец, Невидимая брань, М. 1899, стр. 18-19
[164] Заметим, однако, что текст в основном предназначается для монахов, приходящих в монастырь и начинающих свой подвиг - надежда на собственные силы является для них серьезной опасностью. Вместе с тем есть и другая категория лиц, отчаявшихся в возможности изменить что-либо в своей жизни, и ощущающих себя беспомощными перед окружающими обстоятельствами - речь идет о людях с более или менее выраженными невротическими расстройствами. Эти расстройства проявляются затрагивают волевую сферу и представления о себе таких людей в догматическом отношении сходны с крайностями позиции блаж. Августина в полемике с Пелагием. В работе с такими людьми, вероятно, следует укреплять их надежду на то, что они в состоянии, с помощью Божией, совершать волевые усилия в деле своего спасения. Весьма характерной формулой, полезной для этих людей могут стать слова ап. Павла: «Все могу в укрепляющем меня Господе Иисусе» (Фил. 4, 13).
[165] св. Никодим Святогорец, Невидимая брань, М. 1899, стр. 23
[166] св. Никодим Святогорец, Невидимая брань, М. 1899, стр. 24. Опять отметим, что это рассуждение годится для людей обладающих хорошим психическим здоровьем и не подходит для, скажем, психастеников, которые на рациональном уровне вполне отдают себе отчет в необоснованности своих страхов и сомнений, но не в состоянии справиться с ними. В духовном плане это, конечно, маловерие, но такое, от которого нельзя избавиться простым перечитыванием душеполезной литературы
[167] св. Никодим Святогорец, Невидимая брань, М. 1899, стр. 26
[168] св. Никодим Святогорец, Невидимая брань, М. 1899, стр. 28
[169] св. Никодим Святогорец, Невидимая брань, М. 1899, стр. 32
[170] св. Никодим Святогорец, Невидимая брань, М. 1899, стр. 33
[171] св. Никодим Святогорец, Невидимая брань, М. 1899, стр. 38
[172] св. Никодим Святогорец, Невидимая брань, М. 1899, стр. 59-62
[173] св. Никодим Святогорец, Невидимая брань, М. 1899, стр. 62-66
[174] св. Никодим Святогорец, Невидимая брань, М. 1899, стр. 66-67
[175] св. Никодим Святогорец, Невидимая брань, М. 1899, стр. 78 - 84
[176] св. Никодим Святогорец, Невидимая брань, М. 1899, стр. 86 - 87
[177] св. Никодим Святогорец, Невидимая брань, М. 1899, стр. 111 - 114
[178] св. Никодим Святогорец, Невидимая брань, М. 1899, стр. 196
[179] св. Никодим Святогорец, Невидимая брань, М. 1899, стр. 197 - 200
[180] прот. И. Мейендорф, Церковь, общество, культура в Православном церковном Предании, в кн.: прот. И. Мейендорф, Православие в современном мире, М. 1997, стр. 220