МГ – мастерская группа
ПРИ – полигонная ролевая игра
РИЖД – ролевая игра живого действия
РД – ролевое движение
РИ – ролевая игра
D’n’D, D&D – “Dungeons and Dragons” (самый первый из созданных мир для словесной ролевой игры)
LARP, larp – live-action role-playing game
PvE – player vs. environment (ситуация в игре, когда персонажи игроков противостоят персонажам и\или окружению, моделируемому организаторами игры)
PvP – player vs. player (ситуация в игре, когда основной конфликт разворачивается между персонажами разных игроков)
RPG – role-playing game
VtM – “Vampire: the Masquerade” (один из наиболее популярных в западных странах миров для словесных РИ и РИ живого действия).
Глава 1
Ролевые игры как феномен
Нидерландский мыслитель Й. Хейзинга считал игру универсальным и всеобъемлющим феноменом человеческой цивилизации [Хейзинга 1997]. Универсальность ее простирается даже за пределы собственно человеческой культуры: так, Г. Бейтсон описал, что животные также могут выполнять «понарошку» некоторые действия, которые обычно преследуют прагматическую цель [Bateson 1955].
|
|
Игра – процесс удвоения семиозиса. Ю.М. Лотман отмечал двойственную природу игрового поведения: «Специфика игрового поведения заключается в его неоднозначности: игра подразумевает одновременную реализацию (а не последовательную смену во времени!) практического и условного (знакового) поведения. Играющий помнит, что он находится не в действительном, а в условно-игровом мире, — он не охотится, а как бы охотится, не плывет по морю среди враждебных бурь и туземцев, а как бы путешествует. Но одновременно он испытывает эмоции, соответствующие подлинности воображаемых обстоятельств» [Лотман 1994]. В процессе создается так называемый «магический круг игры» (см. Хейзинга), в рамках которого участники игры поддерживают добровольную коллективную иллюзию реальности происходящего.
Понятие “magic circle of game” в дальнейшем было заимствовано у Хейзинги гейм-дизайнерами [Salen, Zimmerman 2004] и адаптировано для ролевых игр. Именно этому феномену посвящена данная работа: мы рассмотрим, за счет чего он функционирует, что ему угрожает в процессе игры и как участники своими согласованными действиями восстанавливают его целостность.