Эмный взгляд: прикладные проблемы полигонных ролевых игр

Как отмечают исследователи, «участники ролевых игр отличаются высокой степенью теоретической рефлексии» [Писаревская 2009]. Сообщество действительно осмысляет свою деятельность, устраивая ежегодные ролевые конференции-фестивали – т.наз. конвенты – в разных регионах страны. Конвенты проходят каждый в свой месяц (примерно с ноября по март), составляя «Кольцо конвентов»: такой распорядок помогает осмыслить опыт прошедшего ролевого сезона и поддержать активность сообщества в «мертвый сезон» (основная ролевая деятельность приходится на лето). К наиболее заметным относятся «Зиланткон» (г. Казань, ноябрь), «Блинком» (г. Санкт-Петербург, декабрь), «Сибкон» (г. Новосибирск, февраль), «Комкон» (г. Москва, март)[9]. Тезисы и статьи, написанные по материалам этих конференций (в первую очередь Комкона), помещаются на специальный интернет-ресурс о ролевых играх живого действия http://lib.rpg.ru (ссылка проверена 01.04.2014). Также существует «ролевая Википедия» - РолеВики (http://wiki.rpg.ru, ссылка проверена 20.05.2014).

Существуют некоторые механизмы передачи мастерского опыта. К примеру, на Урале функционирует «Ролевой методический лагерь» (РМЛ), в рамках которого на летней сессии разрабатывают игры, а на зимней – играют в кабинетные РИ и анализируют их[10]. Один из известных московских мастеров И. Перепелкин (Рингл) провел и записал, выложив в общий доступ, цикл семинаров «Как мы делаем игру», на который приглашал наиболее известные мастерские команды. С 2010 г. начал работу отдельный конвент для мастеров ролевых игр из Москвы и Санкт-Петербурга «Красная стрела», допуск к мероприятиям которого имеют только члены сообщества, признаваемые как мастера. Однако количество мастеров, вовлеченных в эти мероприятия, несравнимо меньше количества мастеров вообще (об этом подробнее см. далее).

Рефлексия ролевого сообщества также кристаллизуется в ежегодно присуждаемых ролевых премиях: шуточный «Золотой баян» на «Блинкоме» - за сомнительные достижения, и вполне серьезный «Золотой куб» на «Комконе» - за признанные достижения различных МГ и отдельных участников сообщества за прошедший год (номинации типа «лучшая игра сезона такого-то типа», «лучшие правила», «лучший антураж», «вклад в ролевое движение» и проч.).

Результаты своих практических наблюдений или теоретических рассуждений сообщество публикует в нескольких периодических изданиях: в журналах «Мое Королевство», «Орк-клуб», альманахе «Magister Ludi», в ежегодном сборнике статей по материалам «Комкона», начавшем выходить с 2013 г., и других, менее известных журналах. Статьи, как правило, носят прикладной характер с советами для мастера или игрока (отвечая на вопросы типа «как правильно работать с игроками» или «как изготовить костюм такого-то века») либо общефилософский (ролевые игры в ряду прочей человеческой деятельности – например, как вид современного искусства, ролевые игры как «выход из постмодернистского тупика» и проч.). От западных изданий подобного типа наши журналы отличает импрессионистичность и отсутствие систематического научного подхода: так, к примеру, в International Journal of Role-Playing регулярно наряду с практическими рекомендациями типа «как изготовить себе кольчугу» публикуются научные статьи, написанные на материале ролевых игр, а в российских изданиях это – редчайшие исключения.

Выводы к обзору русскоязычных источников

Ролевое сообщество действительно отличается высоким уровнем рефлексии, что подтверждается большим количеством специализированных мероприятий и площадок для обмена опытом и осмысления пройденного. Большая часть существующих научных работ о ролевых играх написана инсайдерами. Внимание исследователей привлекает, как правило, либо само сообщество, либо психология ролевой игры и\или ролевого сообщества, либо применение РИ-технологий в других областях. Сам же процесс игры как таковой до сих пор остался почти неисследованным на российском материале.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: