Наука и окружающая среда. Мораторий на опасные исследования в 70-х гг. 20 века (мораторий П. Берга)

В условиях научного и научно-технического прогресса значительно осложнились взаимодействие общества с природой. Человек получил возможность влиять на ход естественных процессов, покорил силы природы, начал овладевать почти все доступные восстановительные и невосстановительные природные ресурсы, но вместе с тем загрязнять и разрушать окружающую среду.

Такие вмешательство человека в естественные процессы резко растет и может причинять изменение режима грунтовых и подземных вод в целых регионах, структуры почв, интенсификацию эрозийных процессов, активизацию геохимических и химических процессов в атмосфере, гидросфере и литосфере, изменения микроклимата и т.д. Современная деятельность, например, гидротехнических сооружений, шахт, рудников, дорог, скважин, водоемов, дамб, деформация суши ядерными взрывами, строительство гигантских городов, обводнения и озеленения пустынь, и другие повседневные аспекты деятельности человека, уже вызывали значительные видимые и скрытые проблемы.

Например, научные исследования в области нефтегазовой отрасли дали, толчок развитию автомобильного транспорта, что привело к загрязнению атмосферы городов и транспортных коммуникаций тяжелыми металлами и токсичными углеводородами, а постоянный рост масштабов морских перевозок вызывал почти повсеместное загрязнение морей и океанов нефтью и нефтепродуктами. Массовое применение минеральных удобрений и химических средств защиты растений привело к появлению ядохимикатов в атмосфере грунтах и естественных водах, загрязнению биогенными элементами водоемов, водотоков и сельскохозяйственной продукции (нитраты, пестициды и т.п.). При горных разработках на поверхность земли вытягиваются миллионы тонн разнообразных, чаще всего фитотоксичних горных пород, которые образуют терриконы и отвалы. В процессе эксплуатации химических заводов и тепловых электростанций также образуются огромные количества твердых отходов. В большинстве случаев приведенными ранее, человек справляются с помощью всё той же науки.

В 70-е годы XX века ученые впервые объявили мораторий на опасные исследования. В связи с результатами и перспективами биомедицинских и генетических исследований группа молекулярных биологов и генетиков во главе с П.Бергом (США) добровольно объявили мораторий на такие эксперименты в области генной инженерии, которые могут представлять опасность для генетической конституции живущих ныне организмов. Тогда впервые ученые по собственной инициативе решили приостановить исследования, сулившие им большие успехи. Социальная ответственность ученых стала органической составляющей научной деятельности, ощутимо влияющей на проблематику и направления исследований.

Вопрос 42: Этика науки. Взгляды Аристотеля, Р. Мертона, Г.Скирбекка на научную этику
Познавательная деятельность есть деятельность целенаправленная и целеосознанная. Постановка цели и выбор для ее достижения средств — это всегда выход за пределы мира сущего в мир должного. А это значит, что по своей сути научная познавательная деятельность подлежит ценностным и моральным оценкам. Таким образом, возникает такое понятие как этика науки. Широко известно, например, изречение Аристотеля: «Платон мне друг, но истина дороже». Но в повседневной научной деятельности чаще всего бывает невозможно сразу же оценить полученное знание как истину либо заблуждение. Поэтому и нормы научной этики не требуют, чтобы результат каждого исследования непременно был истинным знанием.Норвежский философ Г.Скирбекк отмечал, что наука – деятельность, направленная на поиск истины. Она регулируется следующими нормами:1.«ищи истину»,2.«избегай бессмыслицы»,3.«выражайся ясно»,4.«старайся проверять свои гипотезы как можно более основательно»Следовательно, заключает он, этика в этом смысле содержится в самой науке, и отношения между наукой и этикой не ограничиваются вопросом о хорошем или плохом применении научных результатов. Концепция Р. Мертона, представленная в работе «Нормативная структура науки» (1942 г.) С точки зрения Р. Мертона, нормы науки строятся вокруг четырёх основополагающих ценностей.1.Универсализм (изучаемые наукой природные явления повсюду протекают одинаково, истинность научных утверждений должна оцениваться независимо от возраста, пола, расы, авторитета, титулов и званий тех, кто их формулирует). 2.Общность (научное знание должно свободно становится общим достоянием) 3.Незаинтересованность (первичным стимулом деятельности ученого является бескорыстный поиск истины, свободный от соображений личной выгоды). 4.Организованный скептицизм (каждый ученый несет ответственность за оценку доброкачественности того, что сделано его коллегами, и за то, чтобы эта оценка стала достоянием гласности). Предпринятый Р.Мертоном анализ ценностей и норм науки неоднократно подвергался критике. Отмечалась абстрактность предложенных Р.Мертоном ценностей, и то, что в своей реальной деятельности ученые нередко нарушают их, не подвергаясь при этом осуждению со стороны коллег.Поэтому в 1965 г. Р. Мертон вновь обратился к этой проблеме в работе «Амбивалентность ученого». В ней он отметил наличие противоположно направленных нормативных требований, т.е. норм и «контрнорм», на которые ориентируются ученые в своей деятельности. Противоречивость этих требований приводит к тому, что ученый нередко оказывается в состоянии амбивалентности, неопределенности по отношению к ним.Таким образом, ученый может и должен проявлять определенную гибкость, поскольку нормативно-ценностная структура науки не является жесткой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: