4.1. Деятельностное бытие человека
Многомерность категории «деятельность» философское определение деятельности Деятельностный подход в психологии
Однозначно ли понятие деятельности? В чем специфика философского и психологического изучения деятельности?
Многомерность категории «деятельность»
В обычном словоупотреблении под деятельностью понимается всякого рода активность человека. Это значение закрепляется в толковых словарях: «деятельность» есть работа, занятие в какой-либо области.
В науке понятие «деятельность» определено недостаточно четко. Хотя в последнее время оно привлекает все более пристальное внимание философов, социологов, экономистов, психологов, оно пока не получило единого и точного истолкования.
Вокруг этого понятия ведутся серьезные дискуссии. Недостаточно четко определены соотношения категории «деятельность» с такими близкими понятиями, как «активность», «жизнедеятельность", «поведение», «практика». Еще в 1940 г. С.Л.Рубинштейн отмечал, что понятие «деятельность» употребляется в очень широком и неопределенном смысле. Он писал, что в психологии сплошь и рядом говорят о психической деятельности, отождествляя, по существу, деятельность и активность. Но эти понятия необходимо различать.
Изучение философской и психологической литературы, посвященной проблеме деятельности, показывает многозначность категории «деятельность». Можно зафиксировать, по крайней мере, четыре различных смысла, которые вкладываются в это понятие:
1. Деятельность как совокупность результатов и последст
вий – продуктов, достижений, произведений и т.п. В этом пони
мании деятельность предстает как производство.
2. Деятельность как процесс преодоления трудностей, как реше
ние проблем и задач, как средство их решения. В этом смысле
деятельность предстает как труд в истинном смысле этого слова.
3. Деятельность как процесс самоизменения человека в ходе
изменения обстоятельств своей жизни. Так понимаемая деятель
ность – это самодеятельность.
4. Деятельность как таковая, вне ее результативности, как
способ отношения к условиям своей жизни, как деяние. Здесь
деятельность – это практика.
Именно практика выступает предметом философского анализа.