Глава 4. Деятельность и общение как способы социальной жизни человека

4.1. Деятельностное бытие человека

Многомерность категории «деятельность» философское определение деятельности Деятельностный подход в психологии

Однозначно ли понятие деятельности? В чем специфика философского и психологического изучения деятельности?

Многомерность категории «деятельность»

В обычном словоупотреблении под деятельностью понимается всякого рода активность человека. Это значение закрепляется в толковых словарях: «деятельность» есть работа, занятие в какой-либо области.

В науке понятие «деятельность» определено недостаточно четко. Хотя в последнее время оно привлекает все более пристальное внимание философов, социологов, экономистов, психологов, оно пока не получило единого и точного истолкования.

Вокруг этого понятия ведутся серьезные дискуссии. Недостаточно четко определены соотношения категории «деятельность» с такими близкими понятиями, как «активность», «жизнедеятельность", «поведение», «практика». Еще в 1940 г. С.Л.Рубинштейн отмечал, что понятие «деятельность» употребляется в очень широком и неопределенном смысле. Он писал, что в психологии сплошь и рядом говорят о психической деятельности, отождествляя, по существу, деятельность и активность. Но эти понятия необходимо различать.

Изучение философской и психологической литературы, посвященной проблеме деятельности, показывает многозначность категории «деятельность». Можно зафиксировать, по крайней мере, четыре различных смысла, которые вкладываются в это понятие:

1. Деятельность как совокупность результатов и последст
вий –
продуктов, достижений, произведений и т.п. В этом пони
мании деятельность предстает как производство.

2. Деятельность как процесс преодоления трудностей, как реше
ние проблем и задач, как средство их решения. В этом смысле
деятельность предстает как труд в истинном смысле этого слова.

3. Деятельность как процесс самоизменения человека в ходе
изменения обстоятельств своей жизни. Так понимаемая деятель
ность – это самодеятельность.

4. Деятельность как таковая, вне ее результативности, как
способ отношения к условиям своей жизни,
как деяние. Здесь
деятельность – это практика.

Именно практика выступает предметом философского анализа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: