Транспорт и экономические связи Башкортостана

Общая характеристика народного хозяйства РБ. Территория и географическое положение Башкортостана, его ресурсы, природные факторы создали благоприятные условия для формирования и нормального функционирования экономики. Республика находится в хорошо освоенной зоне страны. Она имеет оптимальные транспортные связи, расположена на стыке двух развитых экономических районов – Поволжского и Уральского и имеет в своем хозяйстве яркие черты, свойственные этим районам. По классификации ООН РБ отнесена к ресурсобогатым регионам. 70 % экономики республики базируется на собственном сырьевом потенциале. Использование благоприятных факторов превратило Башкортостан в высокоразвитый индустриальный край с многоотраслевым производственным комплексом. Многие его отрасли имеют общероссийское значение: нефтедобыча и нефтепереработка, химия и нефтехимия, машиностроение, цветная металлургия, зерновое хозяйство, животноводство.

Достаточно высок удельный вес РБ в экономике страны. Республика имеет 0,8 % территории и 2,9 % населения РФ, но производит 3,6 % промышленной продукции, 4,5 % продукции сельского хозяйства. В Башкортостане работают крупнейший в Европе нефтеперерабатывающий и нефтехимический комплекс. ОАО «Стерлитамаксода» – мировой лидер в производстве соды. Ведущие позиции на российском рынке занимают автобусы «Нефаз», продукция Туймазинского завода медицинского стекла, ОАО «Салаватнефтеоргсинтез», ОАО «ПолиЭФ», единственного в России гигантского комплекса по производству полиэфиров (г. Благовещенск). Наряду с ними пользуются спросом в стране и за рубежом выпускаемые в республике троллейбусы, вертолеты, авиамоторы, станки, автобетоновозы и многое другое.

Башкортостан – один из самых благополучных, стабильных субъектов РФ. По основным экономическим показателям республика входит в первую десятку регионов России, занимая 3-е место по объему производства сельскохозяйственной продукции, 8-е место по объему инвестиций в основной капитал, 8-е место по сумме отчислений в консолидированный федеральный бюджет, 9-е место по объему валового регионального продукта и строительных работ.

По объему национального дохода Башкортостан опережает все республики РФ и имеет хорошие перспективы дальнейшего социально-экономического развития.

Промышленность. Башкортостан имеет мощную многоотраслевую индустрию. Его производственный комплекс характеризуется многогранностью и состоит из таких сочетаний отраслей, которые экономически и технологически тесно взаимосвязаны, что обеспечивает целесообразное использование ресурсов. На этой основе сформировались 9 промышленных узлов республики, охватывающих территориально сближенные города и поселки: Уфимский, Стерлитамакский, Октябрьский, Белебеевский, Нефтекамский, Белорецкий, Сибайский, Учалинский.

Промышленность края имеет разветвленную структуру. Ведущим в ней является топливно-энергетический комплекс, который дает около 1/3 всей продукции на основе нефтедобычи, нефтепереработки, газовой и угольной промышленности. Со времени открытия в 1932 г. Ишимбайского нефтяного месторождения добыто 1,6 млрд тонн нефти, более 85 млрд кубометров газа. НПЗ Уфимской группы за счет внедрения инновационных методов обеспечивают наибольшую в отрасли глубину переработки нефти – 82 %.

Огромное развитие получили химическая и нефтехимическая отрасли (22 % общего объема), выпускающие тысячи видов продукции широчайшего применения. Третье место занимает машиностроение (10 %) с рядом крупнейших предприятий федерального значения, работающих на авиакосмическую и другие отрасли. Весомы и занимают особое место черная и цветная металлургия (3,5 %). Медный концентрат, который производят предприятия Башкортостана, - сырьевая основа цветной металлургии Южного Урала. При этом Учалинский горно-обогатительный комбинат занимает 1-е место в РФ по производству цинкового концентрата (40 %).

Развиты и дают до 30 % производства многие другие отрасли: пищевая, легкая, деревообрабатывающая, строительных материалов, химико-фармацевтическая, полиграфическая и другие.

Башкортостан располагает и такой базовой отраслью, как мощная электроэнергетика. Она включает более 830 электростанций общей мощностью свыше 5 млн кВт. Флагман башкирской энергетики – Кармановская ГРЭС, вырабатывающая более 40 % электроэнергии республики и обеспечивающая ее энергетическую самостоятельность. По стабильности и безопасности эксплуатации она отвечает мировым стандартам, входит в тройку лучших тепловых электростанций СНГ. Гидроэнергетика представлена Павловской, Юмагузинской и другими ГЭС.

Промышленность превалирует над другими отраслями материального производства и дает примерно 45 % национального дохода республики.

Сельское хозяйство. Особенность экономики Башкортостана в том, что он имеет не только мощную индустрию, но и высокоразвитое сельское хозяйство. Это один из крупнейших сельскохозяйственных регионов страны, имеющий возможность удовлетворять потребности населения в питании в значительной мере за счет внутреннего производства. Для развития аграрного сектора республика располагает сравнительно благоприятными почвенно-климатическими условиями, трудовыми ресурсами. Сельскохозяйственные угодья занимают более 7 млн га – половину всей территории РБ. В АПК республики работают все типы предприятий: сельскохозяйственные кооперативы, совхозы (Алексеевский, Рощинский и др.), фермерские и личные подсобные хозяйства.

Основой сельского хозяйства является земледелие. Оно обеспечивает продуктами питания непосредственно и создает кормовую базу животноводства. Главное в отрасли – зерновое производство. Значительны объемы технических культур – сахарной свеклы и подсолнечника. Успешно возделывается картофель – республика входит в число основных его производителей. Более половины продукции сельского хозяйства дает животноводство. Его ведущая отрасль – разведение крупного рогатого скота, по поголовью которого Башкортостан занимает 1-е место в России. Традиционно представлены овцеводство, свиноводство, птицеводство, причем последнее – на промышленной основе (птицефабрики).

Специфику аграрного сектора республики составляют коневодство и пчеловодство. Коневодство сохранилось как самостоятельная товарная отрасль. Лошадь частично используется как рабочий скот, но главное – как мясное и молочное животное. Конина идет на внутренний рынок и на экспорт, молоко – на приготовление целебного кумыса, без которого нельзя представить Башкортостан, его курортную систему. Осуществляется целевая программа развития коневодства, в том числе спортивного, прежде всего на базе знаменитой башкирской породы лошадей. На уфимском ипподроме «Акбузат», не имеющем аналогов в России, работает государственная конно-спортивная школа, проводятся самые престижные всероссийские и международные состязания.

Пчеловодством наш край славится издавна, для него здесь на редкость благоприятные условия. Башкортостан располагает одной из лучших медоносных баз страны. На этой основе эффективно развивается апитерапия – лечение биоактивными продуктами жизнедеятельности пчел.

Успехи Башкортостана в производстве сельскохозяйственной продукции общепризнанны. За последние годы по итогам традиционной российской агропромышленной выставки «Золотая осень» республика трижды удостаивалась высшей награды – Гран-при.

Транспорт и экономические связи. Транспорт играет особую роль в экономике. Это и ее самостоятельная отрасль и важнейший элемент инфраструктуры. Башкортостан имеет высокоразвитую и разнообразную транспортную сеть – все виды транспорта, кроме морского. Транспорт обеспечивает внутриреспубликанские перевозки, межрайонные экономические связи РБ, громадные транспортные перевозки из азиатской части России в европейскую и обратно. Ежегодно перевозятся сотни миллионов тонн грузов, до миллиарда пассажиров. Дорожная сеть Башкортостана самая протяженная в РФ. Она связывает его со всеми важнейшими центрами России и стран СНГ.

Железнодорожный транспорт обеспечивает большую часть внутренних и внешних связей РБ. Длина ж/д путей – более 1500 км. Через республику проходит Куйбышевская железная дорога как часть Транссиба, самой длинной и загруженной дороги мира.

Трубопроводный транспорт имеет для Башкортостана повышенное значение. Здесь одно из самых высоких в России сосредоточение внутренних и транзитных трубопроводов: только магистральных – около 4 тыс. км. Этот вид транспорта занимает 1-е место по объему грузоперевозок.

Автомобильный транспорт занимает свое особое место. Он участвует в межрегиональных экономических связях республики, осуществляет межобластное и международное сообщение с 93 городами. Но особенно велико внутриреспубликанское значение автотранспорта. Он занимает 1-е место по перевозке пассажиров (до 70 %). Более 3 тыс. населенных пунктов связаны между собой автобусными маршрутами. Эту разветвленную систему коммуникаций поддерживает прежде всего государственное унитарное предприятие «Башавтотранс» – единое для всей республики и самое крупное автопредприятие в Российской Федерации (перевозит до 1 млн пассажиров в день). В целом же по количеству зарегистрированных транспортных средств РБ находится на 5-м месте (после Москвы и столичной области, Петербурга и Краснодарского края).

Речной транспорт играет меньшую роль в перевозках. Основная речная магистраль – р. Белая с притоком р. Уфа. Важно, что Белая – составная часть Волжско-Камского водного пути. По нему и уходит из республики подавляющая часть речных грузов. Водная транспортная система обеспечивает доступ к портам Каспийского, Балтийского и Черноморско-Азовского бассейнов.

Растет значение, особенно в пассажирских перевозках, воздушного транспорта. Аэропорт «Уфа» отправляет ежегодно до 1 млн. и более пассажиров. Воздушное сообщение связывает Уфу с 70 городами России, СНГ и дальнего зарубежья. Эти связи расширились со строительством Уфимского международного аэропорта, который принимает самолеты любых видов. Создан таможенный пост для круглосуточного пропуска через государственную границу РФ, которую пересекает здесь каждый шестой пассажир.

Таким образом, развитая транспортная сеть в целом обеспечивает все растущие внутриреспубликанские и межрегиональные экономические связи, благоприятствует внешнеэкономической деятельности РБ. Повышается ее инвестиционная привлекательность, вовлеченность в мировую экономику. Республика имеет деловые связи с 87 странами на всех континентах земного шара.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: