Упражнение «Что говорят глаза»
Цель:
• исследование «информации», поступающей от взгляда других людей, ее интерпретация. Все участники разбиваются на пары и садятся друг напротив друга. Затем в течение 5 минут члены каждой пары обсуждают какую-либо тему, выбранную самостоятельно или предложенную ведущим. Затем участники, оставаясь в тех же парах, обсуждают то, что, по их мнению, «говорили» глаза партнера.
После этого, всем участникам предлагается сесть в общий круг. Проводится обсуждение упражнения, в ходе которого особо выделяются два аспекта: процесс выполнения упражнения (как участники его выполняли и что чувствовали при этом), а во-вторых, содержание (то, о чем участники говорили, выполняя данное упражнение). При этом процесс более важен, чем содержание — об этом необходимо помнить ведущему и учитывать при проведении этого этапа упражнения.
В конце обсуждения участникам предлагается рассказать о двух вещах, которым, по их мнению, они научились, выполняя данное упражнение.
|
|
Упражнение «Зрительный контакт в повседневной жизни»
Цель:
• исследование установления зрительного контакта в
повседневной жизни.
Участники разбиваются на пары, и в парах происходит обсуждение следующих вопросов:
1. Когда люди избегают зрительного контакта (записывают)?
2. Когда люди вынуждены поддерживать зрительный контакт (записывают)?
3. Привести пример из повседневной жизни, когда вы получили важную для вас информацию от глаз собеседника.
4. Как я использую зрительный контакт?
Затем участники садятся в общий круг и по очереди делятся со всей группой своими записями. Ведущий на доске записывает положения, предлагаемые участниками. Таким образом, появляется выработанный всей группой список (2-а столбца) причин использования и избегания зрительного контакта людьми. Самые интересные истории из жизни членов группы по желанию участников также могут быть рассказаны всей группе.
Также группой можно определить способы, при помощи которых знания, приобретенные в результате данного упражнения, могут быть использованы в повседневной жизни участников.
Упражнение «Регистрация движения глаз»
Цель:
• исследование процесса установления зрительного контакта с использованием метода структурирования.
Перед выполнением данного упражнения необходимо участникам предоставить информацию о разных модальностях восприятия информации (о визуалах, аудиалах и кинестетиках). Все участники разбиваются на пары. Каждому участнику раздается по распечатке с таблицей, в которой он будет отмечать движения глаз, совершаемые его партнером. На доске пишутся или вывешиваются на плакате направления движения глаз, соответствующие разным модальностям восприятия: Визуал, Аудиал, Кинесте-тик. Далее члены пары начинают беседовать друг с другом. В течение 5 минут один из них регистрирует движения глаз другого. Пометка ставится каждый раз, когда направление движения глаз меняется. Через 5 минут члены пары меняются местами.
|
|
После этого ведущий просит всех сесть в общий круг и поделиться своими наблюдениями. Кроме того, необходимо участникам дать информацию о том, какие приемы надо использовать при общении с людьми с разной модальностью восприятия информации.
Как показано в образце, для регистрации движения глаз можно использовать крестики.
Образец:
Движение глаз вверх и влево XXXXXX | Движение глаз вверх и вправо XXX |
Движение глаз вниз и влево XX | Движение глаз вниз и вправо XXXXX |
Упражнение «Движения глаз»
Цель:
• исследование смысла, который может стоять за движениями глаз.
Сначала ведущий находит добровольца из числа участников. Затем он просит этого человека просто послушать ряд высказываний, а остальных участников — следить за движениями его глаз.
Предлагаются высказывания следующего вида: Я хочу, чтобы вы представили себя с синей шляпой на голове.А сейчас я хочу, чтобы вы представили, как кто-то обхватывает вас руками.
Представьте, что вы на рынке.
Представьте, что человек, сидящий рядом с вами, держит вас за руку.
Далее ведущий просит участников обсудить, что происходило с глазами человека, когда ему зачитывались различные высказывания. Также проводится обсуждение того, какую пользу приносят подобные наблюдения за движениями глаз собеседника. Например, если глаза вашего собеседника опущены вниз, то это может означать, что разговор огорчает его, а если наоборот, его взгляд устремлен вверх, то в данный момент он, вероятно, занят тем, что «набрасывает» содержание вашего с ним разговора. Такие движения могут служить дополнительным подтверждением того, что ваш собеседник действительно понимает, о чем идет речь.
Если вы хотите эффективно общаться с разными людьми, научитесь быть конгруэнтным и научитесь подстраиваться. Быть конгруэнтным — значит стараться быть равным партнеру, вовлеченным, созвучным ему, синхронно участвовать во взаимодействии. Если вы конгруэнтны, вас лучше понимают и с вами чаще соглашаются, ваши слова, жесты и позы совпадают, между вербальными и невербальными сигналами отсутствует противоречие. Это связано с тем, что конгруэнтность вызывает симпатию, расположение и «доверие» подсознания того, с кем вы общаетесь. Людям, умеющим вызвать к себе симпатию, часто верят на слово, в то же время людям, к которым испытывают неприязнь, не верят даже тогда, когда они говорят правду или сообщают очень важную информацию.
В реальной жизни партнеры по общению зачастую нарушают конгруэнтность тем, что буквально разговаривают на «разных языках». Это происходит по причине отсутствия или игнорирования информации о ведущих репрезентативных системах. К примеру, менеджер, принадлежащий к визуальному типу, предлагает подчиненному с кинестетической ориентацией: «Давайте рассмотрим данную проблему. Как вы ее видите?» И сразу же создается тупиковая ситуация с точки зрения адекватности понимания, так как подчиненный предпочитает не «видеть», а «чувствовать». Для того чтобы достичь взаимопонимания и мотивировать подчиненного на эффективную работу, целесообразно воздействовать на него через его основную и ведущую репрезентативные системы. Учитывая сказанное, лучше вопрос поставить следующим образом: «Как вы подойдете к данной проблеме?» Такой подход позволит подчиненному сразу же сообразить, что от него требуется, и включиться в процесс поиска идей и решений. Ошибки, подобные рассмотренной, допускают разные специалисты. Так, например, врачи, задающие традиционный вопрос: «Что вы чувствуете?» — не всегда получают необходимую для правильной постановки диагноза информацию. Если пациент не кинестетик, а визуалист или аудиалист, он сообщит о себе только часть данных. Следователю, ведущему дело об автомобильной катастрофе, необходимо опросить как можно больше свидетелей, так как каждый из расспрашиваемых будет выдавать лишь ту информацию, которую он «схватил» с помощью своего ведущего сенсорного канала. В результате один расскажет, что он видел столкновение, разбросанные осколки стекол, помятый кузов автомобиля и пр. Другой сообщит о криках и стонах раненых, скрежете искореженного металла. А третий будет все время повторять, какой это был ужас, как у него «буквально волосы встали дыбом» и как ему жалко людей и машины.
|
|