Упражнения. Упражнение «Что говорят глаза»

Упражнение «Что говорят глаза»

Цель:

• исследование «информации», поступающей от взгля­да других людей, ее интерпретация. Все участники разбиваются на пары и садятся друг напротив друга. Затем в течение 5 минут члены каждой пары обсуждают какую-либо тему, выбранную самостоя­тельно или предложенную ведущим. Затем участники, оставаясь в тех же парах, обсуждают то, что, по их мне­нию, «говорили» глаза партнера.

После этого, всем участникам предлагается сесть в общий круг. Проводится обсуждение упражнения, в ходе которого особо выделяются два аспекта: процесс выполне­ния упражнения (как участники его выполняли и что чув­ствовали при этом), а во-вторых, содержание (то, о чем участники говорили, выполняя данное упражнение). При этом процесс более важен, чем содержание — об этом необходимо помнить ведущему и учитывать при проведе­нии этого этапа упражнения.

В конце обсуждения участникам предлагается расска­зать о двух вещах, которым, по их мнению, они научились, выполняя данное упражнение.

Упражнение «Зрительный контакт в повседневной жизни»

Цель:

• исследование установления зрительного контакта в

повседневной жизни.

Участники разбиваются на пары, и в парах происходит обсуждение следующих вопросов:

1. Когда люди избегают зрительного контакта (записывают)?

2. Когда люди вынуждены поддерживать зрительный кон­такт (записывают)?

3. Привести пример из повседневной жизни, когда вы получили важную для вас информацию от глаз собе­седника.

4. Как я использую зрительный контакт?

Затем участники садятся в общий круг и по очереди делятся со всей группой своими записями. Ведущий на доске записывает положения, предлагаемые участниками. Таким образом, появляется выработанный всей груп­пой список (2-а столбца) причин использования и избега­ния зрительного контакта людьми. Самые интересные ис­тории из жизни членов группы по желанию участников также могут быть рассказаны всей группе.

Также группой можно определить способы, при помо­щи которых знания, приобретенные в результате данного упражнения, могут быть использованы в повседневной жизни участников.

Упражнение «Регистрация движения глаз»

Цель:

• исследование процесса установления зрительного кон­такта с использованием метода структурирования.

Перед выполнением данного упражнения необходимо участникам предоставить информацию о разных модаль­ностях восприятия информации (о визуалах, аудиалах и кинестетиках). Все участники разбиваются на пары. Каж­дому участнику раздается по распечатке с таблицей, в ко­торой он будет отмечать движения глаз, совершаемые его партнером. На доске пишутся или вывешиваются на пла­кате направления движения глаз, соответствующие раз­ным модальностям восприятия: Визуал, Аудиал, Кинесте-тик. Далее члены пары начинают беседовать друг с дру­гом. В течение 5 минут один из них регистрирует движения глаз другого. Пометка ставится каждый раз, когда направ­ление движения глаз меняется. Через 5 минут члены пары меняются местами.

После этого ведущий просит всех сесть в общий круг и поделиться своими наблюдениями. Кроме того, необходи­мо участникам дать информацию о том, какие приемы надо использовать при общении с людьми с разной модальнос­тью восприятия информации.

Как показано в образце, для регистрации движения глаз можно использовать крестики.

Образец:

Движение глаз вверх и влево XXXXXX Движение глаз вверх и вправо XXX
Движение глаз вниз и влево XX Движение глаз вниз и вправо XXXXX

Упражнение «Движения глаз»

Цель:

• исследование смысла, который может стоять за дви­жениями глаз.

Сначала ведущий находит добровольца из числа участ­ников. Затем он просит этого человека просто послушать ряд высказываний, а остальных участников — следить за движениями его глаз.

Предлагаются высказывания следующего вида: Я хочу, чтобы вы представили себя с синей шляпой на голове.А сейчас я хочу, чтобы вы представили, как кто-то обхватывает вас руками.

Представьте, что вы на рынке.

Представьте, что человек, сидящий рядом с вами, дер­жит вас за руку.

Далее ведущий просит участников обсудить, что про­исходило с глазами человека, когда ему зачитывались раз­личные высказывания. Также проводится обсуждение того, какую пользу приносят подобные наблюдения за дви­жениями глаз собеседника. Например, если глаза вашего собеседника опущены вниз, то это может означать, что разговор огорчает его, а если наоборот, его взгляд уст­ремлен вверх, то в данный момент он, вероятно, занят тем, что «набрасывает» содержание вашего с ним разго­вора. Такие движения могут служить дополнительным подтверждением того, что ваш собеседник действитель­но понимает, о чем идет речь.

Если вы хотите эффективно общаться с разными людь­ми, научитесь быть конгруэнтным и научитесь подстраи­ваться. Быть конгруэнтным — значит стараться быть рав­ным партнеру, вовлеченным, созвучным ему, синхронно участвовать во взаимодействии. Если вы конгруэнтны, вас лучше понимают и с вами чаще соглашаются, ваши слова, жесты и позы совпадают, между вербальными и невер­бальными сигналами отсутствует противоречие. Это свя­зано с тем, что конгруэнтность вызывает симпатию, рас­положение и «доверие» подсознания того, с кем вы обща­етесь. Людям, умеющим вызвать к себе симпатию, часто верят на слово, в то же время людям, к которым испытыва­ют неприязнь, не верят даже тогда, когда они говорят прав­ду или сообщают очень важную информацию.

В реальной жизни партнеры по общению зачастую на­рушают конгруэнтность тем, что буквально разговарива­ют на «разных языках». Это происходит по причине отсут­ствия или игнорирования информации о ведущих репрезен­тативных системах. К примеру, менеджер, принадлежащий к визуальному типу, предлагает подчиненному с кинесте­тической ориентацией: «Давайте рассмотрим данную про­блему. Как вы ее видите?» И сразу же создается тупико­вая ситуация с точки зрения адекватности понимания, так как подчиненный предпочитает не «видеть», а «чувство­вать». Для того чтобы достичь взаимопонимания и моти­вировать подчиненного на эффективную работу, целесо­образно воздействовать на него через его основную и ве­дущую репрезентативные системы. Учитывая сказанное, лучше вопрос поставить следующим образом: «Как вы по­дойдете к данной проблеме?» Такой подход позволит подчи­ненному сразу же сообразить, что от него требуется, и вклю­читься в процесс поиска идей и решений. Ошибки, подоб­ные рассмотренной, допускают разные специалисты. Так, например, врачи, задающие традиционный вопрос: «Что вы чувствуете?» — не всегда получают необходимую для пра­вильной постановки диагноза информацию. Если пациент не кинестетик, а визуалист или аудиалист, он сообщит о себе только часть данных. Следователю, ведущему дело об авто­мобильной катастрофе, необходимо опросить как можно боль­ше свидетелей, так как каждый из расспрашиваемых будет выдавать лишь ту информацию, которую он «схватил» с по­мощью своего ведущего сенсорного канала. В результате один расскажет, что он видел столкновение, разбросанные осколки стекол, помятый кузов автомобиля и пр. Другой со­общит о криках и стонах раненых, скрежете искореженного металла. А третий будет все время повторять, какой это был ужас, как у него «буквально волосы встали дыбом» и как ему жалко людей и машины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: