Упражнение «Выбор траектории»
Цель:
• поведенческая психодиагностика форм личности на основе предпочтения геометрических фигур. Ведущий дает следующую инструкцию: — У многих людей есть привычка, размышляя над решением какой-либо сложной задачи, двигаться по замкнутой траектории. Кто-то движется по кругу, кто-то предпочитает ходить, совершая более резкие повороты, т. е. описывая квадрат или прямоугольник, кто-то как будто! шагает вдоль сторон треугольника. И наконец, встречаются люди, которые, размышляя, движутся по траектории] которую мы называем зигзагом. У вас есть несколько ми* нут для того, чтобы подвигаться по комнате, опробуя всеэти траектории. Можно уменьшать или увеличивать раз: меры описываемых фигур по вашему желанию.
Участники двигаются по комнате. Ведущий мягко пресекает разговоры. Пяти-семи минут обычно достаточно для того, чтобы каждый определился в своем выборе. Ведущий предлагает участникам группы разделиться: «круги», «квадраты», «треугольники» и «зигзаги» занимаю разные углы помещения. После пятиминутного обсуждения каждая группа представляет свое обоснование сделанного выбора. Участники объясняют, чем выбранная фигура предпочтительнее остальных и как можно охарактеризовать людей, выбирающих эту фигуру. Выслушав каждую группу, ведущий может предложить сравнить точки зрения группы с мнением психологов, работающих в таком направлении, как психогеометрия.
|
|
Упражнение «Психогеометрия»
Цель:
• выявление индивидуально-типологических различий в тренинговой группе.
Вариант 1.
Каждый участник тренинга получает по чистому листу бумаги — «Личную карточку». Группа делится на две равные подгруппы. Они строятся в два круга: внешний и внутренний. Внешний круг остается стоять на месте. Внутренний движется по часовой стрелке. Останавливаясь друг напротив друга, участники отмечают в «Личных карточках» тот психогеометрический тип (форму), который, по их мнению, соответствует данному участнику. Обозначать тип можно с помощью заглавных букв каждого типа (формы): К (квадрат), П (прямоугольник), Т (треугольник), Кр (круг), 3 (зигзаг). Все участники должны получить отметку от каждого из членов группы. Затем все должный сесть на свои места и подсчитать, какая из форм у него отмечена большее количество раз, т. е. выяснить, с какой из фигур он больше ассоциируется у своих товарищей.
При обсуждении упражнения необходимо выяснить следующее: согласны ли участники упражнения с той формой, которую для них определили товарищи (если нет, то какую форму они сами определяют для себя), и как (по каким критериям) участники определяли тип своих одно-группников. Кроме того, важны чувства, которые испытывали участники при его выполнении.
|
|
Вариант 2.
Участники тренинга получают по чистому листу бумаги. Перед ними стоит задача: определить тип людей, которые хорошо всем известны. Затем каждый говорит, какой тип он определил для того или иного человека и на чем основывался, делая такой вывод. Ведущий или заранее выбранный секретарь делают пометки: какой тип назывался наиболее часто для каждого из выбранных для определения людей. При обсуждении важно выделить чувства, которые испытывал каждый участник, вспоминая того или иного человека, и повлияло ли это на выбор фигуры для него.