Упражнение «Пассажир»
Цель:
• развитие навыков восприятия и понимания партнера по общению.
Участники тренинга рассказывают, по каким показателям они определяют, с каким незнакомым пассажиром метро, в автобусе они готовы заговорить. Ведущий и остальные студенты оценивают полноту и остроту наблюдений, обоснованность предположений, причины ошибок стерео-типизации.
Упражнение «Все мы особые»
Цель:
• развитие наблюдательности.
Студенты, разбившись на пары, 6 секунд молча смотрят друг на друга. Затем ведущий приглашает в круг пару. Не глядя на партнера, нужно будет описать черты его лица, назвать цвет глаз, волос, форму лица и т. п. Затем нужно назвать главную особенность внешности партнера.
Выполнение этого задания возможно только в обстановке доброжелательности, уважения друг к другу, при стремлении отыскать что-то красивое и примечательное во внешности партнера.
Упражнение «Фото»
Цель:
• изучение особенностей восприятия. Упражнение может проходить в нескольких вариантах.
1. Ведущий показывает в течение 5-7 секунд слушателям портрет известного ему человека и просит описать его внешность, дать психологический портрет, угадать профессию.
Интересно и полезно сравнить разные впечатления. Это задание позволяет проверить наблюдательность, студенты приходят к выводу об индивидуальности восприятия, различий между информацией и интерпретацией, влиянии стереотипов.
2. Ведущий показывает портрет какого-нибудь ученого или другого известного человека, но представляет его
аудитории, к примеру, как поэта. Предлагает описать черты лица и дать психологический портрет. В ответах части слушателей явно обнаруживается влияние установки на восприятие.
Упражнение «Биография»
Цель:
• умение выделять главное с позиции другого человека. Ведущий читает изложенную в виде тезисов биографию или характеристику какого-нибудь разносторонне развитого человека и просит студентов пересказать ее, выделив самое главное. Выясняется, что это «главное» у многих слушателей не совпадает, отражая то, что важно, значимо для каждого.
Упражнение «Информация»
Цель:
• определить способность студентов ставить себя на место партнера по общению, понять его чувства. Ведущий описывает, к примеру, следующую ситуацию.
«Предположим, что вы попросили друга собрать для вас какую-то информацию. Друг подходит к вам в хорошем настроении и сообщает, что сейчас подробно расскажет обо всем, что узнал. Но вам эта информация уже не нужна и у вас сейчас совершенно нет времени. Как пройдет ваше объяснение с другом?». Участники разбиваются на пары и разыгрывают подобные ситуации. Впечатления обсуждаются в группе. Тренер задает вопросы, позволяющие выяснить способность каждого к децентрации.
Упражнение «Брачные объявления»
Цели:
• развитие способности к децентрации, объективному восприятию партнера, умению анализировать;
• развитие воображения и речи.
Ведущий сможет увидеть психологические проблемы некоторых участников игры.
Каждый студент получает карточку с названием какого-то предмета, обладающего характерными свойствами: ему для полноты существования нужен другой предмет, дополняющий его.
Игра состоит в том, что каждый участник произносит текст «брачного объявления» от имени своего предмета. В первой части объявления, даваемого от третьего лица, нужно его представить: описать внешность, самые характерные черты, интересы и увлечения; вторая часть объявле-ния — «заказ» на будущего спутника жизни: его внешность, черты характера и интересы.
Объявление составлено правильно, если удалось найти те главные черты предмета и его «половины», сочетание которых образует прочный союз, наполнит смыслом «жизнь» обоих.
«Брачные объявления» звучат по очереди. Необходимо внимательно слушать, чтобы не пропустить «свою пару».
В конце концов, с помощью уточняющих и побуждающих вопросов все находят друг друга и становятся рядом. Информативно и то, как образуются пары.
Ход игры обсуждается и комментируется.
Примеры «брачных пар»: галстук - сорочка; карандаш -бумага; подсвечник — свеча; проигрыватель — пластинка; руль - машина; диван - подушка; стол - скатерть; берег -река; бассейн — вода.
Упражнение «Повтор»
Цель:
• развитие наблюдательности студентов. Несколько человек выходят за дверь, остальные — наблюдатели. Любой студент принимает определенную позу, сидя на стуле. В аудиторию входит участник, который несколько секунд смотрит на позу, занимает место показывающего и принимает то же положение. Затем входит следующий слушатель, и все повторяется снова. Когда последний участник группы садится на стул, студент- скульптор располагается на стуле рядом и принимает исходную позу. У всех есть возможность сравнить позы и выявить самых наблюдательных.
Упражнение «Настроение»
Цель:
• развитие наблюдательности и умения читать позы собеседника.
Студенты разбиваются на пары и садятся лицом друг к другу. Они поочередно принимают позы, соответствующие их состоянию и настроению, которые партнер должен отгадать. Чтобы сделать это было легче, партнеру рекомендуется принять такую же позу. Интересно сравнить толкование позы партнером до и после этого. Результат выполнения упражнения обсуждается в группе. Выясняется, что большинство слушателей смогли отгадать настроение партнера по его позе и этому способствовало подражание позе.
Упражнение «Подражание»
Цель:
• показать значение подражания по позе и «отзеркали-вания» для создания благоприятной атмосферы общения.
Участники тренинга разбиваются на пары. Первые номера начинают рассказывать вторым о том, как они провели вчерашний день.
У слушающих задание — в течение первых трех минут принять позу, подражающую позе рассказчика, и «отзер-каливать» его жесты. Затем принять произвольную позу (за исключением позы внимания) и перестать «отзерка-ливать» партнера.
Как правило, вскоре после этого желание рассказывать пропадает, и партнер умолкает. Студенты меняются ролями, и упражнение повторяется. Результат — впечатления, ощущения — обсуждается в группе.
Упражнение «Разжать кулаки»
Цель:
• отработать прием, который позволяет добиться откровенности собеседника.
Студенты располагаются парами за столами друг против друга.
Один принимает позу напряженности и недоверия (руки скрещены на груди). Второй пробует применить прием, снимающий это состояние. Задание выполняют все по очереди. Оно считается выполненным, если у напряженного собеседника возникло желание разжать руки и заговорить.
Упражнение «Конкурс Мюнхгаузенов»
Цель:
• тренировка контроля над телодвижениями и выражением лица во время рассказа о чем-то неизвестном. Ведущий раскладывает на столе библиографические карточки (текстом вниз) с описанием книг или журнальных статей, не знакомых слушателям.
Студенты должны по очереди подойти к столу, взять карточку, рассказать о «прочитанной» книге, ответить на возможные вопросы, касающиеся обстоятельств «приобретения» книги и ее содержания.
Во время выполнения задания остальные внимательно следят за:
1) походкой подошедшего к столу;
2) выражением его лица, когда он читает текст на карточке;
3) положением его рук, выражением лица и глаз во время рассказа;
4) самообладанием и находчивостью при ответах на вопросы.
Само содержание рассказа свидетельствует об эрудиции и воображении исполнителя, но в данном упражнении не оценивается.
Можно предложить другой вариант «конкурса Мюнхгаузенов»: слушатели берут карточки с заданием рассказать о происшествиях, якобы случившихся с ними в действительности. Например: «Нам стало известно, что вас пригласили для съемок в главной роли в русско-японском телесериале. Расскажите, что это за фильм и почему именно на вас пал выбор».