Места богослужения

Билет № 1

Учение апологетов о Святой Троице.

В борьбе с ересями на почве иудейства и языческой философии было положено начало научно-богословскому раскрытию учения о Св. Троице. Сделано это было христианскими апологетами: Св. Иустином Мучеником, Татианом, Афинагором, Св. Феофилом Антиохийским, особенно, антигностиками: св. Иринеем Лионским; св. Климентом Александрийским. У этих апологетов триадология раскрывалась в том же духе, что и у мужей апостольских. Они исповедывали, что есть Бог единый и безначальный, есть вечный и единосущный Отцу Сын Божий, Личный Бог Слово, воплотившийся в Иисусе Христе. Есть, наконец, Дух Святой вечно исходящий от Отца, Бог Личный и самостоятельный. И Церковь ІІІ века веровала в догмат о Св. Троице вполне православно. Свидетельство этой веры может служить Символ веры св. Григория Чудотворца:

«Троица совершенная славою и вечностью, и царством нераздельная и неразлучная… Ни Отец никогда не был без Сына, ни Сын без Духа, но Троица непреложна, неизменна и всегда одна и та же».

Общее развитие богословия на Востоке до св. Иоанна Дамаскина (включительно).

Деятельности Церкви в период Вселенских Соборов подвел итоги, в половине VIII века, св. Иоанн Дамаскин. Предшествовали:

1)"Строматы" Климента Александрийского († 217 г.)- нет системы.

2)"О началах"Оригена († 251 г.) - выше стоит, но некоторые положения не могут быть приняты.

3)"Катехизические поучения" св. Кирилла Иерусалимского раскрывают догматическое учение по членам символа веры.Носят проповеднический характер.

4)Св. Григорий Нисский в своем "великом огласительном слове" обстоятельно раскрывает некоторые догматы.

+Блаженный Феодорит, Викентий Леринский, Блаженный Августин, Исидор Севильский.

Главным сочинением Иоанна Дамаскина считается "Источник знания"

Это догматическая система, составленная по отцам Церкви и имевшая определяющее значение для последующего развития восточной догматики. Это сочинение разделяется на три части: 1) философско-диалектическая, 2) история еретиков, 3) изложение веры: (4 книги и 100 глав)- 1 книга трактует о Боге и Его свойствах, как и о троичности; 2 книга — о творении природы и человека и о грехопадении последнего; 3 книга — о воплощении и спасении. 4, наконец, учит о благодати и благодатных средствах.

Места богослужения.

Великая перемена, происшедшая в положении Церкви в IV в., обнаружилась в устройстве многочисленных и богато украшенных церковных зданий. Религия украшалась и прославлялась чрез искусство; но и само оно чрез христианство омолаживалось и одухотворялось. Обыкновенною формою церкви является базилика. Первыми строителями являются император Константин и его мать Елена. Храмоздательством занимались и последующие императоры, особенно в VI в. император Юстиниан I. Кроме продолговатой базилики, издавна практиковалась для церкви и круглая форма со сводчатым верхом и с куполом.Церкви такого рода употреблялись для баптистерий (крещален) и в качестве церквей-памятников на гробах. Между прочим, такой формы церковь воздвигнул Константин на Гробе Господнем. Пытались также объединить продолговатую базилику с центральным, круглым построением.Запад же остался верен базилике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: