Тритеистические споры и разветвления монофизитства (по Болотову)

Для своих сектантских целей монофизиты отождествили в вопросе о воплощении термины ουσία, φύσις, πρόσωπον, υπόστασις; но в учении ο Троице эти термины имели смысл различный. Получилось, таким образом, в монофизитской догматике довольно крупное разногласие: ее конец не сходился со своим началом. Масса монофизитов хотела лучше мириться с противоречиями, чем с нововведениями, и тритеиты кончили тем, что выделились, как эфемерная секта, из массы севириан. Представители- Конон, митрополит Тарса киликийского, и александрийский грамматик Иоанн Филопон. Монофизиты вынуждены были допустить, что в известном смысле можно сказать, что в Боге и три естества и три существа. Таким образом, получалось в Боге только единство или вернее равенство сущности, но не единство или тожествосущества.

В своем конечном развитии монофизитство представляется в виде такого генеалогического дерева: 1) Евтихианство, сомневающееся в единосущии плоти Христовой с нашею. 2) Монофизитство в целом, которое признает это единосущие. Разделение монофизитства на два главных потока— 3) севириан и 4) юлианистов, из-за вопроса частного—ο тленности тела Христова, но при общей подкладке в виде вопроса ο том, есть во Христе различие по единении, или нет. Выделение из ортодоксального севирианства— 5) феодосиан (собственно севириан) и 6) кононитов или тритеитов, по вопросу ο Троице.

Билет № 7

Возникновение арианства.

После смерти еп. Ахила пресвит. Арий был одним из кандидатов на Александрийскую кафедру. Но стал епископом св. Александр Александрийский. Около 319 г. – начался спор между св. Александром и Арием. Впервые на неправомыслие Ария обратил внимание архипресвитер Каллуф. На это замечание отреагировал св. Александр и запретил Арию публично проповедовать.Затем вынужден был собрать местный собор (323г.), Ария и некот. др. отлучили. Главное высказывание Ария заключается в следующем: «Троица есть в сущности Единица». Констанция – жена Ликиния и сестра Константина Великого-

будет покровительствовать Арию под воздействием епископа Евсевия Никомидийского. Александр Александрийский пишет епископам Востока свое знаменитое Послание: 1) «enoz swmatoz» - единое тело (против доктрины Ария), 2) Второе Послание: «h jilarxoz» - власть, сребролюбие.

Основные положения учения Ария о Сыне Божием изложены в письме к Евсевию Никомидийскому, и в особой резкой форме выразил свою доктрину в сочинении «Фалия» «Пир». Основные пункты доктрины Ария:

Было некогда когда не было (Сына)» 2. «Сын произошел от несущих» 3. «Логос был как одно из творений, как одно из рождений» 4. Сын прежде чем родился не существовал 5. Сын во всех отношениях чужд и неподобен Отцу 6. Сын подлежит перемене, неизменяемость лежит не в его существе, а в настроении его воли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: