Св. Афанасий Великий и его борьба с арианством

Родился в Александрии, в греческой семье в последние годы III в. В юности был свидетелем Диоклетианова гонения.На изучение светских наук употребил "немного времени". Однако, был достаточно знаком с неоплатонизмом. Главное внимание он обратил на изучение Свящ. Писания, которое знал до тонкости. Рано св. Афанасий вступил в близкие личные отношения со св. Антонием Великим и др. подвижниками Египта и Ливии. На благочестивого юношу обратил внимание Александрийский епископ Александр, который приблизил его, посвятил в диаконы и сделал своим секретарем. В этом звании св. Афанасий сопровождал своего епископа на I-й Вселенский Собо р. В 328 г. по смерти еп. Александра св. Афанасий, несмотря на свою молодость, был избран епископом Александрии. Мирно скончался в Александрии в 373 г., пройдя тяжелый путь непрерывных преследований и страданий. Незадолго до своей кончины он рукоположил преемником себе епископа Петра. Мощи св. Афанасия находятся в одном из католических храмов г. Венеции.

Так как св. Афанасий был наиболее сильным противником и обличителем ариан, то на него обрушилась вся ярость этих еретиков. Он подвергался пятикратному изгнанию из Александрии. Он восстал против стремления заменить никейский Символ исповеданием, составленным в Аримине, созвал собор в 369 г. и написал " Послание к епископам африканским". По его настоянию папа Дамас, после низложения защитников Ария Валента и Урсакия, выступил против арианина Медиоланского епископа Авксентия. К нему с доверием и почтением обращался св. Василий Великий, когда решил войти в общение с Западом в целях утверждения православия на Востоке. Св. Афанасий, со своей стороны, относился к св. Василию с почтением и любовью и писал в защиту его послание к монахам, которые соблазнялись его благоразумной осторожностью. 2) Догматические споры после IV-го Вселенского Собора и отношение к Православию и монофизитству императоров до Юстиниана.

Собор согласно принял догматическое определение. Но ни об одном соборе не спорили так долго и так много, как οб этом, столь многочисленном по своему составу, столь свободном по своему ведению. Более столетия церковная политика императоров и внутренние отношения церкви вращались около одного вопроса: принимать или не принимать Халкидонский собор? Эти прения выяснили такую важность Халкидонского собора для церкви, что монофизиты всех оттенков вероисповедное отличие от них православия обозначают именно этим его отношением к Халкидонскому собору. Император Маркиан был в полной уверенности, что после Халкидонского собора всякие споры прекратятся. Лев стал на сторону православных и держался постановлений Халкидонского собора до самой своей смерти. Колебание в политике начинается с царствования 3инοна. Вытеснивший его узурпатор Василиск вздумал было опереться на силу монофизитов. Зинон одержал над Василиском верх, но и сам стал на стороне униональной политики и издал «ένωτικόν», отвергаемый строгими православными и монофизитами. Анастасий также примкнул к монофизитам и под различными предлогами отправил в ссылку двух православных константинопольских патриархов, Евфимия и Македония II. Поднявший против Анастасия знамя восстания Виталиан требовал от императора в числе прочих условий мирного договора и восстановления православия. Но лишь при Юстине I положен был конец преобладанию монофизитства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: