В начале VI века по соседству со знаменитой В. Лаврой св. Саввы возник монастырь под названием Новая Лавра. Он был основан отколовшимися монахами старой Лавры, которые называли себя «исохристы». Вслед за Оригеном исохристы верили, что при всеобщем воскресении все восстанут в одинаковом состоянии, «равном Христу». Св. Савва был тогда еще жив и самолично отправился в Константинополь жаловаться Юстиниану на исохристов (а также на соперничавших с ними оригенистов- «апротоктистов»). В результате в 543 году был издан строгий императорский эдикт против Оригена.
Когда св. Савва поехал в столицу жаловаться на исохристов, эти тоже послали к императору делегацию, в составе которой находился и Леонтий Византийский, кот. на самом деле был родом из Иерусалима. Император Юстиниан занимался поисками богослова, который сумел бы так интерпретировать решения Халкидонского собора, чтобы они оказались приемлемыми для монофизитской оппозиции. В поисках нейтрального представителя он случайно наткнулся на оригениста Леонтия Византийского. До нас дошли три книги Леонтия: «Против несториан и евтихиан»; «30 глав против Севира Антиохийского» и «Эпилисис», или «Против монофизитов». Нужно сказать, что богословский метод Леонтия весьма схоластичен и вполне чужд сотериологической направленности, столь характерной для Христологии святых отцов. Однако достоинство мысли Леонтия состоит в том, что он ввел несколько полезных концепций и нашел правильные слова для их выражения. Ему удалось подобрать терминологию, выражающую связь между понятиями природа, φύσις (= ουσία, сущность, то есть нечто общее) и ипостась (нечто, выражающее идею самобытности). Леонтий предложил новый термин воипостасность, применимый в тех случаях, когда сущность становится конкретной ипостасью. Такая терминология допускает наличие нескольких сущностей в одной ипостаси, что, в свою очередь, позволяет говорить о составной ипостаси, ипостасис синтетос. Леонтий употребляет тот же термин, что и Севир Антиохийский, но в совсем ином философском контексте. Вкратце этот новый смысл сводится к нижеследующему. Ипостась Слова именно как личность, восприняла человечество. Бог не стал человеком по существу, ибо Отец и Дух не воплотились. В таком контексте термин «во-ипостасность» можно применить к Личности Христа: человечество в Нем «воипостасировано». Произнеся анафемы Оригену, Церковь вместе с ним покончила и со смутьянами в Новой Лавре. Леонтий Византийский лично не был осужден собором 553 года.Принимал участие в полемике с появившейся тогда новой ересью, афтарто-докетизмом.
|
|