Оригенизм VI века. Личность и Христология Леонтия Византийского

В начале VI века по соседству со знаменитой В. Лаврой св. Саввы возник монастырь под названием Новая Лавра. Он был основан отко­ловшимися монахами старой Лавры, которые называ­ли себя «исохристы». Вслед за Оригеном исохристы ве­рили, что при всеобщем воскресении все восстанут в одинаковом состоянии, «равном Христу». Св. Савва был тогда еще жив и самолично отправился в Константинополь жаловаться Юстиниа­ну на исохристов (а также на соперничавших с ними оригенистов- «апротоктистов»). В результате в 543 году был издан стро­гий императорский эдикт против Оригена.

Ко­гда св. Савва поехал в столицу жаловаться на исох­ристов, эти тоже послали к императору де­легацию, в составе которой находился и Леонтий Византийский, кот. на самом деле был родом из Иерусали­ма. Император Юстиниан за­нимался поисками богослова, который сумел бы так интерпретировать решения Халкидонского собора, что­бы они оказались приемлемыми для монофизитской оппозиции. В поисках нейтрального представителя он случайно наткнулся на оригениста Леонтия Византийского. До нас дошли три книги Леонтия: «Против нестори­ан и евтихиан»; «30 глав против Севира Антиохийско­го» и «Эпилисис», или «Против монофизитов». Нужно сказать, что богословский метод Леонтия весьма схоластичен и впол­не чужд сотериологической направленности, столь характерной для Христологии святых отцов. Однако до­стоинство мысли Леонтия состоит в том, что он ввел несколько полезных концепций и нашел правильные слова для их выражения. Ему удалось подобрать тер­минологию, выражающую связь между понятиями при­рода, φύσις (= ουσία, сущность, то есть нечто общее) и ипостась (нечто, выражающее идею са­мобытности). Леонтий предложил новый термин воипостасность, применимый в тех случаях, когда сущность становится конк­ретной ипостасью. Такая терминология допускает на­личие нескольких сущностей в одной ипостаси, что, в свою очередь, позволяет говорить о составной ипостаси, ипостасис синтетос. Леонтий употребляет тот же термин, что и Севир Антиохийский, но в совсем ином философском кон­тексте. Вкратце этот новый смысл сводится к нижеследую­щему. Ипостась Слова именно как личность, восприняла человечество. Бог не стал че­ловеком по существу, ибо Отец и Дух не воплотились. В таком контексте термин «во-ипостасность» можно применить к Личности Христа: человечество в Нем «воипостасировано». Произнеся анафемы Оригену, Церковь вместе с ним покончила и со смутьянами в Новой Лавре. Леонтий Византийский лично не был осуж­ден собором 553 года.Принимал участие в по­лемике с появившейся тогда новой ересью, афтарто-докетизмом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: