Аполлинарий младший, еп. Лаодикийский (Сирия.)

Твердый антиарианин, блестящий богослов эпохи. Объявил себя главой автономной церкви.Талантливый писатель и профессор, он имел достаточно выдающихся сторонников и приверженцев, и св. Василий Великий в молодости почтительно дружил с ним, и сам великий Афанасий ценил Аполлинария за ревность по никейской вере. Исходя из платоновской трихотомии, заменил в Ис. Хс. третью, высшую часть человеческой природы, т.е. «дух» человеческий, иначе «ум» человеческий, Логосом Божественным, т.е. Второй Ипостасью Св.Троицы. Он вызвал осуждение доктрины как еретической с высоты II Вс. Конст. собора 381 г. Тетради с лекциями Аполлинария его ученики надписали разными именами: то Григория Чудотворца, то Афанасия; то пап — Юлия, Дионисия, Феликса. Подделка поразительно удалась. Аполлинария соблазнил его эллинский талант философствования. Исказив нечто в тайне догмата обожения человека, он чисто по-эллински зачаровался и заразил очарованием своих учеников, тоже эллинов.

«Преодоление аполлинаризма» и зарождение «несторианской» ереси.

Для антиохийского ума аполлинаризм был самой несносной ересью. Антиохийскому благочестию, в противность дуалистической манихейской отраве, дорога была полная человеческая природа во Христе, нам единосущная и нас в Нем спасающая. Антиохийцы — типологисты, символисты. По терминологии Аристотеля, понятия «сущность,» «природа» — суть неживые абстракции. Лишь в момент ипостазирования общая «природа» становится частной, конкретной вещью. Ипостась есть живая, воплощенная природа, φυσις. Если во Христе две природы, то две и ипостаси, т.е. два полных лица, Божеское и человеческое, соединенных, однако, по преданию веры, благодатно и таинственно в одно лицо. Такова схема антиохийская.Антиохийскую доктрину выковал Феодор Мопсуестийский, не был достаточно искусен в изображении самого способа единения двух природ. Термин «соприкосновение,» «соприкасание» — y него господствующий. Обычный образ для человечества Христа — образ храма, в котором обитает Бог. Не допускает того, что узаконено последующим церковным богословием под техническим именем «общение свойств».Феодор пояснял, что Дева Мария и Богородица и вместе Человекородица. Человекородица по природе факта, так как носимый во чреве был человек. Она же и Богородица, ибо Бог был в рожденном Ею человеке.

Билет № 16

Собор «на обновлениях» (341 г.) в Антиохии.

Обновление – это освящение храма- золотой базилики, построенной Константином.

Отцов. Партия ариан вступает на путь догматической борьбы с решением 1-го В. С. (Символ веры). Они пытаются вместо него создать особые, новые догматические формулы. Этот собор составил три Антиохийских формулы. Председатель- Евсевий Константинопольский (бывший Никомидийск.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: