Христология св. Кирилла Александрийского

Противник Нестория. Богословский язык александрийского направления был не тот, к которому привыкли в Сирии. Тем сильнее была противоположность; тем большого отречения потребовали от Нестория; тем менее было надежды на умирение спора без постороннего посредства.

а) Образ соединения Божества и человечества в Эммануиле св. Кирилл обозначил не только как соединение в ипостаси, но и как соединение физическое, природное. Несторий отказывался понять, что это значит, если не то, что Божество и человечество во Христе слились в одну природу с утратою своих отличительных свойств. Кирилл совсем этого не требовал. По нему, единение «κατα φύσιν» указывает только на единение истинное, не призрачное.

б) Точное значение терминов πρόσωπον, υπόστασις и φύσις не было у Кирилла установлено твердо. Обыкновенно (как и у восточных) у него υπόστασις=φύσις, но иногда не так. Понимать его язык правильно человеку, предубежденному против него, как Несторий, было не легко. Если Нестория нужно укорять за то, что он слишком конкретно понимал человечество во Христе, превращая его почти в отдельного человека, то в системе Кирилла человечество представлялось слишком отвлеченным, почти только свойством Богочеловека, а не Его природою, жизненною, реальною. Зато Кирилл спасал великую истину — личного единства Богочеловека.

Орос Ефесского собора и авторство согласительного послания 433 г.

Иоанн Антиохийский поручил обследовать весь этот богословский вопрос блаж. Феодориту, а сам послал к Кириллу с примирительными письмами Павла Эмесского. Кирилл решил пойти на уступки, встретил Павла Эмесского дружественно и решил не навязывать всем своих 12 анафематизмов. Более того — он подписал антиохийское вероизложение. Обычно думают, что текст его написан Феодоритом. Но Болотов доказал, что скорее всего в этой редакции оно может быть приписано Павлу Эмесскому. B основе это же исповедание антиохийцы привозили и в Ефес, но неистовый Кирилл сорвал самую возможность его прочтения. A теперь он подписал и чуждые ему выражения: "две природы", человечество во Христе — "храм" Божества. Все это вскоре в Халкидоне было очищено, поправлено и стало более уточненным вероопределением IV Вселенского собора.

Билет № 13

Источники истории Никейского собора.

Никейский символ. 2) 20 Правил собора. 3) Соборное Послание к Церкви Александрийской. 4). Окружное послание Евсевия Кесарийского. 5). Послание императора Константина. 6) Замечания о соборной деятельности очевидца Никейского собора Гелласия епископа Кизического.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: