Задание №1:
Выяснить роль углекислого газа, как составную часть атмосферного воздуха. Измерить содержание углекислого газа в различных помещениях техникума (Определение диоксида углерода в воздухе экспресс- методом Лунге- Цеккендорфа в модификации Д.В. Прохорова).
Проанализировать количественные показатели содержания углекислого газа в урочное и неурочное время.
Принцип метода основан на пропускании исследуемого воздуха через титрованный раствор углекислого натрия в присутствии фенолфталеина. При этом происходит реакция Na2CO3+H2O+CO2=2NaHCO3. Раствор фенолфталеина, который имеет розовую окраску в щелочной среде, после связывания CO2 обесцвечивается (кислая среда).
Разведением 5,3 г химически чистого Na2CO3 в 100 мл дистиллированной воды готовят исходный раствор, к которому прибавляют 0,1% раствор фенолфталеина. Перед анализом готовят рабочий раствор разведением исходного раствора 2 мл до 10 мл дистиллированной водой. В шприц, наполненный 10 мл рабочего раствора соды с фенолфталеином, держа его вертикально, набирают порцию исследуемого воздуха. Затем энергичным встряхиванием (7-8 раз) воздух приводят в контакт с поглотителем, после чего воздух выталкивается и вместо него набирается одна за другой порции исследуемого воздуха до полного обесцвечивания раствора в шприце. Считают количество объемов (порций) воздуха, пошедших на обесцвечивание раствора.
Учитывая объем исследуемого воздуха, потребовавшийся для обесцвечивания раствора карбоната натрия, определяют по специальной таблице содержание двуокиси углерода в воздухе. Необходимо измерить концентрацию углекислого газа в следующих помещениях: рекреация (1 этаж), рекреация (2 этаж), кабинет химии, спортзал. Полученные данные занести в таблицу №4 Концентрация углекислого газа (%) в помещениях в течение занятия. Сделать вывод.
Таблица 6. Зависимость содержания углекислого газа (%) в воздухе от объема воздуха, обесцвечивающего 20 мл 0,005%-ного раствора соды.
Объем воздуха, мл. | Концентр. СО2 (%) | Объем воздуха, мл. | Концентр. СО2 (%) | Объем воздуха, мл. | Концентр. СО2 (%) |
0,32 | 0,116 | 0,084 | |||
0,208 | 0,112 | 0,080 | |||
0,182 | 0,108 | 0,076 | |||
0,156 | 0,104 | 0,070 | |||
0,144 | 0,100 | 0,066 | |||
0,136 | 0,096 | 0,060 | |||
0,128 | 0,092 | 0,056 | |||
0,120 | 0,088 | 0,052 |
Таблица 7 Концентрация углекислого газа (%) в помещениях в течение занятия.
Помещения |
| |
| ||
| ||
| ||
|
Вопросы для самоконтроля:
1. Для чего нужен организму углекислый газ?
2. Вызвано ли повышение содержания углекислого газа и других парниковых газов в атмосфере в индустриальную эпоху деятельностью человека?
3. В чем заключается парниковый эффект?
Литература:
1. Габриелян, О.С. Химия [Текст]: учеб. для студ. сред. проф. учеб. заведений/ О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – 2-е изд., стер. – Москва: Издательский центр «Академия», 2005. – 336с.
2. Ерохин, Ю.М. Химия [Текст]: учеб. для студ. сред. проф. учеб. заведений/ Ю.М. Ерохин. – 8-е изд., стер. – Москва: Издательский центр «Академия», 2007. – 384с.
3. Колесников С.И. Общая биология [Текст]: учебное пособие / С.И. Колесников. – 4-е изд., стер. – Москва: КРОНУС, 2014.- 288с.
4. Саенко О.Е. Естествознание [Текст]: учебное пособие / О.Е. Саенко, Т.П. Трушина, О.В. Арутюнян. – 2-е изд., стер. Москва: КРОНУС, 2015. – 368с.
5. Тяглова, Е.В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии [Текст]: метод. пособие / Е.В. Тяглова.- 2-е изд., стереотип. – Москва: Планета, 2010. – 255с.