Выполнение работы. Выяснить роль углекислого газа, как составную часть атмосферного воздуха

Задание №1:

Выяснить роль углекислого газа, как составную часть атмосферного воздуха. Измерить содержание углекислого газа в различных помещениях техникума (Определение диоксида углерода в воздухе экспресс- методом Лунге- Цеккендорфа в модификации Д.В. Прохорова).

Проанализировать количественные показатели содержания углекислого газа в урочное и неурочное время.

Принцип метода основан на пропускании исследуемого воздуха через титрованный раствор углекислого натрия в присутствии фенолфталеина. При этом происходит реакция Na2CO3+H2O+CO2=2NaHCO3. Раствор фенолфталеина, который имеет розовую окраску в щелочной среде, после связывания CO2 обесцвечивается (кислая среда).

Разведением 5,3 г химически чистого Na2CO3 в 100 мл дистиллированной воды готовят исходный раствор, к которому прибавляют 0,1% раствор фенолфталеина. Перед анализом готовят рабочий раствор разведением исходного раствора 2 мл до 10 мл дистиллированной водой. В шприц, наполненный 10 мл рабочего раствора соды с фенолфталеином, держа его вертикально, набирают порцию исследуемого воздуха. Затем энергичным встряхиванием (7-8 раз) воздух приводят в контакт с поглотителем, после чего воздух выталкивается и вместо него набирается одна за другой порции исследуемого воздуха до полного обесцвечивания раствора в шприце. Считают количество объемов (порций) воздуха, пошедших на обесцвечивание раствора.

Учитывая объем исследуемого воздуха, потребовавшийся для обесцвечивания раствора карбоната натрия, определяют по специальной таблице содержание двуокиси углерода в воздухе. Необходимо измерить концентрацию углекислого газа в следующих помещениях: рекреация (1 этаж), рекреация (2 этаж), кабинет химии, спортзал. Полученные данные занести в таблицу №4 Концентрация углекислого газа (%) в помещениях в течение занятия. Сделать вывод.

Таблица 6. Зависимость содержания углекислого газа (%) в воздухе от объема воздуха, обесцвечивающего 20 мл 0,005%-ного раствора соды.

Объем воздуха, мл. Концентр. СО2 (%) Объем воздуха, мл. Концентр. СО2 (%) Объем воздуха, мл. Концентр. СО2 (%)
  0,32   0,116   0,084
  0,208   0,112   0,080
  0,182   0,108   0,076
  0,156   0,104   0,070
  0,144   0,100   0,066
  0,136   0,096   0,060
  0,128   0,092   0,056
  0,120   0,088   0,052

Таблица 7 Концентрация углекислого газа (%) в помещениях в течение занятия.

Помещения
Концентр. СО2 (%)
Рекреация (1 этаж)
 
Рекреация (2 этаж)
 
Кабинет химии
 
Спортзал
 

Вопросы для самоконтроля:

1. Для чего нужен организму углекислый газ?

2. Вызвано ли повышение содержания углекислого газа и других парниковых газов в атмосфере в индустриальную эпоху деятельностью человека?

3. В чем заключается парниковый эффект?

Литература:

1. Габриелян, О.С. Химия [Текст]: учеб. для студ. сред. проф. учеб. заведений/ О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – 2-е изд., стер. – Москва: Издательский центр «Академия», 2005. – 336с.

2. Ерохин, Ю.М. Химия [Текст]: учеб. для студ. сред. проф. учеб. заведений/ Ю.М. Ерохин. – 8-е изд., стер. – Москва: Издательский центр «Академия», 2007. – 384с.

3. Колесников С.И. Общая биология [Текст]: учебное пособие / С.И. Колесников. – 4-е изд., стер. – Москва: КРОНУС, 2014.- 288с.

4. Саенко О.Е. Естествознание [Текст]: учебное пособие / О.Е. Саенко, Т.П. Трушина, О.В. Арутюнян. – 2-е изд., стер. Москва: КРОНУС, 2015. – 368с.

5. Тяглова, Е.В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии [Текст]: метод. пособие / Е.В. Тяглова.- 2-е изд., стереотип. – Москва: Планета, 2010. – 255с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: