внутренней логики возможно лишь при синхронном рассмотрении.
* * *
Глубина переживания может открыть стороны в предмете и найти для них слова, которые (стороны и слова) первоначально недопустимы для рефлексии. Однако последняя - что там ни говори Шестов - должна быть сохранена как контрольная инстанция. Ибо то, что уже открыто переживаниям, становится доступным и для рефлексии - хотя бы через символ.
* * *
В философском размышлении вполне допустимо отдаваться потоку мыслей, так сказать - потоку философского сознания, ибо связи между мыслями не случайны и не произвольны, а обусловлены зачастую самой природой предмета размышления. Насильственная попытка "навести порядок в мыслях" - ни к чему.
* * *
Вирус не может существовать, не уничтожая какое-либо животное; животное к, может существовать, не уничтожая других животных или растений. Уменьшение
энтропии достигается за счет ее увеличения. Это - проявление хаоса в биокосмосе.
* * *
Мы не можем мыслить иррациональное, но можем помыслить его. И это "помышление" диктуется самим рациональным, подводящим нас вплотную к
|
|
иррациональному. Отсюда - необходимость метафизического символа.
* * *
Современную аналитическую философию, особенно позднего Витгенштейна, можно рассматривать как новую разновидность критицизма, как форму рефлексии
мысли на себя, на свои возможности, на используемое ею орудие - язык.
* * *
Если будущего вовсе нет, то сущее ампутировано, усечено. Если оно уже дано-то
сущее окаменевает, становится неподвижным. Решение: будущее не есть, а "будет".
* * *
Речь идет о метафизике как новой философии духа - трезвой, самокритичной недогматичной, стоящей на собственных ногах и не апеллирующей к вере. Ибо такая
апелляция делает саму метафизику уже ненужной.
* * *
Нестрогое "метастрогое" рассуждение должно предшествовать любому строгому рассуждению - иначе последнее невозможно, - и следовать из него, - иначе последнее
не нужно. Так и естественный язык вводит формальный и выводит из него.
* * *
Есть влечение к хаосу, разрушению, беспорядку, смерти; влечение к поре (педантизм), сохранению вещей (скупость); влечение к жизни, физическим удовольствиям.
* * *
Если логический позитивизм - это философия победоносной науки нашего времени, то это значит, что триумф этой науки равносилен поражению, ибо по мирному договору с Сущим наука в лице позитивизма отказывается от притязаний на него.
* * *
Наука проходит мимо самого главного и вместе с тем самого элементарного вопроса: что и почему есть "есть".
* * *
Логические законы коренятся в онтологических. Но это значит, что Сущее не
|
|
исчерпывается фактическим, случайным, а включает и элемент необходимости.
* * *
Основной признак живого - установка на будущее, непосредственное или более отдаленное.
* * *
То, что будующее окутано надеждой, а прошлое - романтической дымкой воспоминаний - стимулирует к действиям и предохраняет от необдуманных новшеств.
* * *
Философ не может исходить из какой-то готовой философии. Он должен начинать
все сначала - и не один раз. Это сизифов труд.
* * *
Начиная с биокосмоса - все, что есть, возникло из усилия и гибнет от ослабевания
усилия.
* * *
Раньше шли от наблюдаемого и макрофизического мира к умопостигаемому. Теперь надо еще пройти через чистилище микрофизического мира, ненаглядного, почти алогичного и немыслимого.
* **
Современная физика столкнулась с тем, что раньше было лишь уделом метафизики: ненаглядным, невмещающимся в рамки обыденного мышления и неразрешимым до конца.
* * *
Dass-sein вещей определяет Sosein космоса. Dass-sein частиц - Sosein вещей.
* * *
Свобода и необходимость - двуединая стихия разума.
* * *
Какое гениальное и поразительное открытие: ребенок начинает понимать, что он не "ты", а тоже "я".
* * *
От цели не уйти. ЖелаяосвобоДиться от всякой цели и целеустремленности, мы тем самым ставим пред собой опять-таки какую-то цель.
Я иду не путем выведения частных опытных данных из метафизических предпосылок. Мне кажется правильным заниматься метафизикой "отдельно" и частными вопросами "отдельно", а потом попытаться перебросить между ними мост. И если это удастся - то цель достигнута.
* * *
Декарт говорил: человек, у которого ампутирована нога, чувствует боль в ноге; ergo - можно сомневаться в реальности ноги. Но я думаю, что человек с ампутированной ногой лучше нас с вами знает и ощущает, насколько нога реальна. Я за " соматический реализм", ибо рассматриваю собственное тело как критерий реального и материального мира. Утверждение Шопенгауэра, что этот каменый цейхгауз весь в мягкой кашице твоего мозга - нелепо, ибо если есть мозг, то есть цейхгауз. А мозг есть. Однако все это лишь знание о Dass-sein: существуют тела, существуют вещи, - но вопрос о Wiesein и Was-sein этим не решается. Тут мы вступаем в область гипотетического, не просто наблюдения, а гипотез, рефлексии, анализа. Может быть в отношении микромира можно говорить о Dass-sein, но в каком-то другом аспекте, основная же цель введения микромира заключается в объяснении Sosein вещей макромира.
Вместе с Dass-sein, мы воспринимаем и Sosein вещей, но если знание первого абсолютно, то знание второго (включая величину и sense-data) всегда относительно. Наука разрушает наши непосредственные представления о Sosein вещей, и вместе с тем выискивает какую-то их субстанцию в виде частиц, волн и т.п. Но говоря oб относительности, например, цвета в отношении глаза, отвлекаются от того, что само наше знание о Was-sein или Sosein глаза также не является абсолютным.
Наука доказала, что Sosein вещей не таково, каким оно представляется, но в поисках подлинного их Sosein она конструирует или констатирует вещи, Dass-sein которых гипотетичен, a Was-sein и Wiesein которых еще более неясен и непонятен. Не есть ли это объяснение ignoti per ignotius? Положение усугубляется тем, что этим последним вещам приписываются противоречивые или во всяком случае реально несовместимые свойства.
Коротко говоря: твердая опора - это Dass-sein собственного тела и непосредственной его материальной среды. Но уже менее ясны их Was-sein и Wiesein (Sosein). Для объяснения этого конструируются новые Dass-sein'ы, менее очевидные (частицы, волны и т.п.), с еще менее ясными Was-sein и Wiesein. Для объяснений
последних конструируются новые Dass-sein'bi и т.п.
* * *
Теория sense-data в век радио и телевидения стала анахронизмом.
* * *
Ученый мечтает о том, чтобы увидеть частицу; цо ведь его, совсем не удовлетворяет
|
|
то, что он видит макрообъект; а в чем принципиальная разница?
* *
Дух создает материальные вещи (картины, книги), и они воздействуют на него.
Таким образом, реальность материальных вещей засвидетельствована самим духом.
* * *
По диамату и его теории отражения в сознании отражается и Sosein (а не только Dass-sein) макромира, а через приборы и Sosein микромира. Но ведь эти два.Sosein'a несовместимы.
* * *
Естественный язык и естественная логика, как и сознание, рефлективны. Слово "слово" - это слово, а не мета-слово.
* * *
Чтобы не ошибиться, надо не думать, чтобы не быть съеденным волками, надо не ходить в лес. А чтобы избежать упрека в трусости, надо утверждать, что леса-то вовсе нет и ходить-то некуда (аналитическая философия). Другие, напротив, идут в лес, забираются в самую гущу и утверждают, что никаких волков нет. Уже находясь в волчьей утробе, они продолжают рассуждать о Софии и т.п. (метафизики-догматики). Для них истина - adaequatio rei et voluntatis. Я же рекомендую в лес ходить, но волков бояться, а поэтому ходить со всей осторожностью в хорошо вооруженным.
* * *
Признак человека - интересоваться тем, что его не касается, - открыли уже репортеры бульварной прессы. Сенсационные сообщения - еще более ходкий товар, чем курсы ценных бумаг.
* * *
Любая теория может открыть лишь часть истины. Можно ли вообще требовать большего от человека?
* * *
Философ ведает, что творят другие. А величайший философ - тот, кто ведает, что сам творит. Он уже метафилософ. Впрочем, философия - как и естественный язык, сознание, логика - рефлексивна. Она - своя собственная метафилософия.
Разве не самое странное, что я - во мне, что я - это я?
* * *
Для того, чтобы быть способным к действию, надо освободиться хотя бы от части теоретического балласта.
* * *
Pro domo sua
Я всегда либо "возлежал" с книгой, либо "восседал" с ней. Но никогда не гнулся
над ней - ни в буквальном, ни в переносном смысле.
* * *
Философское истолкование мира - как истолкование художественного произведения - неисчепаемо.
* * *
Ηabent sua fata theoriae: одни развиваются в сторону углубления и усложнения,
|
|
другие в сторону упрощения и оплощения.
* * *
Донаучное мышление оживляет мертвое; научное мышление - омертвляет живое.
* * *
О времени
Сущее не может быть только настоящим, ибо прошедшее не стало небывшим.
В связи с этим встает вопрос о смысле слова "теперь". "Теперь" дано в живом восприятии как отрезок времени, в течение которого происходит процесс. Нам дано не время, а происходящее во времени. Процессы и соответствуют "теперь", вставляясь друг в друга и изменяя тем самым и "теперь". Всякое "теперь" включает слитно "только что" и "сейчас" (теперь я пишу, теперь я гуляю, теперь я слушаю музыку). Всякое реальное переживание "теперь" включает и частицу прошлого. Одно дело прошлое, включенное в прошедший процесс, другое дело - прошлое как часть времени ныне происходящего процесса. И так же обстоит дело с будущим. Отсюда вывод, что процесс, охватывающий все, Allprozess, должен был бы переживаться как происходящий во всеобъемлющем и вечном "теперь", в котором прошедшее, настоящее и будущее были бы так же слиты, как они слиты в восприятии звука и т.п. Но это не значило бы, что будущее предопределено, ибо "пред" уже предполагает, что будущее предсуществует в настоящем. Таким образом, любое реальное настоящее есть отрезок, т.е. время какого-то процесса, один конец которого погружен в прошлое, другой - устремился в будущее. Настоящее не граница между прошлым и будущим, а их соединение. Нет пустого времени, а лишь длящиеся процессы, каждый из которьв содержит элемент уже состоявшегося и элемент неопределенности, недетерминированности предстоящего. В "теперь" входит актуально - настоящее и инактуально непосредственно прошедшее и сейчас предстоящее.
Реальность прошедшего и будущего связана с тем, что они элементы какого-то длящегося мирового, процесса. Наличие будущего как раз и означает наличие непредвиденности, неопределенности. Конечно, сравнение с отрезком надо принимать условно, не впадать в опространствование времени.
"Только что" и " сейчас" - это уходящее и приходящее в самый момент ухода и прихода.
* * *
Разумное и разумеющееся (само собой) - это отнюдь не одно и то же.
* * *
Животные "думают" только о себе, а человеческое самопознание выводит человека
"вне себя".
* * *
"Природа" - весьма неудачная метафора, даже не символ. Это богословие без бога.
Рассуждения о "природе" всегда "теоморфичны".
* * *
Нелепости философов зачастую выражаются в усложнении, а нелепости ученых в упрощении положения вещей.
* * *
Наука говорит: если Бог и есть, надо все же считать его несуществующим. И по-своему она права.
Теология говорит: если Бог есть, то все укладывается естественно, если Бога нет - то появление не только человека, но и простейшего организма - это сверхъестественное чудо. И по-своему она права.
Ни Хайдеггер, ни Сартр не удержались на Dasein или pour soi. Один перешел к Seyn, другой к социальному.
* * *
Для греков изучение иероглифов могло бы иметь практическое значение, но они этим не занимались. А какое практическое значение оно могло иметь для Шампольона?
* * *
Сознание - самое известное в себе, и самое темное для себя, и самое непознаваемое и скрытое в другом.
* * *
Разве человек в этом мире не ведет себя, в отличие от других животных, как выходец из других миров?
* * *
Философия это пляж, на котором отпадают все условности и приличия, соблюдаемые наукой, и человек может нагишом бросаться в стихию мысли или греться на ее солнце.
* * *
Если философия это "ученое незнание", то наука зачастую - "невежественная ученость".
* * *
Исходное внутреннее противоречие аналитической философии, ориентирующейся на обыденный язык, - приписывать фразе "значение слова" смысл, вовсе не соответствующий обыденной речи. По существу этот метод правилен. Но в обыденной речи есть в лучшем случае лишь Bedeutungsintention, а значение лила "мнится" (gemeint), - а в философии и науке осуществляется Bedeutungserfullung, - но для аналитической философии это внутреннее и притом роковое противоречие.
Так, в обыденной речи "мнятся" значения слов "быть" и "знать", - но разве они в ней раскрываются?
Изучить и изложить правила пользования языком можно лишь уже пользуясь языком. Метаязыка для этого нет. Это не опорочивает замысла, но вскрывает его относительность и условность. А по существу - язык, мышление, сознание, логика- рефлексивны, метааутичны.
* * *
Хайдеггеровский Dasein, брошенный в мир - повисает в нем.
* * *
Духовно нас обогащает не то, что мы знаем, что скорость света = 300000 км в сек, а не 275000, - а самый факт, что мы установили скорость света.
Употребление слова - ratio cognoscendi его значения, а значение - ratio essendi употребления слова.
Верно, то, что, в отличие от науки, философия не может отвлечься от обычного употребления слова и даже от его этимологии, ибо в них может быть заложено какое-то непосредственное знание - но она не может быть подчинена в своем обращении со словом ни тому, ни другой.
* * *
Коперниканский переворот Платона: в мифе тот мир есть часть мира сего; у Платона - наоборот.
* * *
"Обезьяна развита почти так же, как человек". Загвоздка в том, что в то время, как глупые люди пишут книги об умных обезьянах, самая умная обезьяна не может ничего сказать о самом глупом человеке.
* * *
Физик, отказываясь от метафизики, лишь отграничивает свой предмет; философ
же в этом случае не только ограничивает свой предмет, но и обедняет его.
* * *
Вначале в природу вмысливают человеческое - декодирование, информацию,
программу и т.п., - а потом без труда доказывают природность человека.
* * *
Философ - рудокоп: каждый прокладывает свою шахту на той глубине, до которой в состоянии докопаться.
* * *
Для философа убедительность важнее, чем доказательность, - а они не связаны друг с другом.
* * *
Религия - философия для народа; философия - спасение души для избранных.
* * *
Философия вовсе не должна и не может сделать все ясным. Она вначале ясно показывает, что ясное не ясно, а затем старается выяснить и пояснить, в чем суть
неясности.
* * *
То, что я писал в "Метафизике" не было гиперболой. Вот что пишет один из авторов в "Принципах самоорганизации" (с.419): "Мозг это не орган мышления, а орган выживания, как клыки для кошки. Он устроен так, чтобы заставить нас принимать как истину то, что является только преимуществом" и т.д.
* ♦ *
Наибольшую информационную нагрузку несут слова сумашедшего: "Я - Юли Цезарь" и т.п.
* * *
У человека не две, а три души: одна, преодолевая реальное, стремится к идеальному, другая - признает реальное и к нему приспособляется; третья - влекомая к хаосу - разрушает реальное.
* * *
У животных нет языка, ибо им нечего сказать и нечего скрывать. Язык дан
человеку, потому что у него есть внутрення, непроницаемая для других жизнь.
* * *
Суть тварности - случайность.
* * *
Можно ли объяснить само появление инстинкта гнездостроения - отбором?
* * *
Выражение: это только слово - неверно. Бхли слово, то не только слово; если
только слово, то даже не слово, а набор звуков.
* * *
Язык не только средство общения и самовыражения, но и идентификации, узнавания.
* * *
Непосредственны лишь переживание и интуиция. Все знание (помимо интуиции) ими опосредствовано.
* * *
У вещи - движения, у растений - процессы, у животных - действия, у человека-
деятельность, высшим проявлением которой является творчество.
* * *
Фрейдистская воля к смерти, libido и сублимация - при их надлежащем толковании
вполне укладываются в рамки моих "эманаций" и даже из них вытекают.
* * *
Практика - критерий истины, польза - критерий прекрасного, выгода - критерии добра: в том смысле, что первое показывает, что не есть второе.
* * *
Направленность на будущее экзистенции - проявление третьей эманации,
освобождение от прикованности к hie et nunc.
* * *
С точки зрения метафизического мышления научное мышление - то же самое, что
обыденное мышление с точки зрения научного.
* * *
Общая семантика, аналитическая философия, экзистенциальный анализ, как и феноменология - лишь новые орудия философии, еще не сама философия. Ибо им не натает главного в философии - существенности. Я признаю закономерность подлых позиций - гносеологической, лингвистической, аналитической, феноменологической, экзистенциалистской, онтологической. Но это лишь исходные, отправные пункты.
* * *
Особенность психоанализа, бихевиоризма, релятивизма, аналитической философии, марксизма и некоторых других направлений заключается в том, что,
будучи применены к самим себе, они сами себя уничтожают.
* * *
Философ может либо сосредоточится целиком на одной проблеме (любой проблемы хватит на всю жизнь), либо растечься мыслью по всему древу Сущего. Оба пути законны, выбор свободен.
* * *
Лесли Уайт так и пишет: "Man differs (from animal) not in aims, but in means". Требуется ли более убедительное самоопровержение ученого? А если не
самоопровержение ученого, то разоблачение его учености.
* * *
Идея эсхатологии возникла или развилась именно из ощущения того, что все
бессмысленно, если всегда будет существовать "никогда" как удел всего.
* * *
Многие рассуждения редукционистов напоминают рассуждения человека, который сказал бы: Гете в возрасте 2-х лет не написал никакого "Фауста"; следовательно,
написание "Фауста" не представляло ничего принципиально нового.
* * *
Влечение к первой эманации - боязнь нового, педантизм, привычка; соединение его стремлением по линии третьей эманации - поиск покоя, блаженства в пьянстве,
наркотиках; соединение влечения к хаосу с влечением второй эманации необузданность в наслаждениях, упоение в бою и мрачной бездны на краю.
Философия, пожалуй, не может объяснить (в научном смысле) то, чего не может объяснить наука, но может показать эту необъяснимость и подвести к необъяснимому.
* * *
Жажда личного бессмертия - продолжение и проявление того стремления к самосохранению, которое присуще всему живому. Только человек экстраполирует его и за пределы земной жизни. Для человека как существа самосознающего самым важным становится самосохранение самосознания той же самой личности, а это предполагает память о своем прошлом. Однако дальше пути расходятся: в одной концепции самосознающая личность сохраняется как носитель установки на субъективное (прохлада, ручьи, сады, гурии Корана); в другом случае - как носитель установки на объективное (иудейско-христианская концепция - созерцание лика божества и т.п.), т.е. как чисто духовная личность. Концепция воскресения мертвых возникает из-за неспособности подняться до чисто-философского понимания духовного, лишенного телесного субстрата. Но тело сохранятся лишь как субстрат
духовной личности, телесные функции отпадают.
* * *
Конечная вселенная непредставима, но бесконечная - это contradictio in adjecto.
* * *
Pro domo sua
Когда я пишу, я превращаюсь в дырявый мешок, когда говорю - в закупоренную бочку.
* * *
Странная особенность науки - чем больше она объясняет, тем больше все становится непонятным (срв.механизм наследственности, квантовую механику теорию относительности).
* * *
У машины недопустимы ни шальные мысли, ни риск ошибки, - а они так много значат в науке и философии.
Нелюбопытные люди и всезнайки - в общежитии невыносимы.
Суждения о будущем подчиняются всем законам логики, хотя проверка их возможна лишь по прошествии соответствующего времени. Но то же относится и к суждениям о том, что происходит в настоящем на расстоянии, допустим, n световых лег.
* * *
Развенчание венца творения стало главной одержимостью науки от Коперника через Дарвина до Фрейда и Тьюринга. Надо доказать, что между человеком и плесенью нет никакой принципиальной разницы, поскольку оба реагируют на среду в целях самосохранения. Эмоции человека изучаются на опыте испражняющихся крыс. Это какое-то мазохистсткое само оплевывание. Эта наука объясняет все, кроме самой себя.
* * *
Животные, быть может, и мыслят, но размышляет только человек.
Хорошо там, где нас нет - и то, что прошло или еще только будет.
* * *
Можно и в метафизике применить теорию типов. "Все" не исчерпывает всего, ибо есть еще нечто такое, чьим элементом является все.
Рост преступности говорит об ослаблении моральных сдержек, о моральной зптропии - при состоявшейся уже атрофии естественных сдержек, которые в природе
регулируют отношения между особями одного и того же вида.
* * *
Декартовское clare et distinctum в отношении физики и даже математики потерпело провал в свете современной физики и математики. Но как их основа, как принцип
интуитивного знания - оно сохраняет полную силу.
* * *
Декарт свел материю к протяженности, Эйнштейн - протяженность к материи. В обеих концепциях есть что-то общее.
* * *
Наш разум обычно занимается тем, что формирует и обосновывает мысли, наиболее отвечающие нашим чувствам и интересам.
* * *
Надо полностью осознать: человек - это господин из Сан-Франциско: он осуждён
на то, чтобы не знать, что будет через мгновение. И никакая наука тут не поможет.
* * *
Если музыка - язык мировой воли (Шопенгауэр), то математика - язык мирового разума.
* * *
Многие проявляют горячность и нервозность в споре не от того, что точка зрения противника кажется им абсолютно несостоятельной или неправильной, a от ощущения шаткости собственной позиции и неуверенности в ней.
* * *
Человек "спутников" - космический человек - это в некотором смысле сверхчеловек, преодолевший не только закон энтропии, но и закон тяготения, т.е. структуру самого пространства. И все труднее становится выводить этого
сверхчеловека из тушканчика, а в конечном счете из амебы.
* * *
Существует крайняя диспропорция между развитием точных наук, с одной стороны, и философии, гуманитарных наук, литературы и искусства, с другой Заранее трудно сказать, как это скажется на развитии самих точных наук и космонавтики. Это может привести к их отставанию, а может быть, напротив концентрация всех интеллектуальных сил в одном направлении как раз и да наибольший эффект - при условии, что в этом направлении можно будет двигаться свободно. Ведь все успехи в этой области связаны с тем, что никто не объявит неподлежащими пересмотру основания физики, химии и математики, как они сложились в середине XIX в. или в начале ХХ-го, что эксперименты, противоречащие тем или другим установкам, не замалчиваются, что все вновь открытые после Менделеева элементы включены в систему элементов, независимо от того, кто открыл и т.п.
* * *
Успехи спутников иногда напоминают дела царей-колдунов, которые, совершили чудо, повергают в прах своих подданных и добиваются их беспрекословного послушания. Открытия разума могут быть использованы для его подавления, для одурманивания или одурачивания людей.
* * *
Наш главный враг - собственный организм, ибо именно он может в любую минуту выкинуть с нами самую коварную шутку.
* * *
Бывает так, что в душе образуется дыра, в которую проваливаются все духовные интересы, все субъективные и объективные ценности, и предстает воочию бессмысленность всех дел. Но новый поворот - и они вновь всплывают и устраиваются на своих старых местах. В конце концов эти интересы и ценности - это
наша жизненная стихия, и вне ее нет жизни, а лишь прозябание.
* * *
Поразителен контраст между жизнью во сне, полной всяких приключений, ярких и неожиданных событий, сильных переживаний, бурных реакций - и монотонным течением жизни наяву.
* * *
Истина каждого философа - в каком-то смысле плод неповторимого опыта.
* * *
Общим для философии и искусства является то, что и там и тут не приходится говорить о полном взаимном исключении различных направленией и стилей. В философии правомерны различные подходы, и каждый может что-то открыть или
раскрыть. Истина - синтетична или даже эклектична.
* * *
Жить - значит постоянно проверять, пересматривать, "ревизовать" свои принципы
и начала, совершенствовать, уточнять их, а если нужно, то и отбрасывать.
* * *
Еще вариант паскалевского хода мыслей: если Бога и бессмертия души нет, то почему бы мне не морочить головы этими фикциями: ведь исчезает основание для осуждения лжи и для поисков истины.
* * *
Самое ценное, что есть у нас - время, и это вместе с тем самое текучее, самое неустойчивое, самое скоропортящееся.
* * *
И так непонятно, и этак непонятно. И начинаешь вместо понятного искать приятное.
* * *
И в жизни действует закон перспективы: что ближе к нам, кажется нам значительнее.
* * *
Шпет: философия - мое мастерство.
Митин: философия - моя партнагрузка.
X: философия - моя профессия.
У: философия - мое призвание.
Я: философия - моя слабость.
* * *
Где же настоящее "я"? Ведь то "я", которое думает, говорит, пишет - еще не самое настоящее.
* * *
Мысль изреченная есть ложь, - а тем более неизреченная.
* * *
Бытие идеальных предметов ахронично, бытие реальных вещей метахронично: оно включает время, но поднимается над ним. Я хочу этим сказать, что прошлого и будущего нет в смысле теперь-бытия (Jetztsein), но что первое было, а второе будет; а "было" и "будет" не есть небытие. Перикла нет и Геракла нет, но слово "нет" в обоих случаях имеет различный "бытийный" смысл. Первое "нет" не исключает истинности и ложности суждений о предмете, второе "нет" исключает. Есть еще хронический аспект бытия - гераклитовский, где "есть" понимается как чистое Jetztsein и растворяется в становлении. Прошлого, былого хронически нет, но метахронически оно "есть".
* * *
Получается следующая лестница:
1)прекогнитивное состояние (переживание, ощущение)
2) когнитивное препредикативное состояние (восприятие, Wesensschau)
3) предикативное пререфлексивное (интуиция)
4) рефлексивное досимволическое (наука)
5) символическое (метафизика).
* * *
Во времени и благодаря ему - самое реальное, осязаемое, переживаемое realissimum - совпадает с иллюзией.
* * *
Жить аметафизично - то же самое, что провести всю жизнь при искусственном освещении.
* * *
Неживое существует в настоящем, организм живет будущим, а личность - в
сверхвременном.
Знание - какое-то особое и первичное, ни к чему иному не сводимое отношение
сознания к Сущему.
* * *
Самое понимание ребенком функции слова как знака является дословесным, дознаковым.
* * *
Я за множественность методов, за полиметодизм в философии. Результаты,
достигнутые одним методом, можно проверить с помощью других.
* * *
Deus sive natura - это значит к ясному понятию добавляется для пояснения самое мутное и неясное - природа.
* * *
Бог не может сделать не только, чтобы 2 х 2 не было 4, но и чтобы виденное мною сейчас было желтым, а не красным, или чтобы бывшего не было. Я это объясняю не наличием какой-то особой фактической (в отличии от логической) необходимости, а