Данная программа дисциплины «Основы психоконсультирования и психокоррекции» предназначена для студентов факультета социальной педагогики, предусмотренной учебным планом специальности «031300 Социальная педагогика» ГОС ВПО второго поколения.
Учебная направленность курса - формирование у студентов базовых представлений о психологическом консультировании, которые позволили бы им перейти к более серьезному изучению методологических основ, концепций и методов психологического консультирования в рамках последующих курсов.
Практическая направленность курса состоит в формировании у студентов базовых установок относительно организации и проведения консультативной беседы, умения анализировать сущность явлений и проблем, связанных с процессом осуществления психологического консультирования.
Показателем овладения данным курсом будет умение студентов анализировать ситуацию необходимости оказания консультативной помощи клиенту с научных позиций, способность решать практическую задачу, связанную с консультированием, в опоре на основные принципы и алгоритмы, существующие в современном психологическом консультировании.
3.1. Принятая структура компетенций
В ходе овладения дисциплины «Основы психокоррекции и развития» бакалавр должен быть способен к:
- реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развития, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-1);
- осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-4);
- прогнозированию изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях (ПК-7);
Студент должен знать:
· основы общей теории, цели, задачи, принципы, структуру и компоненты, этапы и фазы процесса психологического консультирования;
· подходы к разрешению типовых консультативных проблем;
· понятийный аппарат консультанта;
· теоретические подходы к разработке психологических основ коррекции;
· особенности организации и проведения психологической коррекции в системе образования;
· специфику профессионально важных качеств личности педагога-психолога и социального педагога в системе образования;
· оформление и формы представления информации по психологическому обследованию и коррекции учащихся, педагогов и родителей.
Студент должен уметь:
· осуществлять индивидуальное, групповое и дистантное консультирование;
· оценивать, анализировать и объяснять свойства психической реальности человека;
· подходить к жизненным явлениям, к практическим задачам психологического консультирования с научных позиций;
· диагностировать и интерпретировать индивидуально-психологические характеристики личности (ученик-учитель-родители);
· разрабатывать коррекционно-развивающие программы и психолого-педагогические рекомендации;
· составлять индивидуальный образовательный маршрут и программу коррекционной помощи.
3.2. Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций
№ п/п | Наименование раздела/темы дисциплины | Кол-во часов | Коды формируемых компетенций | ||
ПК-1 | ПК-4 | ПК-7 | |||
Раздел 1. Теоретические основы психокоррекционного процесса. | + | + | + | ||
Раздел 2. Основы построения и проведения психокоррекционной программы. | + | + | + | ||
Раздел 3. Формы и методы психологической коррекции. | + | + | + | ||
Итоговый контроль (экзамен, 4 сем) | |||||
Итого: | + | + | + |