Москва – 2008

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И

ИНФОРМАТИКИ

В.А. ЕРМАКОВ

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Учебное пособие

Руководство по изучению дисциплины

Практикум по курсу

Тесты по дисциплине

Программа курса

Москва 2008

Международный консорциум «Электронный университет»

Московский государственный университет экономики,

Статистики и информатики

Институт права и гуманитарного образования

________________________________________________________________

В. А. ЕРМАКОВ

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Учебное пособие

Руководство по изучению дисциплины

Практикум по курсу

Тесты по дисциплине

Программа курса

Москва – 2008

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

_____________

ОГЛАВЛЕНИЕ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ…………………………………………………………….3

1. Введение………………………………………………………………………….7

2. Содержание тем курса………………………………………………………….9

Тема 1. Введение в психологию личности………………………………………9

Тема 2. Методы исследования личности………………………………………19

Тема 3. Дифференциальная психология личности…………………………...34

Тема 4. Психодинамическая теория личности З. Фрейда…………………....44

Тема 5. Личность в аналитической психологии К. Юнга…………………...66

Тема 6. Личность в индивидуальной психологии А. Адлера………………..75

Тема 7. Социокультурная теория личности К. Хорни. Личность в

системе гуманистического психоанализа Э. Фромма………………………..87

Тема 8. Межличностная теория психиатра Г. Салливана.

Эпигенетическая теория Э. Эриксона………………………………………...101

Тема 9. Теория оперантного научения Б. Скиннера.

Теория социального научения Дж. Роттера………………………………….122

Тема 10. Диспозициональная теория личности Г. Оллпорта.......................138

Тема 11. Гуманистическая теория личности А. Маслоу……………………148

Тема 12. Личность в культурно-исторической теории Л.С. Выготского

и в теориях деятельностного подхода А.Н. Леонтьева,

С.Л. Рубинштейна……………………………………………………………….170

Тема 13. Личность в теориях Д. Узнадзе, В.Н. Мясищева,

Б.Г. Ананьева…………………………………………………………………….178

РУКОВОДСТВО ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ……………………...182

1. Сведения об авторе……………………………………………………………183

2. Цели и задачи курса…………………………………………………..............184

3. Порядок изучения тем курса………………………………………………...186

Тема 1. Введение в психологию личности……………………………………187

Тема 2. Методы исследования личности……………………………………...189

Тема 3. Дифференциальная психология личности………………………….191

Тема 4. Психодинамическая теория личности З. Фрейда…………………..193

Тема 5. Личность в аналитической психологии К. Юнга………………….200

Тема 6. Личность в индивидуальной психологии А. Адлера………………203

Тема 7. Социокультурная теория личности К. Хорни. Личность в

системе гуманистического психоанализа Э. Фромма………………………205

Тема 8. Межличностная теория психиатра Г. Салливана.

Эпигенетическая теория Э. Эриксона………………………………………...208

Тема 9. Теория оперантного научения Б. Скиннера

Теория социального научения Дж. Роттера………………………………….213

Тема 10. Диспозициональная теория личности Г. Оллпорта.......................218

Тема 11. Гуманистическая теория личности А. Маслоу……………………221

Тема 12. Личность в культурно-исторической теории Л.С. Выготского

и в теориях деятельностного подхода А.Н. Леонтьева,

С.Л. Рубинштейна………………………………………………………………..226

Тема 13. Личность в теориях Д. Узнадзе, В.Н. Мясищева,

Б.Г. Ананьева…………………………………………………………………….228

4. Темы рефератов………………………………………………………………230

5. Вопросы для аттестации…………………………………………………….232

6. Список литературы по курсу…………...…………………………………..234

ПРАКТИКУМ ПО КУРСУ……………………………………………………..238

Практиченские задания I……………………………………………………….239

Практические задания II………………………………………………………..240

Практические задания III………………………………………………………244

ТЕСТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ…………………………………………………..246

Тестовое задание №1…………………………………………………………….247

Тестовое задание №2…………………………………………………………….248

Тестовое задание №3…………………………………………………………….250

Тестовое задание №4…………………………………………………………….253

Тестовое задание №5…………………………………………………………….255

Тестовое задание №6…………………………………………………………….256

Тестовое задание №7…………………………………………………………….258

Контрольный тест……………………………………………………………….259

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ ……………………………261

1. Цели и задачи дисциплины………………………………………………....262

2. Содержание дисциплины……………………………………………………265

_____________

ВВЕДЕНИЕ

«Психология личности» – базовый курс профессиональной подготовки психологов. Программа курса «Психология личности» предназначена для студентов, обучающихся по специальности 020400 – «Психология».

Целью данного курса является формирование у студентов фундаментальных знаний в области психологии личности и ее развития, изучение истории исследований личности в психологической науке и современных теорий личности, подходов и методов экспериментального исследования личности.

Основные задачи курса:

1. Рассмотреть подходы к пониманию предмета психология личности в зависимости от методологической парадигмы.

2. Раскрыть объяснительные и прогностические функции теорий личности.

3. Изучить основные подходы к исследованию структуры личности.

4. Рассмотреть психологические типологии личности.

5. Рассмотреть сферы практического применения теорий личности, их теоретических положений и принципов.

6. Изучить основные подходы к экспериментальным исследованиям личности и методы оценки личности.

7. Изучить подходы к пониманию психопатологии в различных теориях личности.

Студенты должны знать:

1. Специфику предмета психология личности;

2. Историю становления и развития психологии личности;

3. Теории личности зарубежной и отечественной психологической науки;

4. Методологию и методы исследований личности.

Студенты должны уметь:

1. Оценивать и сопоставлять различные теории личности и подходы к исследованию личности в зарубежной и отечественной психологии;

2. Владеть основными методами исследования личности.

Содержание курса представляет собой сочетание теоретического и прикладного аспектов изучения личности, ее структуры, типологии, развития, мотивации, психического здоровья и психопатологии. В основу курса положен принцип межпредметных связей.

Лекционный материал, самостоятельная работа с литературой и семинарские занятия по курсу «Психология личности» помогут студентам не только сформировать целостный взгляд на данную область психологического знания, но и выработать навыки работы, необходимые для профессионального решения широкого круга практических задач.

Текущий контроль знаний студентов осуществляется через контрольные работы и ответы студентов на семинарах. Подготовка к семинару предполагает чтение студентами рекомендованной литературы, конспектирование основных положений, обдумывание материала и выработку собственной точки зрения по тому или иному вопросу.

Заключительной формой контроля является зачет, включающий вопросы, прослушанные на лекциях, обсуждаемые на семинарских занятиях, работы, рекомендованные для самостоятельного изучения.

____________


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: