МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И
ИНФОРМАТИКИ
В.А. ЕРМАКОВ
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
Учебное пособие
Руководство по изучению дисциплины
Практикум по курсу
Тесты по дисциплине
Программа курса
Москва 2008
Международный консорциум «Электронный университет»
Московский государственный университет экономики,
Статистики и информатики
Институт права и гуманитарного образования
________________________________________________________________
В. А. ЕРМАКОВ
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
Учебное пособие
Руководство по изучению дисциплины
Практикум по курсу
Тесты по дисциплине
Программа курса
Москва – 2008
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
_____________
ОГЛАВЛЕНИЕ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ…………………………………………………………….3
1. Введение………………………………………………………………………….7
2. Содержание тем курса………………………………………………………….9
Тема 1. Введение в психологию личности………………………………………9
|
|
Тема 2. Методы исследования личности………………………………………19
Тема 3. Дифференциальная психология личности…………………………...34
Тема 4. Психодинамическая теория личности З. Фрейда…………………....44
Тема 5. Личность в аналитической психологии К. Юнга…………………...66
Тема 6. Личность в индивидуальной психологии А. Адлера………………..75
Тема 7. Социокультурная теория личности К. Хорни. Личность в
системе гуманистического психоанализа Э. Фромма………………………..87
Тема 8. Межличностная теория психиатра Г. Салливана.
Эпигенетическая теория Э. Эриксона………………………………………...101
Тема 9. Теория оперантного научения Б. Скиннера.
Теория социального научения Дж. Роттера………………………………….122
Тема 10. Диспозициональная теория личности Г. Оллпорта.......................138
Тема 11. Гуманистическая теория личности А. Маслоу……………………148
Тема 12. Личность в культурно-исторической теории Л.С. Выготского
и в теориях деятельностного подхода А.Н. Леонтьева,
С.Л. Рубинштейна……………………………………………………………….170
Тема 13. Личность в теориях Д. Узнадзе, В.Н. Мясищева,
Б.Г. Ананьева…………………………………………………………………….178
РУКОВОДСТВО ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ……………………...182
1. Сведения об авторе……………………………………………………………183
2. Цели и задачи курса…………………………………………………..............184
3. Порядок изучения тем курса………………………………………………...186
Тема 1. Введение в психологию личности……………………………………187
Тема 2. Методы исследования личности……………………………………...189
Тема 3. Дифференциальная психология личности………………………….191
|
|
Тема 4. Психодинамическая теория личности З. Фрейда…………………..193
Тема 5. Личность в аналитической психологии К. Юнга………………….200
Тема 6. Личность в индивидуальной психологии А. Адлера………………203
Тема 7. Социокультурная теория личности К. Хорни. Личность в
системе гуманистического психоанализа Э. Фромма………………………205
Тема 8. Межличностная теория психиатра Г. Салливана.
Эпигенетическая теория Э. Эриксона………………………………………...208
Тема 9. Теория оперантного научения Б. Скиннера
Теория социального научения Дж. Роттера………………………………….213
Тема 10. Диспозициональная теория личности Г. Оллпорта.......................218
Тема 11. Гуманистическая теория личности А. Маслоу……………………221
Тема 12. Личность в культурно-исторической теории Л.С. Выготского
и в теориях деятельностного подхода А.Н. Леонтьева,
С.Л. Рубинштейна………………………………………………………………..226
Тема 13. Личность в теориях Д. Узнадзе, В.Н. Мясищева,
Б.Г. Ананьева…………………………………………………………………….228
4. Темы рефератов………………………………………………………………230
5. Вопросы для аттестации…………………………………………………….232
6. Список литературы по курсу…………...…………………………………..234
ПРАКТИКУМ ПО КУРСУ……………………………………………………..238
Практиченские задания I……………………………………………………….239
Практические задания II………………………………………………………..240
Практические задания III………………………………………………………244
ТЕСТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ…………………………………………………..246
Тестовое задание №1…………………………………………………………….247
Тестовое задание №2…………………………………………………………….248
Тестовое задание №3…………………………………………………………….250
Тестовое задание №4…………………………………………………………….253
Тестовое задание №5…………………………………………………………….255
Тестовое задание №6…………………………………………………………….256
Тестовое задание №7…………………………………………………………….258
Контрольный тест……………………………………………………………….259
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ ……………………………261
1. Цели и задачи дисциплины………………………………………………....262
2. Содержание дисциплины……………………………………………………265
_____________
ВВЕДЕНИЕ
«Психология личности» – базовый курс профессиональной подготовки психологов. Программа курса «Психология личности» предназначена для студентов, обучающихся по специальности 020400 – «Психология».
Целью данного курса является формирование у студентов фундаментальных знаний в области психологии личности и ее развития, изучение истории исследований личности в психологической науке и современных теорий личности, подходов и методов экспериментального исследования личности.
Основные задачи курса:
1. Рассмотреть подходы к пониманию предмета психология личности в зависимости от методологической парадигмы.
2. Раскрыть объяснительные и прогностические функции теорий личности.
3. Изучить основные подходы к исследованию структуры личности.
4. Рассмотреть психологические типологии личности.
5. Рассмотреть сферы практического применения теорий личности, их теоретических положений и принципов.
6. Изучить основные подходы к экспериментальным исследованиям личности и методы оценки личности.
7. Изучить подходы к пониманию психопатологии в различных теориях личности.
Студенты должны знать:
1. Специфику предмета психология личности;
2. Историю становления и развития психологии личности;
3. Теории личности зарубежной и отечественной психологической науки;
4. Методологию и методы исследований личности.
Студенты должны уметь:
1. Оценивать и сопоставлять различные теории личности и подходы к исследованию личности в зарубежной и отечественной психологии;
|
|
2. Владеть основными методами исследования личности.
Содержание курса представляет собой сочетание теоретического и прикладного аспектов изучения личности, ее структуры, типологии, развития, мотивации, психического здоровья и психопатологии. В основу курса положен принцип межпредметных связей.
Лекционный материал, самостоятельная работа с литературой и семинарские занятия по курсу «Психология личности» помогут студентам не только сформировать целостный взгляд на данную область психологического знания, но и выработать навыки работы, необходимые для профессионального решения широкого круга практических задач.
Текущий контроль знаний студентов осуществляется через контрольные работы и ответы студентов на семинарах. Подготовка к семинару предполагает чтение студентами рекомендованной литературы, конспектирование основных положений, обдумывание материала и выработку собственной точки зрения по тому или иному вопросу.
Заключительной формой контроля является зачет, включающий вопросы, прослушанные на лекциях, обсуждаемые на семинарских занятиях, работы, рекомендованные для самостоятельного изучения.
____________