Структура личности

Изучение детерминант поведения личности ставит вопрос о структуре личности, что предполагает выделение элементов, ее составляющих, исследование свойств каждого из них и характеров взаимосвязей между элементами, образующими структуру как целое.

Выделяется не­сколько подходов к изучению структуры личности, которые отличаются по основному объекту ис­следования, методическим процедурам, понятийному аппарату и по решению вопроса о соотноше­нии биологического и социального развития личности.

1. Конституционально-антропометрическая страте­гия изучения строения личности. В качестве объекта в этом подходе к изучению личности выступают преиму­щественно те или иные врожденные предрасположенности к реагированию, чаще всего отождествляемые с темпераментом как базой, ядром личности. Среди мето­дических процедур преобладают опросники, связанные с исследованием темперамента личности. Другой ряд переменных получают по­средством разнообразных антропометрических измере­ний характеристик телосложения организма или каких-либо других объективных проявлений организма, на­пример нейродинамических особенностей протекания нервных процессов. Во­прос о соотношении биологического и социального, наследственности и сре­ды в развитии личности решается с позиции концепций наследственности. Организация личности сводится к выявлению типов характера, при­чем характер и темперамент нередко отождествляются между собой. Исходным ма­териалом для конституционально-антропометрической стратегии изучения организации личности служат кли­нические наблюдения, анализ выходящих за пределы нормы психических свойств личности. Конституционная стратегия изучения организации личности в психологии представлена, прежде всего, исследованиями Э. Кречмера и У. Шелдона.

2. Факторная стратегия изучения черт личности. Эта стратегия получила свое название по той стати­стической процедуре, посредством которой строится типичная структура личности, — факторному анали­зу. Объектом анализа являются черты личности, за­фиксированные в языке, по выбору которых судят о структуре личности. Вначале выяв­ляются поверхностные черты личности, отражающие осо­бенности реагирования людей, которые впоследствии объединяются в обобщенные исходные черты — факто­ры, являющиеся причинами выступающих на поверхно­сти реакций человека

В качестве элемента анализа в русле факторного подхода к личности чаще всего рассматривается понятие черта личности (Р. Кэттел, Г. Айзенк). Структура личности – это набор ее черт. Диагностируя структуру личности, исследователь получает представление о чертах личности, характер­ных для той или иной популяции людей в определенной культуре. Представители факторной стратегии изучения организации личности чаще пытаются выявить домини­рующие параметры, тенденции организации личности, типичные склонности к определенным поступкам, чем типы, жестко связываемые с конституцией человека. Для Кэттела, Айзенка, Гилфорда характерна пози­ция двойной детерминации развития личности, призна­ние влияния среды на врожденные предрасположенности.

3. Блочная стратегия изучения структуры лич­ности. При использовании этой стратегии исследователь собирает структуру личности из выделенных на основе наблюдений в обыденной жизни «блоков», иногда называемых уровнями или подструктурами. Блоч­ная стратегия построения структуры личности располагает разные блоки по вертикали «биологическое — социальное», то есть берет меру выраженности биологического или социального в качестве критерия выделения подструктур личности. На нижнем этаже структуры личности располагаются индивидные свойства — темперамент, половозрастные особенности организма, патология органических особенностей инди­вида, которые определяются биологическими фактора­ми, и в которых социального почти нет. Над блоком темперамента надстраивается блок психических про­цессов, охватывающих индивидуальные особенности вос­приятия, памяти, мышления, в котором чаще больше со­циального, чем биологического. В свою очередь над блоком психических процессов размещен блок прошло­го опыта, включающий память, навыки, знания, кото­рые приобретены в ходе обучения. В блоке прошлого опыта больше социального,чем в двух нижерасположенных подструктурах. На самом верхнем этаже находится блок направленности, в который входят отношенияличности к миру, ее моральные черты, сформированные в процессе воспитания. В этой подструктуре биологического почти нет. Примером такого подхода к изучению структуры личности и ее развития является теория К.К. Платонова.

4. Мотивационно-динамическая стратегия изучения организации личности. Под мотивацией в широком смысле слова понима­ются побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Представления о мотивации используются во всех областях психологии, исследующих причины и механизмы целенаправленного поведения человека.

Мотивационно-динамическая стратегия исследования организации личности, исторически возникшая в русле психоанализа, характеризует такие различные подходы, как гуманистическая психология А.Маслоу, диспозициональная теория Г.Оллпорта, «теория поля» К.Левина. В качестве методов изучения мотивов и потреб­ностей используются не только опросники, но и проективные методы диагностики моти­вации, которые позволяют проникнуть за внешний фа­сад поведения и исследовать глубинные мотивы чело­веческих поступков.

5. Поведенческо-интеракционистская стратегия изучения организации личности. В соответствии с этой стратегией элементами организации личности явля­ются те или иные компоненты взаимодействия между организмом и средой, личностью и обществом. Для ос­новных характеристик организации личности в бихе­виоризме предлагаются реакции, навыки; в интеракционистских подходах — роли, социальные установки, поступки. В этих подходах также явно или неявно присутствует идея иерархии строения личности, в которой низовым уровнем становятся элементарные поведенческие акты, обусловленные, прежде всего индивидными диспозиция­ми человека — его органическими потребностями, уста­новками.

___________


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: