Изучение детерминант поведения личности ставит вопрос о структуре личности, что предполагает выделение элементов, ее составляющих, исследование свойств каждого из них и характеров взаимосвязей между элементами, образующими структуру как целое.
Выделяется несколько подходов к изучению структуры личности, которые отличаются по основному объекту исследования, методическим процедурам, понятийному аппарату и по решению вопроса о соотношении биологического и социального развития личности.
1. Конституционально-антропометрическая стратегия изучения строения личности. В качестве объекта в этом подходе к изучению личности выступают преимущественно те или иные врожденные предрасположенности к реагированию, чаще всего отождествляемые с темпераментом как базой, ядром личности. Среди методических процедур преобладают опросники, связанные с исследованием темперамента личности. Другой ряд переменных получают посредством разнообразных антропометрических измерений характеристик телосложения организма или каких-либо других объективных проявлений организма, например нейродинамических особенностей протекания нервных процессов. Вопрос о соотношении биологического и социального, наследственности и среды в развитии личности решается с позиции концепций наследственности. Организация личности сводится к выявлению типов характера, причем характер и темперамент нередко отождествляются между собой. Исходным материалом для конституционально-антропометрической стратегии изучения организации личности служат клинические наблюдения, анализ выходящих за пределы нормы психических свойств личности. Конституционная стратегия изучения организации личности в психологии представлена, прежде всего, исследованиями Э. Кречмера и У. Шелдона.
|
|
2. Факторная стратегия изучения черт личности. Эта стратегия получила свое название по той статистической процедуре, посредством которой строится типичная структура личности, — факторному анализу. Объектом анализа являются черты личности, зафиксированные в языке, по выбору которых судят о структуре личности. Вначале выявляются поверхностные черты личности, отражающие особенности реагирования людей, которые впоследствии объединяются в обобщенные исходные черты — факторы, являющиеся причинами выступающих на поверхности реакций человека
В качестве элемента анализа в русле факторного подхода к личности чаще всего рассматривается понятие черта личности (Р. Кэттел, Г. Айзенк). Структура личности – это набор ее черт. Диагностируя структуру личности, исследователь получает представление о чертах личности, характерных для той или иной популяции людей в определенной культуре. Представители факторной стратегии изучения организации личности чаще пытаются выявить доминирующие параметры, тенденции организации личности, типичные склонности к определенным поступкам, чем типы, жестко связываемые с конституцией человека. Для Кэттела, Айзенка, Гилфорда характерна позиция двойной детерминации развития личности, признание влияния среды на врожденные предрасположенности.
|
|
3. Блочная стратегия изучения структуры личности. При использовании этой стратегии исследователь собирает структуру личности из выделенных на основе наблюдений в обыденной жизни «блоков», иногда называемых уровнями или подструктурами. Блочная стратегия построения структуры личности располагает разные блоки по вертикали «биологическое — социальное», то есть берет меру выраженности биологического или социального в качестве критерия выделения подструктур личности. На нижнем этаже структуры личности располагаются индивидные свойства — темперамент, половозрастные особенности организма, патология органических особенностей индивида, которые определяются биологическими факторами, и в которых социального почти нет. Над блоком темперамента надстраивается блок психических процессов, охватывающих индивидуальные особенности восприятия, памяти, мышления, в котором чаще больше социального, чем биологического. В свою очередь над блоком психических процессов размещен блок прошлого опыта, включающий память, навыки, знания, которые приобретены в ходе обучения. В блоке прошлого опыта больше социального,чем в двух нижерасположенных подструктурах. На самом верхнем этаже находится блок направленности, в который входят отношенияличности к миру, ее моральные черты, сформированные в процессе воспитания. В этой подструктуре биологического почти нет. Примером такого подхода к изучению структуры личности и ее развития является теория К.К. Платонова.
4. Мотивационно-динамическая стратегия изучения организации личности. Под мотивацией в широком смысле слова понимаются побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Представления о мотивации используются во всех областях психологии, исследующих причины и механизмы целенаправленного поведения человека.
Мотивационно-динамическая стратегия исследования организации личности, исторически возникшая в русле психоанализа, характеризует такие различные подходы, как гуманистическая психология А.Маслоу, диспозициональная теория Г.Оллпорта, «теория поля» К.Левина. В качестве методов изучения мотивов и потребностей используются не только опросники, но и проективные методы диагностики мотивации, которые позволяют проникнуть за внешний фасад поведения и исследовать глубинные мотивы человеческих поступков.
5. Поведенческо-интеракционистская стратегия изучения организации личности. В соответствии с этой стратегией элементами организации личности являются те или иные компоненты взаимодействия между организмом и средой, личностью и обществом. Для основных характеристик организации личности в бихевиоризме предлагаются реакции, навыки; в интеракционистских подходах — роли, социальные установки, поступки. В этих подходах также явно или неявно присутствует идея иерархии строения личности, в которой низовым уровнем становятся элементарные поведенческие акты, обусловленные, прежде всего индивидными диспозициями человека — его органическими потребностями, установками.
___________