Изучение детерминант поведения личности ставит вопрос о структуре личности, что предполагает выделение элементов, ее составляющих, исследование свойств каждого из них и характеров взаимосвязей между элементами, образующими структуру как целое.
Выделяется несколько подходов к изучению структуры личности, которые отличаются по основному объекту исследования, методическим процедурам, понятийному аппарату и по решению вопроса о соотношении биологического и социального развития личности.
1. Конституционально-антропометрическая стратегия изучения строения личности. В качестве объекта в этом подходе к изучению личности выступают преимущественно те или иные врожденные предрасположенности к реагированию, чаще всего отождествляемые с темпераментом как базой, ядром личности. Среди методических процедур преобладают опросники, связанные с исследованием темперамента личности. Другой ряд переменных получают посредством разнообразных антропометрических измерений характеристик телосложения организма или каких-либо других объективных проявлений организма, например нейродинамических особенностей протекания нервных процессов. Вопрос о соотношении биологического и социального, наследственности и среды в развитии личности решается с позиции концепций наследственности. Организация личности сводится к выявлению типов характера, причем характер и темперамент нередко отождествляются между собой. Исходным материалом для конституционально-антропометрической стратегии изучения организации личности служат клинические наблюдения, анализ выходящих за пределы нормы психических свойств личности. Конституционная стратегия изучения организации личности в психологии представлена, прежде всего, исследованиями Э. Кречмера и У. Шелдона.
2. Факторная стратегия изучения черт личности. Эта стратегия получила свое название по той статистической процедуре, посредством которой строится типичная структура личности, — факторному анализу. Объектом анализа являются черты личности, зафиксированные в языке, по выбору которых судят о структуре личности. Вначале выявляются поверхностные черты личности, отражающие особенности реагирования людей, которые впоследствии объединяются в обобщенные исходные черты — факторы, являющиеся причинами выступающих на поверхности реакций человека
В качестве элемента анализа в русле факторного подхода к личности чаще всего рассматривается понятие черта личности (Р. Кэттел, Г. Айзенк). Структура личности – это набор ее черт. Диагностируя структуру личности, исследователь получает представление о чертах личности, характерных для той или иной популяции людей в определенной культуре. Представители факторной стратегии изучения организации личности чаще пытаются выявить доминирующие параметры, тенденции организации личности, типичные склонности к определенным поступкам, чем типы, жестко связываемые с конституцией человека. Для Кэттела, Айзенка, Гилфорда характерна позиция двойной детерминации развития личности, признание влияния среды на врожденные предрасположенности.
3. Блочная стратегия изучения структуры личности. При использовании этой стратегии исследователь собирает структуру личности из выделенных на основе наблюдений в обыденной жизни «блоков», иногда называемых уровнями или подструктурами. Блочная стратегия построения структуры личности располагает разные блоки по вертикали «биологическое — социальное», то есть берет меру выраженности биологического или социального в качестве критерия выделения подструктур личности. На нижнем этаже структуры личности располагаются индивидные свойства — темперамент, половозрастные особенности организма, патология органических особенностей индивида, которые определяются биологическими факторами, и в которых социального почти нет. Над блоком темперамента надстраивается блок психических процессов, охватывающих индивидуальные особенности восприятия, памяти, мышления, в котором чаще больше социального, чем биологического. В свою очередь над блоком психических процессов размещен блок прошлого опыта, включающий память, навыки, знания, которые приобретены в ходе обучения. В блоке прошлого опыта больше социального,чем в двух нижерасположенных подструктурах. На самом верхнем этаже находится блок направленности, в который входят отношенияличности к миру, ее моральные черты, сформированные в процессе воспитания. В этой подструктуре биологического почти нет. Примером такого подхода к изучению структуры личности и ее развития является теория К.К. Платонова.
4. Мотивационно-динамическая стратегия изучения организации личности. Под мотивацией в широком смысле слова понимаются побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Представления о мотивации используются во всех областях психологии, исследующих причины и механизмы целенаправленного поведения человека.
Мотивационно-динамическая стратегия исследования организации личности, исторически возникшая в русле психоанализа, характеризует такие различные подходы, как гуманистическая психология А.Маслоу, диспозициональная теория Г.Оллпорта, «теория поля» К.Левина. В качестве методов изучения мотивов и потребностей используются не только опросники, но и проективные методы диагностики мотивации, которые позволяют проникнуть за внешний фасад поведения и исследовать глубинные мотивы человеческих поступков.
5. Поведенческо-интеракционистская стратегия изучения организации личности. В соответствии с этой стратегией элементами организации личности являются те или иные компоненты взаимодействия между организмом и средой, личностью и обществом. Для основных характеристик организации личности в бихевиоризме предлагаются реакции, навыки; в интеракционистских подходах — роли, социальные установки, поступки. В этих подходах также явно или неявно присутствует идея иерархии строения личности, в которой низовым уровнем становятся элементарные поведенческие акты, обусловленные, прежде всего индивидными диспозициями человека — его органическими потребностями, установками.
___________