Интеграция с психологией

Социология читателя и чтения тесно связана с психологией читателя и чтения. Родоначальником библиопсихологии является Н. А. Рубакин, который рассматривал читателя и книгу как социально психологическую ось, вокруг которой концентрируется и книжное дело, и книжные процессы, и книжная политика, и книжные исследования. Об этом говорит и название его труда «Библиологическая психология как теория и практика книжного дела». В труде показано, каким образом, используя психологические методы при изуче­нии читателя, можно выяснить эффективность восприятия и воздействия книги. В другой работе — «Психология читателя и книги» Н. А. Рубакин, используя библиопсихологические методы изучения читателя и чтения, раскрыл основные направления исследования, которым занимался:

1. Психологические переживания социального коллектива, поскольку они выражаются в печатном, рукописном или устном слове.

2. Зависимость этих коллективных переживаний от социальных (экономических, политических и других) особенностей, и отдельно — структура данного коллектива.

3. Особенности разных индивидов и их зависимость от особенностей коллектива.

В сущности здесь дан социологический подход к исследованиям книги и чтения, хотя в целом под психологией чтения Н. А. Рубакин понимал отрасль современной психологии, объектом которой является поведение работников во всех областях того трудового процесса, который называется книжным делом и заключает в себе все процессы создания, распространения, циркуляции и утилизации всех ценностей печатного, рукописного или устного слова.

Несмотря на то, что библиопсихология Н. А. Рубакина встретила резко отрицательное отношение со стороны современников, сегодня все то положительное, что в ней есть, используется специалистами.

Для психологов книга должна стать одним из главных объектов изучения, знание которого позволит судить о законах мышления, о взаимодействии «личностного» и «эмоционального», абстрактного и образного, представлений, воображений, ассоциаций, интуиции и т. д. В свою очередь психологическая наука очень важна для тех, кто занимается изучением читателя. Она помогает постичь духовную деятельность человека, его мышление как динамический процесс, помогает понять функцию художественного образа в историческом процессе.

Образ, созданный писателем, воспринимается именно читателем, и очень важно понять, какая связь существует между произведением и читателем, или как образ, созданный автором книги, воссоздает «новое произведение» в сознании воспринимающего индивидуума. Выяснить эти вопросы возможно только посредством знаний читательской психологии. В XIX веке ее изучение было вызвано, главным образом, потребностями развития издательского дела и книжной торговли. Знания о читательской психологии использовались, для обеспечения прибыли газетно-, журнально-книгоиздательских предприятий и их торговых центров.

В частности, И. Д. Сытин пишет, как, ознакомившись с первым томом указателя X. Д. Алчевской «Что читать народу?» (1884 г.), он принял решение выпустить произведения А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя стотысячными тиражами. И он не ошибся: несмотря на то, что книги реализовались по ценам, сниженным в десять раз по сравнению со стоимостью малотиражных изданий этих же писателей, в конечном счете такая операция принесла ему довольно значительную прибыль.

На раннем этапе своей издательской деятельности И. Д. Сытин, по его собственным свидетельствам, собирал сведения о читательских интересах народных масс у коробейников и офеней, развозивших и разносивших книги по всей России. Позднее он пригласил сотрудничать Н. А. Рубакина, который в это время стал проводить исследования в области читательской психологии.

Но вернемся к исследованию X. Д. Алчевской и ее соратниц. Основными целями изучения читателей, по ее мнению, были педагогические и просветительские. Собирали сведения, которые требовались для организации и совершенствования процесса руко­водства чтением. Однако, независимо от субъективных установок, оказались решенными и другие задачи — выявление степени зрелости читательских потребностей и установок, определение потенциальных возможностей читательского спроса разных слоев населения, выяснение степени восприятия того или иного произведения.

Следует подчеркнуть, что здесь уже затронуты проблемы психологии чтения. За работой X. Д. Алчевской пристально следили многие издатели и книготорговцы, ее деятельностью интересовались также крупнейшие представители отечественной культуры, литературы, искусства, в частности Л. Н. Толстой, Ф. Достоевский, Г. Успенский и др.

X. Д. Алчевская доказала, что начался необратимый процесс приобщения массового читателя к высоким образцам художествен­ной, научной, общественно-политической книги: за время изучения читательской психологии стало очевидным что ни в какой «особой» литературе подавляющее большинство людей не нуждается, им становится одинаково понятными как художественное творчество русских и зарубежных классиков, так и произведения серьезной научно-популярной, деловой и общественно-политической литературы.

Неудивительно, что указатель X. Д. Алчевской «Что читать народу?» с большим интересом был встречен на выставках в Чикаго и Брюсселе. На выставке в Париже (1889 г.) ему была присуждена высшая награда — золотая медаль. Французский ученый Л. Лежэ, ознакомившись с указателем, сказал, это целое открытие в изучении духовной жизни народа и что ни в одной литературе он не встречал ничего подобного.

Исследования в области читательской психологии стали рассматриваться с конца XIX — начала XX века как новый, оригинальный подход к изучению социально-психологической жизни общества, духовной жизни народа.

На этом этапе истории изучение читательской психологии (через изучение читательских интересов) осуществлялось офенями и коробейниками. С торговцами такого рода связан целый период в развитии книгоиздательства, специализировавшегося на выпуске лубочной и «народной» литературы для широких слоев непритязательных читателей. Будучи заинтересованными в реализации литературы, офени и коробейники следили за читательскими интересами и потребностями. Они учитывали читательский спрос преимущественно народных масс — крестьян, рабочих, городских пролетариев. Мы уже отмечали, что на их сведения полагался И. Д. Сытин, издательские фирмы которого иногда выпускали до 25% всей книжной продукции России. К подобным свидетельствам неоднократно обращался и Л. Н. Толстой, принимавший активное участие в работе издательской фирмы «Посредник», возникшей в конце XIX века и выпускавшей литературу для народного чтения. Кроме того, Л. Н. Толстой сам выступал неоднократно в качестве исследователя читательской психологии. С этой целью он проводил чтение своих произведений (нередко еще недописанных) среди крестьян, публиковал опросные листы в журнале «Ясная поляна». Об изучении Л. Н. Толстым читательской психологии крестьян говорится более подробно в работе Л. Клейнборта «Русский рабочий — читатель» (1925). В ней автор приводит дифференцированную характеристику читателей-рабочих за период с 1905 по 1917 год, сделанную в зависимости от уровня классового сознания: читатель-рабочий, читатель-полурабочий, читатель-полукрестьянин. Интересы различных категорий рабочих даны автором на основании анализа чтения произведений русских писателей-классиков.

Заметным явлением в изучении читательской психологии в последнее десятилетие XIX века было исследование, проведенное петербургским книгоиздателем М. М. Ледерле. В 1891 году он разослал в разные места страны 2 тысячи опросных листов, содержавших просьбу к наиболее авторитетным людям отечественной науки и культуры назвать те «из прочитанных книг, которые показались им наиболее ценными и полезными, оставили отпечаток на всю жизнь». Вслед за этим М. М. Ледерле приступил к массовому выпуску произведений литературы, отобранных и одобренных авторитетными, компетентным лицами, среди которых были крупные ученые, педагоги, художники, писатели и артисты. Сами же «мнения русских людей о лучших книгах для чтения» (о них издатель рассказал в специальной монографии, изданной по материалам исследования) были использованы им в качестве эффективной рекламы, выпущенной после проведения опроса литературной продукции. Это исследование свидетельствовало о зарождении в сфере издательской деятельности нового типа предпринимателя, начинавшего на основе знания (а также непосредственного изучения) психологии масс, с одной стороны — повышать свою конкурентноустойчивость и конкурентноспособность, а с другой — сознательно осуществлять целенаправленное формирование, стимулирование и регулирование читательского спроса.

С 1917 года к разработке читательской психологии обращаются Л. Клейнборт, М. И. Слуховский, А. М. Топоров, М. Гернет, Д. Балыка, М. Сомов и ряд других исследователей. Ими был собран большой и оригинальный материал. К примеру, М. Гернет раскрывает историю чтения обитателей тюрем. Здесь на первый план выступает психология чтения, обусловленная не только классовой принадлежностью и мировоззрением, но и специфическими условиями существования.

Наибольший вклад в изучение читательской психологии первой половины XX века внес Я. М. Шафир. Он не был профессиональным ученым-психологом, но по роду работы часто соприкасался с этими проблемами. В 1925 году был создан Институт по изучению читательских интересов — своеобразное организационно-методическое учреждение, перед которым была поставлена задача направления и координации работы по проведению читателеведческих исследований в масштабах всей страны. Будучи одним из ведущих сотрудников Института, Я. М. Шафир располагал достаточно широкой и разнообразной информацией о ходе изучения читательской психологии различными исследовательскими группами, имел возможность компетентно судить об общем содержании и состоянии работы в целом. В результате лично им были опубликованы книги и большое количество статей, посвященных изучению читательской психологии. Активный интерес вызвала его теоретическая работа «Очерки психологии читателя», вышедшая в 1927 г. Анализируя многочисленные факты, автор пришел к выводу, что писатель путем познания и последующего воссоздания в своем творении читательской психологии человека получает возможность существенно расширить показ внутренней жизни героев, полнее отобразить их духовные потребности, вкусы, интересы и т. д. По мнению Я. Шафира, познание читательской психологии зарождается в процессе творческих исканий литераторов, в их стремлении, более полно и всесторонне воссоздать духовный мир человека [39]

В те же годы читательская психология изучается в целях воспитания и образования широких народных масс. Появляется новая школа молодых исследователей (Е. И. Хлебцевич, Д. Балыка и др.), которые связывают изучение читательской психологии с потребностями текущего момента социальных преобразований, с ближайшими перспективами общественного развития. Роль читательской психологии начинают учитывать при создании новых типов периодических изданий, реорганизации библиотечной сети, в книгоиздательской практике. Например данные, полученные в процессе изучения читательской психологии крестьянства, легли в основу создания газеты нового типа, рассчитанной на крестьянские массы — «Крестьянской газеты». Данные о читательской психологии новых читателей скрупулезно учитывало и руководство издательской деятельностью страны, что помогло совершенствовать процессы книгоиздательского дела, открыть новые специализированные предприятия. Был найден новый тип книги — «массовый», соответственно появился принципиально новый тип издательств.

В первые послереволюционные годы изучение читательской психологии стало приобретать организованный характер. Впервые предпринимается попытка создания научной истории изучения читательской психологии, появляется идея рассматривать читательскую психологию в плане философского и общесоциологического анализа для того, чтобы составить о ней представление как о субъекте и объекте общественных отношений; делается попытка определить место читательской психологии в структуре общественного сознания. В частности, С. Л. Вальдгарт обращает внимание на родство читательской психологии с другими общественно-психологическими явлениями, затем приходит к выводу, что дальнейшее ее изучение станет продуктивным только в том случае, если будет осуществляться в системе социально-психологической науки с опорой на теоретическую и методологическую базу.

Развиваясь как относительно самостоятельный раздел «обществознания» (т. е. обществоведения), изучение читательской психологии оказало большое влияние на ряд научных областей, объектом изучения которых была социальная сфера жизнедеятельности людей.

Исследователями тех лет собран богатый материал о читательских интересах, сделаны плодотворные попытки изучения- читательской психологии, не утратившие своего значения и по сей день, о чем свидетельствуют высказывания известных ученых: «Если оценивать работы по изучению читательских интересов в целом, то следует сказать, что они существенно продвинули вперед не только вопросы изучения читателя, но и общую проблематику интересов» [15].

Своеобразным итогом изучения читательской психологии можно считать уникальные библиографическое издание «Словарный указатель по книговедению» А. В. Мезьер (1934), в котором приведены сотни названий отечественных книг, брошюр изучения.

В 1936 г. вышла в свет монография Е. И. Хлебцевича «Массовый читатель и работа с книгой», в которой автор обобщил опыт изучения читательской психологии начального этапа советского периода. Работа другого автора, Д. М. Лекаренко, раскрыла процесс изучения читательской психологии в дореволюционной России. Автор показал причины появления исследований, систематизировал методы и приемы, использовавшиеся в процессе их проведения.

В целом в литературе 20-х—50-х годов XX века получает осмысление сама идея необходимости более основательного, чем это было ранее, подхода к читательской психологии, создания более строгой научной теоретической базы.

Разумеется, не вся литература отвечала критериям и принципам научного знания, что обусловлено идеологической ситуацией, но многие идеи, выдвинутые в те годы, сохранили научную ценность. Очевидно, что они ждут дальнейшей разработки. Это касается в первую очередь идеи М. Н. Куфаева о психологии читательского восприятия произведений литературы.

В последней трети XX века появились оригинальные работы В. П. Таловова, О. И. Никифоровой, Л. Доблаева, Е. Д. Шакурова, Б. Г. Умнова, А. Г. Ковалева, П. М. Якобсона, Л. Беленькой, где по-новому раскрываются проблемы содержания читательской психологии [8,18,24,34,27,31].

При всем различии, которое вкладывается в содержание понятий «психология чтения» и «психология читателя», заметно, что большинство специалистов сходятся в утверждении общей идеи, считая основополагающей проблемой выяснение содержания, структуры и механизмов восприятия литературы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: