Занятие № 13. Тема: психология подростка

Тема: Психология подростка.

Основные понятия:

Чувство взрослости, интимно – личностное общение, гормональная перестройка организма, аффект неадекватности, пубертатный период, акцентуации характера, акселерация, ретардация, групповой конформизм, дисморфобия, формально – логические операции, интеллектуализация познавательных процессов, делинквентное поведение.

Теоретическая подготовка для работы на семинаре:

1. Особенности социальной ситуации развития у подростков.

2. Основные новообразования и ведущий вид деятельности.

3. Особенности развития познавательной сферы подростка.

4. Особенности развития личности подростка.

*****

Подготовить 3 сообщения об экспериментальных исследованиях, проведенных на данной возрастной группе по материалам журналов «Вопросы психологии», «Психологический журнал».

Вопросы для обсуждения:

1. Каковы проблемы отрочества как пубертатного периода развития? Почему этот период называют переходным и критическим?

2. Каковы основные новообразования подросткового возраста? Есть ли различия точек зрения по этому поводу в отечественной и зарубежной психологии?

3. Какие потребности порождает «чувство взрослости» у подростков? Как целесообразно использовать сильные стороны этого феномена для развития личности подростка?

4. Какая точка зрения на ведущую деятельность в этом возрасте представляется вам наиболее перспективной и почему?

5. Чем младшие подростки отличаются от старших подростков? Почему старший подростковый возраст считается более трудным для обучения и воспитания, чем младший подростковый возраст? С чем это связано?

6. Чем отличается учебная деятельность подростков от учебной деятельности младших школьников?

7. Что понимается под психической готовностью к обучению в среднем звене школы?

8. Почему общение со сверстниками так значимо для подростков, в отличии от общения со взрослыми и родителями?

Литература:

1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. –М., 1995.

2. Возрастная и педагогическая психология./ под ред. А.В. Петровского. –М., 1979.

3. Драгунова Т.В. Кризис объясняли по –разному. // Хрестоматия по возрастной психологии. –М., 1996. С. 237-239.

4. Кон И.С., Фельдштейн Д.И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого – педагогические характеристики переходного периода. // Хрестоматия по возрастной психологии. –М., 1996. С. 239-248.

5. Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. –М., 1997.

6. Крайг Г. Психология развития. С.-Пб., 2000.

7. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. –М., 1996.

8. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростка. –Л., 1977.

9. Мухина В.А. Психология детства и отрочества. –М., 1998.

10. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. –М., 1996.

11. Фельдштейн Д.И. Психология взросления. –М., 1999.

12. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. –М., 1996.

13. Эльконин Д.Б. Некоторые аспекты психического развития в подростковом возрасте. // Психология подростка. / под ред. Ю.И. Орлова –М., 1997. С.313-320.

Практическое задание:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: