Тема: Психология подростка.
Основные понятия:
Чувство взрослости, интимно – личностное общение, гормональная перестройка организма, аффект неадекватности, пубертатный период, акцентуации характера, акселерация, ретардация, групповой конформизм, дисморфобия, формально – логические операции, интеллектуализация познавательных процессов, делинквентное поведение.
Теоретическая подготовка для работы на семинаре:
1. Особенности социальной ситуации развития у подростков.
2. Основные новообразования и ведущий вид деятельности.
3. Особенности развития познавательной сферы подростка.
4. Особенности развития личности подростка.
*****
Подготовить 3 сообщения об экспериментальных исследованиях, проведенных на данной возрастной группе по материалам журналов «Вопросы психологии», «Психологический журнал».
Вопросы для обсуждения:
1. Каковы проблемы отрочества как пубертатного периода развития? Почему этот период называют переходным и критическим?
2. Каковы основные новообразования подросткового возраста? Есть ли различия точек зрения по этому поводу в отечественной и зарубежной психологии?
3. Какие потребности порождает «чувство взрослости» у подростков? Как целесообразно использовать сильные стороны этого феномена для развития личности подростка?
4. Какая точка зрения на ведущую деятельность в этом возрасте представляется вам наиболее перспективной и почему?
5. Чем младшие подростки отличаются от старших подростков? Почему старший подростковый возраст считается более трудным для обучения и воспитания, чем младший подростковый возраст? С чем это связано?
6. Чем отличается учебная деятельность подростков от учебной деятельности младших школьников?
7. Что понимается под психической готовностью к обучению в среднем звене школы?
8. Почему общение со сверстниками так значимо для подростков, в отличии от общения со взрослыми и родителями?
Литература:
1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. –М., 1995.
2. Возрастная и педагогическая психология./ под ред. А.В. Петровского. –М., 1979.
3. Драгунова Т.В. Кризис объясняли по –разному. // Хрестоматия по возрастной психологии. –М., 1996. С. 237-239.
4. Кон И.С., Фельдштейн Д.И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого – педагогические характеристики переходного периода. // Хрестоматия по возрастной психологии. –М., 1996. С. 239-248.
5. Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. –М., 1997.
6. Крайг Г. Психология развития. С.-Пб., 2000.
7. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. –М., 1996.
8. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростка. –Л., 1977.
9. Мухина В.А. Психология детства и отрочества. –М., 1998.
10. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. –М., 1996.
11. Фельдштейн Д.И. Психология взросления. –М., 1999.
12. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. –М., 1996.
13. Эльконин Д.Б. Некоторые аспекты психического развития в подростковом возрасте. // Психология подростка. / под ред. Ю.И. Орлова –М., 1997. С.313-320.
Практическое задание: