Тема: Психологические особенности развития дошкольника.
Основные понятия:
Сюжетно – ролевая игра, соподчинение мотивов, произвольность поведения, познавательный эгоцентризм, сенсорные эталоны восприятия, наглядно – образное мышление, эйдейтическая память, внеситуативно – познавательное общение, психологическая готовность к школе, «внутренняя позиция школьника».
Теоретическая подготовка для работы на семинаре:
1. Специфика социальной ситуации развития дошкольника.
2. Ведущий вид деятельности и основные новообразования возраста.
3. Особенности развития познавательной сферы дошкольника.
4. Особенности развития личности дошкольника.
5. Психологическая готовность к школе. Кризис 7 лет.
*****
Подготовить 3 сообщения об экспериментальных исследованиях, проведенных на данной возрастной группе по материалам журналов «Вопросы психологии», «Психологический журнал».
Вопросы для обсуждения:
1. Проведите сравнительный анализ представлений отечественных и зарубежных психологов о сущности сюжетно – ролевой игры и ее роли в развитии ребенка.
|
|
2. Каковы основные психологические особенности личности дошкольника?
3. Каковы основные закономерности развития интеллектуальной сферы дошкольников?
4. В чем сущность кризиса семи лет? Каковы его проявления?
5. Как и когда готовить ребенка к школе с точки зрения психологии?
6. Станет ли «трудный» дошкольник «трудным» школьником?
Литература:
1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. –М., 1995.
2. Венгер Л.А. Формирование познавательных способностей в дошкольном возрасте. // Хрестоматия по детской психологии. –М., 1996. С. 133-146.
3. Возрастная и педагогическая психология./ под ред. А.В. Петровского. –М., 1979.
4. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в дошкольном возрасте. –М., 1996. С. 26-32.
5. Крайг Г. Психология развития. С.-Пб., 2000.
6. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. –М., 1996.
7. Менчинская Н.А. Психическое развитие ребенка от рождения до 10 лет. –М., 1996.
8. Мухина В.А. Психология детства и отрочества. –М., 1998.
9. Нежнова Н.Н. Динамика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту. // Хрестоматия по детской психологии. –М., 1996. С. 242-249.
10. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. –М., 1996.
11. Поддъяков Н.Н. К проблеме умственного развития ребенка.// Хрестоматия по детской психологии. –М., 1996. С. 146-149.
12. Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. –М., 1998.
13. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. –М., 1995.
Практическое задание: