ЕН.Ф.06.01 БОТАНИКА
Методические указания для выполнения контрольной работы
студентам заочного образования
по специальности
250201 Лесное дело и ландшафтное архитектура
Уфа 2012
Рекомендовано к изданию методической комиссией агрономического факультета (протокол № 6 от 29 ноября 2012г.)
Составитель: доцент Акъюлова З.Р.
Рецензент: доцент кафедры лесоводства Конашева С.И.
Ответственный за выпуск: заведующий кафедрой ботаники, и физиологии и селекции и растений, доцент Хайбуллин М.М.
Пояснительная записка
1.1 Целью изучения дисциплины «Ботаника» является ознакомление студентов с особенностями растений как живых организмов, их многообразием и ролью в существовании и сохранении биосферы; профессиональная подготовка инженеров лесного хозяйства в области морфологии, анатомии и систематики растений.
1.2 Задача изучаемого курса – ознакомление с основными закономерностями развития и строения растения и особенностями морфологического и анатомического строения отдельных органов в связи с теми функциями, которые они выполняют; развития, изменения и строения органов в процессе фило - и онтогенеза, а также под воздействием условий окружающей среды; типами размножения растений, их сущностью и значением; понятием о чередовании поколений и его биологическим значением; направлением эволюции и системой растительного мира.
« Ботаника » является базовой дисциплиной для создания научной основы в дальнейшем освоении специальных дисциплин – дендрологии, физиологии растений, селекции, генетики, лесоводства, лесных культур, таксации, фитопатологии, озеленении, населенных пунктов.
По данной дисциплине введена одна контрольная работа, выполняемая в межсессионный период, сбор и гербаризация 100 видов древесных, кустарниковых и травянистых растений. В методических указаниях дается перечень вопросов и таблица с номерами вопросов для выполнения контрольных работ в соответствии с шифром (табл.1).
Введение
1 Что изучает ботаника? Разделы ботаники. Роль ботаники для специалистов лесного хозяйства.
2 Значение растений в природе (экосистемах) и жизни человека.
3 Лес как важный компонент биосферы. Роль зеленых растений в городах и населенных пунктах.
Строение растительной клетки (цитология)
4 Клетка как основная структурная и функциональная единица растительного организма.
5 Основные особенности строения растительной клетки, отличие растительной клетки от животной.
6 Что такое протопласт? Компоненты протопласта. Перечислить производные протопласта.
7 Физическое состояние и химический состав цитоплазмы.
8 Понятие о биологической мембране, ее строение и функции. Плазмалемма, тонопласт, система внутренних мембран.
9 Основные органеллы цитоплазмы, их строение и функции.
10 Типы пластид. Строение и специфические функции пластид, размножение и взаимопревращение.
11 Субмикроскопическое строение хлоропластов. Роль хлоропластов в жизни растений, животных и человека.
12 Форма, размеры, число ядер в клетке. Перечислить компоненты ядра, отметить физико-химические особенности.
13 Характеристика и выполняемые функции ядерной оболочки, нуклеоплазмы и ядрышко.
14 Хромосомы, строение, химический состав. Диплоидный и гаплоидный набор хромосом.
15 Роль ядра в процессах жизнедеятельности клетки и передачи наследственной информации.
16 Способы деления клетки. Амитоз, митоз и мейоз.
17 Вакуоли и клеточный сок. Химический состав клеточного сока. Значение клеточного сока в процессах жизнедеятельности растений, использование в народном хозяйстве.
18 Пигменты пластид и клеточного сока, их биологическая роль.
19 Запасные питательные вещества, их локализация в клетках и органах растений.
20 Место образования и локализация крахмальных, алейроновых зерен и жирных масел.
21 Физиологически активные вещества клетки. Клеточная стенка, ее образование, химический состав, структура и рост, поры и плазмодесмы.
22 Видоизменения клеточной стенки: одревеснение, опробковение, минерализация, ослизнение. Приведите примеры.
23 Понятие о поступлении веществ в растительную клетку. Осмотические явления в клетке. Тургор, плазмолиз.