Тематика лабораторных занятий

Всего часов – 24

Занятие 1 (2 часа). Микроскоп и приготовление простейших препаратов.

Цель: изучить устройство микроскопа и правила работ с ним; познакомиться с методикой приготовления простейших препаратов.

Вопросы для изучения.

1. Изучить строение микроскопа.

2. Освоить методику работы с микроскопом.

3. Освоить методику приготовления временных препаратов.

Учебно-методические материалы.

Таблицы, схемы, постоянные и временные препараты, микроскопы.

Занятие 2 (1 час). Самостоятельная работа. Покровные ткани: эпидермис, перидерма, ритидом.

Цель: изучить различные виды покровных тканей в связи с их многофункциональностью и сменяемостью в онтогенезе.

Вопросы для изучения.

1. Изучить особенности строения эпидермиса двудольного растения пеларгонии зональной.

2. Изучить особенности строения эпидермиса однодольного растения кукурузы обыкновенной.

3. Провести сравнительный анализ строения эпидермиса листьев однодольных и двудольных растений.

4. Изучить особенности строения передермы и чечевички бузины красной.

5. Изучить особенности строения ритидома многолетних лиственных и хвойных растений.

Учебно-методические материалы.

Таблицы: Эпидермис лука, герани; Эпидермальные волоски; Строение устьиц, Перидерма бузины, чечевички; Ритидом лука и винограда. Препараты: эпидермис герани, эпидермис кукурузы, перидерма бузины, чечевички. Микроскопы.

Занятие 3 (2 часа). Самостоятельная работа. Проводящие элементы флоэмы и ксилемы. Сосудисто-волокнистые проводящие пучки.

Цель: изучить особенности строения проводящих тканей и выявить основные направления эволюции этих тканей; изучить строение и расположение пучков в теле растений, определить типы пучков по строению, происхождению и взаимному расположению флоэмы и ксилемы.

Вопросы для изучения.

1. Изучить проводящие элементы флоэмы и ксилемы на продольном срезе тыквы обыкновенной и подсолнечника однолетнего.

2. Изучить трахеиды стебля сосны обыкновенной.

3. Закрытый коллатеральный пучок стебля кукурузы обыкновенной.

4. Открытый коллатеральный пучок стебля кирказона обыкновенного.

5. Биколлатеральный пучок стебля тыквы обыкновенной.

6. Концентрический амфивазальный пучок корневища ландыша майского.

7. Концентрический амфикрибральный пучок корневища орляка обыкновенного.

8. Радиальный пучок корня ириса германского.

Учебно-методические материалы.

Таблицы: Онтогенез сосудов и ситовидных трубок, Виды сосудов, трахеид; Строение ситовидных трубок и клеток-спутниц, Коллатеральный пучок кукурузы, Биколлатеральный пучок тыквы, Радиальный пучок в корне ириса, Концентрический пучок ландыша. Препараты: продольный срез стебля тыквы, трахеиды стебля сосны, сосуды и трахеиды корневища орляка. Микроскопы.

Занятие 4 (1 час). Самостоятельная работа. Механические ткани: колленхима, склеренхма, склереиды. Ткани основной паренхимы.

Цель: изучить особенности строения механических тканей и расположение их в теле растений; изучить ткани основной паренхимы.

Вопросы для изучения.

1. Изучить особенности строения колленхимы черешков листьев свеклы обыкновенной и бегонии.

2. Изучить строение склеренхимы стеблей льна обыкновенного, конопли посевной (продольное и поперечное сечение).

3. Изучить склереиды в плодах груши обыкновенной, в косточках сливы.

4. Провести сравнительный анализ структуры разных видов механических тканей.

5. Классификация, строение и функции тканей основной паренхимы.

Учебно-методические материалы.

Таблицы: Колленхима, Склеренхимные волокна, Склереиды, Ткани основной паренхиы. Препараты: каменистые клетки груши, склеренхимные волокна текстильных растений, колленхима черешка свеклы, ткани основной паренхимы. Микроскопы.

Занятие 5 (2 часа). Корень и корневые системы. Первичное и вторичное анатомическое строение корня.

Цель: изучить внешнее и внутренне строение молодых и зрелых корней и корнеплодов.

Вопросы для изучения.

1. Особенности морфологии корня и типы корневых систем.

2. Первичное строение корня ириса германского.

3. Появление камбия и заложение боковых корней в корне бобов конских.

4. Вторичное строение корня тыквы обыкновенной.

Учебно-методические материалы.

Таблицы: Первичное анатомическое строение корня ириса, лютика; Появление камбия в молодом корешке бобов; Вторичное строение корня тыквы; Анатомическое строение корнеплодов; Строение молодого корешка пшеницы. Препараты: те же названия, что и таблицы. Микроскопы

Занятие 6 – 7 (4 часа). Из них 2 часа самостоятельная работа. Стебель. Анатомическое строение стебля травянистых и древесных растений.

Цель: изучить особенности анатомического строения стебля травянистых и древесных растений.

Вопросы для изучения.

1. Строение стебля кирказона обыкновенного.

2. Строение стебля подсолнечника однолетнего.

3. Строение стебля льна обыкновенного.

4. Строение стебля кукурузы обыкновенной.

5. Строение стебля ржи посевной.

6. Стебель хвойного древесного растения сосны обыкновенной.

7. Стебель лиственного древесного растения липы мелколистной.

Учебно-методические материалы.

Таблицы: Стебель подсолнечника однолетнего; Стебель льна; Стебель кукурузы; Стебель ржи посевной; Ветка липы, Стебель хвойных. Препараты: Стебель подсолнечника однолетнего; Стебель льна; Стебель кукурузы; Стебель ржи посевной; Ветка липы, Стебель хвойных. Микроскопы.

Занятие 8 (2 часа). Лист. Морфологическое строение. Простые и сложные листья. Анатомическое строение листа.

Цель: изучить внешнее строение листа и морфологическое многообразие простых и сложных листьев; изучить особенности внутреннего строения листьев растений разных систематических групп.

Вопросы для изучения.

1. Части листа.

2. Простые цельные листья.

3. Параметры листа.

4. Простые расчлененные листья.

5. Сложные листья.

6. Лист ириса германского.

7. Лист брусники.

8. Лист-хвоинка сосны обыкновенной.

9. Сравнительный анализ анатомической структуры листьев.

Учебно-методические материалы.

Таблицы: Формы листовой пластинки, Верхушка, основание и край листовой пластинки; Части листа; Прелистники, жилкование листьев, Гетерофиллия, Анизофиллия, Листовая мозаика, Дробление листовой пластинки, сложные листья. Гербарии: простые листья, сложные листья. Таблицы: метаморфозы побега, листа и корня.. Гербарные образцы и коллекции метаморфозов побега, листа и корня. Микроскопы.

Занятие 9 (2 часа). С амостоятельная работа. Метаморфозы побега, листа и корня.

Цель: изучить основные метаморфозы побега, листа и корня.

Вопросы для изучения.

1. Метаморфозы побега.

2. Метаморфозы листа.

3. Метаморфозы корня.

Учебно-методические материалы.

Таблицы: метаморфозы побега, листа, корня, микроскопы.

Занятие 10 – 11 (4 часа). Из них 2 часа самостоятельная работа. Цветок. Соцветие.

Цель: изучить особенности строения цветковых растений разных систематических групп, изучить основные группы соцветий.

Вопросы для изучения.

1. Актиноморфные цветки с двойным околоцветником: лютик ползучий. кувшинка чисто белая, яблоня домашняя.

2. Актиноморфные цветки со спайным околоцветником: картофель, колокольчик раскидистый.

3. Актиноморфные цветки с простым околоцветником: калужница болотная, ветреница дубравная.

4. Зигоморфные цветки: горох посевной, льнянка обыкновенная.

5. Простые рацемозные соцветия.

6. Сложные рацемозные соцветия.

7. Цимозные соцветия.

8. Тирсоидные соцветия.

9. Агрегатные соцветия.

Учебно-методические материалы.

Таблицы: Цветок яблони, Околоцветник, Морфология тычинок, Разнообразие пестиков, Типы завязи, Симметрия околоцветника, Строение тычинки, Ботрические соцветия, Цимозные соцветия.

Гербарий: цветок. Фиксированный материал. Соцветия.

Занятие 12 (2 часа). С амостоятельная работа. Семена и проростки.

Цель: изучить особенности строения семян и проростков однодольных и двудольных растений.

Вопросы для изучения.

1. Строение проростков фасоли.

2. Строение проростков пшеницы.

3. Строение семени однодольных растений с эндоспермом – зерновка пшеницы мягкой.

4. Строение семени двудольных растений без эндосперма – фасоль обыкновенная.

Учебно-методические материалы.

Таблицы: Строение семян однодольных и двудольных растений. Коллекция семян. Проростки пшеницы и фасоли.

Занятие 13 (2 часа). С амостоятельная работа. Плоды.

Цель: изучить морфологическое многообразие плодов.

Вопросы для изучения.

1. Сочные ягодовидные плоды.

2. Сочные костянковые плодов.

3. Сухие вскрывающиеся плоды.

4. Сухие невскрывающиеся плоды.

5. Дробные плоды.

6. Соплодия.

Учебно-методические материалы.

Таблицы: Сочные плоды, Сухие плоды, Членистые плоды, Дробные плоды, Соплодия, Распространение плодов и семян. Строение семян однодольных и двудольных растений. Коллекция плодов; фиксированные плоды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: