В проектируемом автоцентре для работ на СТОА число рабочих постов определяется:
Х = Тг * Кн / (Драб.г * Н * Тсм * Р * Кисп) (3.1),
где Тг – годовой объем работ, чел.-ч;
Кн– коэффициент неравномерности загрузки постов принимается 1,15 (по ОНТП 01-91);
Драб.г – число рабочих дней в году;
Тсм – продолжительность смены, ч;
Н – число смен в сутки;
Р – численность одновременно работающих на посту (для постов уборочно-моечных работ, ТО и ТР – 2 чел., для кузовных и окрасочных работ – 1,5 чел, для приемки и выдачи автомобилей – 1 чел. по ОНТП 01-91);
Кисп – коэффициент использования рабочего времени поста (0,95 – при одной смене работы, 0,94 – при двухсменной работе по ОНТП 01-91);
Х = 48147 * 1,05 / (305 * 1 * 8 * 2 * 0,94);
Х = 11 постов
Количество рабочих дней в году следует принимать табл.3.1.
Таблица 3.1.
Наименование предприятий и видов работ | Режим производства | |
Число дней работы в году | Число смен работы в сутки | |
Городские СТО: Все виды работ ТО и ТР Продажа запчастей и автопринадлежностей | 1-2 |
Расчет годового объема работ городских СТОА. Годовой объем работ городских СТОА включает ТО и ТР, уборочно-моечные работы и предпродажную подготовку автомобилей (при продаже автомобилей на предприятиях автосервиса). Годовой объем работ по ТО и ТР (в человеко-часах)
|
|
TГ=NCТOA * LГ * t/ l000 (3.2)
где, NCTОA — число автомобилей, обслуживаемых проектируемой СТОА в год;
Lг - среднегодовой пробег автомобиля, км;
t - удельная трудоемкость работ по ТО и ТР, чел.-ч/1000 км.
Tг = 23693*2128*2,3/1000 = 35793чел/час.
В соответствии с ОНТП нормативная трудоемкость ТО и ТР, выполняемых на городских СТОА, установлена в зависимости от класса автомобилей (табл. 3.2). Нормативная трудоемкость ТО и ТР корректируется в зависимости от масштаба СТОА (числа рабочих постов). Коэффициент коррекции трудоёмкости ТО и ТР зависит от числа рабочих постов: от 10 до 15 0,95.
При известном числе заездов на СТОА (табл. 2.2) по видам работ используются разовые трудоемкости которые не подлежат коррекции.
Таблица 2.2.
Нормативная трудоемкость на СТОА (ОНТП 01—91)
Тип СТОА и подвижного состава | Удельная трудоемкость ТО и ТР, чел.-ч | Разовая трудоемкость на один заезд по видам работ, чел.-ч | |||
ТОиТР | Мойка, уборка | Прием, выдача | Противокорроз. подготовка | ||
Городская СТОА легковых автомобилей особо малого класса малого класса среднего класса | 2,0 2,3 2,7 | 0,15 0,20 0,25 | 0,15 0,20 0,25 | 3,0 3,0 3,0 |
Годовой объём уборочно-моечных работ Тум (в человеко-часах) определяется исходя из числа заездов d на СТОА в год и средней трудоемкости работ tум:
Тум = Ncтоа* d * tум (2.3)
Тум = 7313*9*0,5 = 32909чел/час 8775*9*0,5=39488
|
|
Если на станции обслуживания уборочно-моечные работы выполняются не только перед ТО и ТР, но и как самостоятельный вид услуг, то общее число заездов на уборочно-моечные работы принимается из расчета один заезд на 800—1000 км. Средняя трудоемкость одного заезда tУМ равна 0,15—0,25 чел.-ч при механизированной (в зависимости от используемого оборудования) мойке и 0,5 чел.-ч при ручной шланговой мойке.
Таблица 2.3.
Частота заездов на СТОА
Показатель | Единица измерения | Значение показателя |
Городские СТОА | ||
Число заездов автомобилей на ТО и ТР, приходящихся на один комплексно обслуживаемый автомобиль | Заезды в год | |
Число заездов автомобилей на уборочно-моечные работы, приходящихся на один комплексно обслуживаемый автомобиль | Заезды в год | |
Число заездов автомобилей на выполнение работ по антикоррозионной защите кузовов | Заезды в год |
Годовой объем вспомогательных работ. Кроме работ по ТО и ТР автомобилей на предприятиях автосервиса выполняются вспомогательные работы, объем которых составляет 20—30 % годового объема работ. В состав вспомогательных входят работы по ремонту и обслуживанию технологического оборудования, оснастки и инструмента, содержание инженерного и компрессорного оборудования и т.д. Распределение вспомогательных работ по их видам приведено в табл. 2.3.
Расчет численности производственных рабочих и необходимого числа производственных постов. К производственным относятся рабочие постов и участков, непосредственно выполняющие работы по ТО и ТР автомобилей на СТОА. Различают технологически необходимое и штатное число рабочих.
Технологически необходимое число производственных рабочих рассчитывается следующим образом:
РТ=ТГ/ФТ, (2.4)
где РТ — технологически необходимое число рабочих, чел.;
TГ — годовой объем работ по постам или участкам, чел.-ч;
Фт — годовой фонд времени технологически необходимого рабочего при односменной работе (номинальный), ч.
РТ = 35793/2070 = 17чел.
Фонд Фт, определяется продолжительностью смены (в зависимости от продолжительности рабочей недели) и числом рабочих дней в году. В соответствии с Трудовым кодексом РФ нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 ч в неделю (учет времени, фактически отработанного каждым работником, обязан вести работодатель). Нормальная продолжительность рабочего времени сокращается для работников:
· в возрасте до 16 лет — на 16 ч в неделю;
· являющихся инвалидами I или II группы — на 5 ч в неделю;
· в возрасте от 16 до 18 лет — на 4 ч в неделю;
· для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в порядке, установленном Правительством РФ, — на 4 ч в неделю и более.
Как правило, продолжительность рабочего времени для работников, занятых на работах с вредными условиями труда, составляет 36 ч.
Годовой фонд времени технологически необходимого рабочего:
ФТ = 8*(ДКГ – Дв - Дп), (2.5)
где 8 — продолжительность смены, ч;
Дкг — число календарных дней в году;
Дв — число выходных дней в году, дней;
Дп — число праздничных дней в году, дней.
Фт = 8*(365-6-100) = 2070 ч.
В практике проектирования для расчета технологически необходимого числа рабочих годовой фонд времени ФТ принимают равным 2070 ч. и 1820 ч. для производств с вредными условиями труда.
Годовой объем работ по постам и участкам Тп вычисляется исходя из годового объема работ (мощности) СТОА в соответствии с распределением трудоемкостей обслуживания и ремонта по видам работ. Примерное распределение трудоемкостей приводится в таблице 2.4.
Таблица 2.4.
Примерное распределение трудоемкостей на СТОА
Вид работ | Процентное соотношение при числе рабочих постов | |
Свыше 10до20 | ||
Контрольно-диагностические работы (двигатель, тормоза, электрооборудование, анализ выхлопных газов) | ||
ТО в полном объеме | ||
Смазочные работы | ||
Регулировка углов управления колес | ||
Ремонт и регулировка тормозов | ||
Электротехнические работы | ||
Работы по системе питания | ||
Аккумуляторные работы | ||
Шиномонтажные работы | ||
Ремонт узлов, систем и агрегатов | ||
Кузовные и арматурные работы (жестяницкие, медницкие, сварочные) | ||
Окрасочные и противокоррозионные работы | ||
Слесарно-механические работы | ||
Итого | ||
Таблица 2.5. Распределение трудоемкости работ ТО и ТР | ||
Вид работ ТО и ТР | Процентное соотношение по видам работ | |
«постовые» | «участковые» | |
Контрольно-диагностические работы (двигатель, тормоза, электрооборудование, анализ выхлопных газов) | - | |
Техническое обслуживание в полном объеме | - | |
Смазочные работы | - | |
Регулировка углов управления колес | - | |
Ремонт и регулировка тормозов | - | |
Электротехнические работы | ||
Работы по системе питания | ||
Аккумуляторные работы |
Продолжение таблицы 2.5. | ||
Шиномонтажные работы | ||
Ремонт узлов, систем и агрегатов | ||
Кузовные и арматурные работы (жестяницкие, медницкие, сварочные) | ||
Окрасочные работы | - | |
Обойные работы | ||
Слесарно-механические работы | - | |
Уборочно-моечные работы | - | |
Антикоррозийное покрытие автомобилей | - |
Распределение трудоемкости работ ТО и ТР легковых автомобилей на «постовые» и «участковые» таблица 2.6. Годовой фонд времени штатного рабочего определяет фактическое время, отработанное исполнителем непосредственно на рабочем месте. Фонд времени штатного рабочего ФШ меньше фонда «технологического» рабочего Фт за счет предоставления рабочим отпусков и невыходов рабочих по уважительным причинам (болезнь и т.д.):
|
|
ФШ = ФГ - 8 * (ДОТ – ДУП), (2.6)
где ДОТ — число дней отпуска, установленного для данной профессии рабочего;
ДУП — число дней невыхода на работу по уважительным причинам.
|
|
ФШ = 35793-8*(28-5) = 35609 ч.
Штатная численность вспомогательных рабочих принимается, как для производственных рабочих; распределение численности вспомогательных рабочих по видам работ в таблице 2.6. Количество вспомогательных рабочих принимается 15…20% от штатного числа рабочих:
РВСП = 0,15 * Рш (2.7)
Рвсп = 0,15*17 = 3
Таблица 2.6.
Распределение вспомогательных рабочих по видам работ
Вид вспомогательных работ | Соотношение вспомогательных рабочих по видам работ, % |
Ремонт и обслуживание технологического оборудования, оснастки и инструментов | |
Ремонт и обслуживание инженерного оборудования, сетей и коммуникаций | |
Прием, хранение и выдача материальных ценностей | |
Продолжение таблицы 2.6. | |
Перегон подвижного состава | |
Обслуживание компрессорного оборудования | |
Уборка производственных помещений | |
Уборка территории |
Определение годового фонда времени рабочего ОНТП 01-91 (табл.2.7).
Номинальный и эффективный годовые фонды времени производственного персонала
Таблица 2.7
Определение годового фонда времени рабочего
Профессия работающего | Продолжительность | Годовой фонд времени рабочих, ч | ||
рабочей недели, ч | основного отпуска, дни | номинальный | эффективный | |
Маляр | ||||
Все прочие профессии |
Штатная численность инженерно-технических работников и служащих СТОА, младшего обслуживающего персонала, пожарно-сторожевой охраны в зависимости от масштаба СТОА следует принимать в соответствии с требованиями ОНТП 01 — 91 (табл. 2.10).
Количество инженерно – технических работников на СТО принимается 3% от общего числа работающих:
Ритр = 0,03 * (Рш + Рвсп) (2.8)
Ритр = 0,03*(17+2,6) = 0,6
Расчет числа постов. Более 50 % объема работ по ТО и ТР выполняется на постах, поэтому число постов во многом определяет выбор объемно-планировочного решения СТОА. Число постов зависит от вида, мощности и трудоемкости воздействий, метода организации ТО и ТР и диагностики автомобилей, режима работы производственных зон. Программа и трудоемкость воздействий по видам ТО и ТР определяются расчетом, методика которого приведена выше.
Выбор метода организации ТО и ТР автомобилей. Посты ТО по своему технологическому назначению подразделяются на универсальные, где выполняют все или большинство операций данного воздействия, и специализированные, где выполняют только одну или несколько операций. Целесообразность применения универсальных или специализированных постов зависит прежде всего от производственной программы и режима производства.
По способу установки автомобиля посты могут быть тупиковыми или проездными. Въезд на тупиковый пост производится передним ходом, а съезд — задним, тогда как въезд на проездной пост и съезд с него — только передним ходом. Как тупиковые, так и проездные посты в зависимости от организации выполнения работ могут быть использованы в качестве универсальных или специализированных.
ТО автомобилей организовано на отдельных постах или поточных линиях. Организация обслуживания на отдельных постах значительно проще, чем на поточных линиях. Так, на универсальных постах возможно выполнение неодинакового объема работ, например при ТО автомобилей разных моделей, при совмещении обслуживания и ремонта. Однако использование этого метода приводит к значительным потерям времени на установку автомобилей на посты и съезд с них, загрязнению помещения отработавшими газами при маневрировании автомобиля при въезде и съезде с поста, к необходимости дублирования оборудования, использованию рабочих-универсалов высокой квалификации, что увеличивает затраты на проведение ТО.
Поэтому считаю целесообразнее сделать поточную организацию ТО обеспечивающую:
· повышение производительности труда за счет специализации рабочих постов, мест и исполнителей;
· повышение степени использования технологического оборудования и оснастки вследствие проведения на каждом посту одних и тех же операций;
· повышение трудовой и производственной дисциплины вследствие непрерывности и ритмичности производства;
· снижение себестоимости обслуживания и повышение его качества;
· улучшение условий труда исполнителей и сокращение производственных площадей.
Организация производства поточным методом требует выполнения следующих условий:
· наличие соответствующих площадей и планировки помещений;
· одномарочный состав обслуживаемой группы автомобилей;
· достаточная сменная производственная программа;
· соблюдение графика постановки автомобилей на ТО;
· максимальная механизация работ;
· своевременное обеспечение запасными частями и материалами;
· выполнение ТР перед постановкой автомобилей на ТО.
Целесообразность применения того или иного метода организации ТО в основном определяется числом постов, т.е. зависит от суточной (сменной) программы и продолжительности технических воздействий. Поэтому в качестве основного критерия для выбора метода ТО может служить суточная (сменная) производственная программа соответствующего вида ТО. Минимальная суточная (сменная) программа, при которой целесообразен поточный метод ТО, составляет 12—15 ТО технологически совместимых автомобилей. При меньшей программе обслуживание проводится на отдельных специализированных и универсальных постах. Этот метод применяется практически на всех существующих СТОА.
Постовые работы ТР могут выполняться на универсальных, специализированных (параллельных) постах.
Метод универсальных постов предусматривает выполнение работ на одном посту бригадой ремонтных рабочих различных специальностей или рабочими-универсалами высокой квалификации, а метод специализированных постов реализуется на нескольких постах, предназначенных для выполнения определенного вида работ (по двигателю, трансмиссии и проч.).
Специализация постов ТР возможна при технологической однородности работ, при достаточном числе постов регулировочных и разборочно-сборочных работ ТР (более пяти), загрузке поста не менее чем на 80 % сменного времени и позволяет максимально механизировать трудоемкие работы, снизить потребность в однотипном оборудовании, улучшить условия труда, использовать менее квалифицированных рабочих.
Имеются на СТОА посты которые по своему технологическому назначению подразделяются на производственные, вспомогательные и автомобиле-места ожидания и хранения.
Число производственных постов уборочно-моечных работ (предшествующих ТО и ТР и входящих в технологический процесс обслуживания и ремонта), постов ТО, диагностики, разборочно-сборочных и регулировочных работ, кузовных и окрасочных работ ТР, а также вспомогательных постов для приемки и выдачи определяется по формуле
П= (ТГ + КН)/ (ДРГ + Н*ТСМ + Р*КИСП) (2.9)
где ТГ — годовой объем постовых работ, чел.-ч (рассматривалось при определении штатного числа рабочих);
КН = 1,15 — коэффициент неравномерности загрузки постов, отражающий случайный характер возникновения потребности в технических воздействиях, обусловливающий колебания потребности в технических воздействиях как по времени возникновения, так и по трудоемкости выполнения, что вызывает простои автомобиля в ожидании очереди;
ДРГ — число рабочих дней в году;
КТП — коэффициент использования рабочего времени поста, учитывающий потери рабочего времени, связанные с уходом исполнителей с постов (туалет, склад, другие участки и т.д.), а также из-за вынужденных простоев автомобилей в процессе выполнения работ, причем при расчетах
КИСП = 0,95 при одной смене работы СТОА,
КИСП = 0,94 при двухсменной работе СТОА.
П = 35793*1,15 / 2070*1*8*1,5*0,95
П = 41162 / 23598 = 2 поста.
Входящее в формулу (2.9) число смен работы в сутки Н зависит в основном от назначения предприятия автосервиса и принимается в соответствии с табл.2.8.
Таблица 2.8.
Рекомендуемый режим производства на СТОА
СТОА и вид работ | Число дней работы и году | Число смен работы в сутки | Период выполнения (смены) |
Городская СТОА | |||
Все виды работ ТО и ТР | 1 и 2 | ||
Продажа годных деталей автомобилей | 1-2 | 1 и 2 |
Продолжительность рабочей смены Тш для производств с нормальными условиями труда не ограничена, но при общей продолжительности работы не более 40 ч в неделю. Продолжительность смены при 5-дневной рабочей неделе — 8 ч. Численность одновременно работающих на одном посту Р принимается равной:
· 2 работающих для постов моечно-уборочных работ, ТО и ТР;
· 1,5 работающего для кузовных и окрасочных работ;
· 1 работающий для приемки-выдачи автомобилей.
Число рабочих постов для выполнения косметической (коммерческой) мойки легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, определяется исходя из суточной производственной программы, продолжительности выполнения работ и производительности моечного оборудования:
П =АС/ (ТВ * РМ), (2.10)
где АС — суточная производственная программа, ед.;
ТВ — продолжительность выполнения работ, ч;
РМ — производительность моечного оборудования, авто/ч.
П =8 / 1*4 = 2 поста.
Число вспомогательных постов. Вспомогательные посты — это автомобиле-места, оснащенные или не оснащенные оборудованием, на которых выполняются технологические вспомогательные операции (посты приемки и выдачи автомобилей, контроля после проведения ТО и ТР, сушки на участке уборочно-моечных работ, подготовки и сушки на окрасочном участке).
Число постов на участке приемки автомобилей Ппр определяется в зависимости от числа заездов автомобилей на СТОА d и времени приемки автомобилей:
ППР= (NCTOA * d * φ) /(ДРГ *ТПР *АПР), (2.11)
где NCTOA — число автомобилей, обслуживаемых СТОА (мощность СТОА);
φ = 1,1 — 1,5 — коэффициент неравномерности поступления автомобилей;
ТПР — суточная продолжительность работы участка приемки автомобилей, ч;
АПР = 2—3 — пропускная способность поста приемки, авт/ч.
ППР = 2128*9*1,1 / 2070*5*2 = 1 пост.
Для расчета числа постов выдачи автомобилей условно можно принять, что ежедневное число выдаваемых автомобилей равно числу заездов автомобилей на СТОА. В остальном расчет аналогичен расчету числа постов приема автомобилей. Число постов контроля после обслуживания и ремонта зависит от мощности СТОА и определяется исходя из продолжительности контроля.
Число постов сушки (обдува) автомобилей на участке уборочно-моечных работ определяется исходя из пропускной способности поста, которая может быть принята равной производительности механизированной мойки. Число постов сушки после окраски определяется производствен ной программой и пропускной способностью оборудования. Пропускная способность комбинированной окрасочно-сушительной камеры согласно технической характеристике может быть принята 5—6 автомобилей в смену.
Общее число вспомогательных постов на один рабочий пост составляет 0,25—0,50. Автомобиле-места ожидания — это места, которые занимают автомобили, ожидающие постановки на рабочие или вспомогательные посты, или ремонта снятых с автомобиля агрегатов, узлов и приборов.
Количество мест ожидания ТО и ТР следует принимать из расчета 0,5 автомобиле-места на один рабочий пост. Места ожидания рекомендуется размещать непосредственно в помещениях постов ТО и ТР автомобилей.
0,5*11=5,5
В планировочном отношении разница между постами и автомобиле-местами ожидания заключается в нормативных расстояниях между установленными на них автомобилями, а также автомобилями и элементами конструкции здания. Нормируемые расстояния принимаются по ОНТП. Общее число автомобиле-мест ожидания на производственных участках СТОА составляет 0,5 на один рабочий пост. Места ожидания рекомендуется размещать непосредственно в помещениях постов ТО и ТР автомобилей.
Общее число автомобиле-мест для хранения автомобилей, ожидающих обслуживания и готовых к выдаче (стоянки), следует принимать из расчета на один рабочий пост:
· 3 места — для городских СТОА;
· для дорожных СТО – 1,5 места;
11*3=33
Число мест для стоянки автомобилей клиентов и персонала СТОА вне территории следует принимать из расчета 2 места стоянки на 1 рабочий пост.
2*11 = 22
Нормы расхода воды, теплоты, сжатого воздуха, установленной мощности токоприемника. Удельные нормы расхода воды, теплоты, сжатого воздуха и установленной мощности токоприемников на 1 рабочий пост СТОА приведены в табл.2.9.
Таблица 2.9.
Удельные нормы
Расход воды, м3/сутки | Расход теплоты | Удельный расход сжатого воздуха | Электропо-требители | ||||||
оборотной | свежей | сточной | |||||||
технической | питьевой | бытовых потребителей | производственных потребителей | кВт | тыс. ккал /ч | Установленная мощность | Коэффициент спроса | ||
3,0 | 1,8 | 1,2 | 1,2 | 0,05 | 0,2 | 0,5 |
Нормы расхода воды, теплоты, сжатого воздуха, установленная мощность электропотребителей корректируются в зависимости от мощности предприятия и типа подвижного состава. Нормы расхода теплоты дополнительно корректируются в зависимости от температуры наружного воздуха (табл. 2.10).
Таблица 2.10.
Коэффициент коррекции расхода теплоты
Температура наружного воздуха, °С | -10 | -13 | -20 | -25 | -30 | -35 | -40 | -45 | -50 |
Коэффициент коррекции | 0,6 | 0,7 | 0,8 | 0.9 | 1,0 | 1,1 | 1,2 | 1,3 | 1,4 |
Значения корректирующих коэффициентов в зависимости от мощности СТОА приведены в табл. 2.11.
Таблица 2.11.
Коэффициенты коррекции расходов на 1 рабочий пост в зависимости от мощности CTOA
Число рабочих постов | Расход воды | Расход теплоты | Расход сжатого воздуха | Установленная мощность | |
потребляемой | сточной | ||||
0,95 | 0,96 | 0,83 | 0,8 | 0,8 |
Ниже приводятся значения корректирующего коэффициента в зависимости от типа подвижного состава (класса легковых автомобилей):
Особо малый.....................................................................................................0,9
Малый..............................................................................................................0,95
Средний............................................................................................................1,0.