Технологическая часть

В проектируемом автоцентре для работ на СТОА число рабочих постов определяется:

Х = Тг * Кн / (Драб.г * Н * Тсм * Р * Кисп) (3.1),

где Тг – годовой объем работ, чел.-ч;

Кн– коэффициент неравномерности загрузки постов принимается 1,15 (по ОНТП 01-91);

Драб.г – число рабочих дней в году;

Тсм – продолжительность смены, ч;

Н – число смен в сутки;

Р – численность одновременно работающих на посту (для постов уборочно-моечных работ, ТО и ТР – 2 чел., для кузовных и окрасочных работ – 1,5 чел, для приемки и выдачи автомобилей – 1 чел. по ОНТП 01-91);

Кисп – коэффициент использования рабочего времени поста (0,95 – при одной смене работы, 0,94 – при двухсменной работе по ОНТП 01-91);

Х = 48147 * 1,05 / (305 * 1 * 8 * 2 * 0,94);

Х = 11 постов

Количество рабочих дней в году следует принимать табл.3.1.

Таблица 3.1.

Наименование предприятий и видов работ Режим производства
Число дней работы в году Число смен работы в сутки
     
Городские СТО: Все виды работ ТО и ТР Продажа запчастей и автопринадлежностей     1-2

Расчет годового объема работ городских СТОА. Годовой объем работ городских СТОА включает ТО и ТР, уборочно-моечные работы и предпродажную подготовку автомобилей (при продаже автомобилей на предприятиях автосервиса). Годовой объем работ по ТО и ТР (в человеко-часах)

TГ=NCТOA * LГ * t/ l000 (3.2)

где, NCTОA — число автомобилей, обслуживаемых проектируе­мой СТОА в год;

Lг - среднегодовой пробег автомобиля, км;

t - удельная трудоемкость работ по ТО и ТР, чел.-ч/1000 км.

Tг = 23693*2128*2,3/1000 = 35793чел/час.

В соответствии с ОНТП нормативная трудоемкость ТО и ТР, выполняемых на городских СТОА, установлена в зависи­мости от класса автомобилей (табл. 3.2). Нормативная трудоемкость ТО и ТР корректируется в зави­симости от масштаба СТОА (числа рабочих постов). Коэффициент коррекции трудоёмкости ТО и ТР зависит от числа рабочих постов: от 10 до 15 0,95.

При известном числе заездов на СТОА (табл. 2.2) по видам работ используются разовые трудоемкости кото­рые не подлежат коррекции.

Таблица 2.2.

Нормативная трудоемкость на СТОА (ОНТП 01—91)

Тип СТОА и подвиж­ного со­става Удельная трудо­емкость ТО и ТР, чел.-ч Разовая трудоемкость на один заезд по видам работ, чел.-ч
ТОиТР Мойка, уборка Прием, выдача Противокорроз. под­готовка
Город­ская СТОА легковых автомо­билей особо малого класса малого класса среднего класса   2,0 2,3 2,7     0,15 0,20 0,25   0,15 0,20 0,25   3,0 3,0 3,0

Годовой объём уборочно-моечных работ Тум (в челове­ко-часах) определяется исходя из числа заездов d на СТОА в год и средней трудоемкости работ tум:

Тум = Ncтоа* d * tум (2.3)

Тум = 7313*9*0,5 = 32909чел/час 8775*9*0,5=39488

Если на станции обслуживания уборочно-моечные ра­боты выполняются не только перед ТО и ТР, но и как само­стоятельный вид услуг, то общее число заездов на уборочно-моечные работы принимается из расчета один заезд на 800—1000 км. Средняя трудоемкость одного заезда tУМ равна 0,15—0,25 чел.-ч при механизированной (в зависимости от ис­пользуемого оборудования) мойке и 0,5 чел.-ч при ручной шланговой мойке.

Таблица 2.3.

Частота заездов на СТОА

Показатель Единица измерения Значение показателя
Городские СТОА
Число заездов автомобилей на ТО и ТР, приходя­щихся на один комплексно обслуживаемый авто­мобиль Заезды в год  
Число заездов автомобилей на уборочно-моечные работы, приходящихся на один комплексно обслу­живаемый автомобиль Заезды в год  
Число заездов автомобилей на выполнение работ по антикоррозионной защите кузовов Заезды в год  

Годовой объем вспомогательных работ. Кроме работ по ТО и ТР автомобилей на предприятиях автосервиса выполняются вспомогательные работы, объем которых составляет 20—30 % годового объема работ. В состав вспомогательных входят рабо­ты по ремонту и обслуживанию технологического оборудова­ния, оснастки и инструмента, содержание инженерного и ком­прессорного оборудования и т.д. Распределение вспомогатель­ных работ по их видам приведено в табл. 2.3.

Расчет численности производственных рабочих и необходимого числа производственных постов. К производственным относятся рабочие по­стов и участков, непосредственно выполняющие работы по ТО и ТР автомобилей на СТОА. Различают технологически необ­ходимое и штатное число рабочих.

Технологически необходимое число производственных рабочих рассчитывается следующим образом:

РТГТ, (2.4)

где РТ — технологически необходимое число рабочих, чел.;

TГ — годовой объем работ по постам или участкам, чел.-ч;

Фт — годо­вой фонд времени технологически необходимого рабочего при односменной работе (номинальный), ч.

РТ = 35793/2070 = 17чел.

Фонд Фт, определяется продолжительностью смены (в зави­симости от продолжительности рабочей недели) и числом ра­бочих дней в году. В соответствии с Трудовым кодексом РФ нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 ч в неделю (учет времени, фактически отрабо­танного каждым работником, обязан вести работодатель). Нормальная продолжительность рабочего времени сокра­щается для работников:

· в возрасте до 16 лет — на 16 ч в неделю;

· являющихся инвалидами I или II группы — на 5 ч в неделю;

· в возрасте от 16 до 18 лет — на 4 ч в неделю;

· для работников, занятых на работах с вредными и (или) опас­ными условиями труда, в порядке, установленном Правитель­ством РФ, — на 4 ч в неделю и более.

Как правило, продолжительность рабочего времени для ра­ботников, занятых на работах с вредными условиями труда, со­ставляет 36 ч.

Годовой фонд времени технологически необходимого ра­бочего:

ФТ = 8*(ДКГ – Дв - Дп), (2.5)

где 8 — продолжительность смены, ч;

Дкг — число календарных дней в году;

Дв — число выходных дней в году, дней;

Дп — число праздничных дней в году, дней.

Фт = 8*(365-6-100) = 2070 ч.

В практике проектирования для расчета технологически необходимого числа рабочих годовой фонд времени ФТ прини­мают равным 2070 ч. и 1820 ч. для производств с вредными усло­виями труда.

Годовой объем работ по постам и участкам Тп вычисляется исходя из годового объема работ (мощности) СТОА в соответ­ствии с распределением трудоемкостей обслуживания и ре­монта по видам работ. Примерное распределение трудоемко­стей приводится в таблице 2.4.

Таблица 2.4.

Примерное распределение трудоемкостей на СТОА

Вид работ Процентное соотношение при числе рабочих постов
Свыше 10до20
Контрольно-диагностические работы (двигатель, тормоза, электрооборудование, анализ выхлопных газов)  
ТО в полном объеме  
Смазочные работы  
Регулировка углов управления колес  
Ремонт и регулировка тормозов  
Электротехнические работы  
Работы по системе питания  
Аккумуляторные работы  
Шиномонтажные работы  
Ремонт узлов, систем и агрегатов  
Кузовные и арматурные рабо­ты (жестяницкие, медницкие, сварочные)  
Окрасочные и противокорро­зионные работы  
Слесарно-механические работы  
Итого  
  Таблица 2.5. Распределение трудоемкости работ ТО и ТР
Вид работ ТО и ТР Процентное соотношение по видам работ
«постовые» «участковые»
Контрольно-диагностические работы (двига­тель, тормоза, электрооборудование, анализ выхлопных газов)   -
Техническое обслуживание в полном объеме   -
Смазочные работы   -
Регулировка углов управления колес   -
Ремонт и регулировка тормозов   -
Электротехнические работы    
Работы по системе питания    
Аккумуляторные работы    

Продолжение таблицы 2.5.
Шиномонтажные работы    
Ремонт узлов, систем и агрегатов    
Кузовные и арматурные работы (жестяниц­кие, медницкие, сварочные)    
Окрасочные работы   -
Обойные работы    
Слесарно-механические работы -  
Уборочно-моечные работы   -
Антикоррозийное покрытие автомобилей   -

Распределение трудоемкости работ ТО и ТР легковых авто­мобилей на «постовые» и «участковые» таблица 2.6. Годовой фонд времени штатного рабочего определяет фак­тическое время, отработанное исполнителем непосредственно на рабочем месте. Фонд времени штатного рабочего ФШ мень­ше фонда «технологического» рабочего Фт за счет предоставле­ния рабочим отпусков и невыходов рабочих по уважительным причинам (болезнь и т.д.):

ФШ = ФГ - 8 * (ДОТ – ДУП), (2.6)

где ДОТ — число дней отпуска, установленного для данной про­фессии рабочего;

ДУП — число дней невыхода на работу по ува­жительным причинам.

ФШ = 35793-8*(28-5) = 35609 ч.

Штатная численность вспомогательных рабочих принимается, как для производственных рабочих; распределение чис­ленности вспомогательных рабочих по видам работ в таблице 2.6. Количество вспомогательных рабочих принимается 15…20% от штатного числа рабочих:

РВСП = 0,15 * Рш (2.7)

Рвсп = 0,15*17 = 3

Таблица 2.6.

Распределение вспомогательных рабочих по видам работ

Вид вспомогательных работ Соотношение вспомо­гательных рабочих по видам работ, %
Ремонт и обслуживание технологического оборудо­вания, оснастки и инструментов  
Ремонт и обслуживание инженерного оборудования, сетей и коммуникаций  
Прием, хранение и выдача материальных ценностей  
Продолжение таблицы 2.6.
Перегон подвижного состава  
Обслуживание компрессорного оборудования  
Уборка производственных помещений  
Уборка территории  

Определение годового фонда времени рабочего ОНТП 01-91 (табл.2.7).

Номинальный и эффективный годовые фонды времени производст­венного персонала

Таблица 2.7

Определение годового фонда времени рабочего

Профессия работающего Продолжительность Годовой фонд времени рабо­чих, ч
рабочей неде­ли, ч основного от­пуска, дни номиналь­ный эффектив­ный
Маляр        
Все прочие профессии        

Штатная численность инженерно-технических работников и служащих СТОА, младшего обслуживающего персонала, пожарно-сторожевой охраны в зависимости от масштаба СТОА следует принимать в соответствии с требованиями ОНТП 01 — 91 (табл. 2.10).

Количество инженерно – технических работников на СТО принимается 3% от общего числа работающих:

Ритр = 0,03 * (Рш + Рвсп) (2.8)

Ритр = 0,03*(17+2,6) = 0,6

Расчет числа постов. Более 50 % объема работ по ТО и ТР вы­полняется на постах, поэтому число постов во многом опреде­ляет выбор объемно-планировочного решения СТОА. Число постов зависит от вида, мощности и трудоемкости воздейст­вий, метода организации ТО и ТР и диагностики автомобилей, режима работы производственных зон. Программа и трудоем­кость воздействий по видам ТО и ТР определяются расчетом, методика которого приведена выше.

Выбор метода организации ТО и ТР автомобилей. Посты ТО по своему технологическому назначению подразделяются на универсальные, где выполняют все или большинство опера­ций данного воздействия, и специализированные, где выпол­няют только одну или несколько операций. Целесообразность применения универсальных или специализированных постов зависит прежде всего от производственной программы и режи­ма производства.

По способу установки автомобиля посты могут быть тупи­ковыми или проездными. Въезд на тупиковый пост произ­водится передним ходом, а съезд — задним, тогда как въезд на проездной пост и съезд с него — только передним ходом. Как тупиковые, так и проездные посты в зависимости от организа­ции выполнения работ могут быть использованы в качестве универсальных или специализированных.

ТО автомобилей организовано на отдельных постах или поточных линиях. Организация обслуживания на отдельных постах значительно проще, чем на поточных лини­ях. Так, на универсальных постах возможно выполнение не­одинакового объема работ, например при ТО автомобилей раз­ных моделей, при совмещении обслуживания и ремонта. Од­нако использование этого метода приводит к значительным потерям времени на установку автомобилей на посты и съезд с них, загрязнению помещения отработавшими газами при ма­неврировании автомобиля при въезде и съезде с поста, к необ­ходимости дублирования оборудования, использованию рабо­чих-универсалов высокой квалификации, что увеличивает за­траты на проведение ТО.

Поэтому считаю целесообразнее сделать поточную организацию ТО обеспе­чивающую:

· повышение производительности труда за счет специализации рабочих постов, мест и исполнителей;

· повышение степени использования технологического обору­дования и оснастки вследствие проведения на каждом посту одних и тех же операций;

· повышение трудовой и производственной дисциплины вслед­ствие непрерывности и ритмичности производства;

· снижение себестоимости обслуживания и повышение его ка­чества;

· улучшение условий труда исполнителей и сокращение произ­водственных площадей.

Организация производства поточным методом требует вы­полнения следующих условий:

· наличие соответствующих площадей и планировки помещений;

· одномарочный состав обслуживаемой группы автомобилей;

· достаточная сменная производственная программа;

· соблюдение графика постановки автомобилей на ТО;

· максимальная механизация работ;

· своевременное обеспечение запасными частями и материала­ми;

· выполнение ТР перед постановкой автомобилей на ТО.

Целесообразность применения того или иного метода орга­низации ТО в основном определяется числом постов, т.е. зави­сит от суточной (сменной) программы и продолжительности технических воздействий. Поэтому в качестве основного кри­терия для выбора метода ТО может служить суточная (смен­ная) производственная программа соответствующего вида ТО. Минимальная суточная (сменная) программа, при кото­рой целесообразен поточный метод ТО, составляет 12—15 ТО технологически совместимых автомобилей. При меньшей программе обслуживание проводится на отдельных специали­зированных и универсальных постах. Этот метод применяется практически на всех существующих СТОА.

Постовые работы ТР могут выполняться на универсальных, специализированных (параллельных) постах.

Метод универсальных постов предусматривает выполнение работ на одном посту бригадой ремонтных рабочих различных специальностей или рабочими-универсалами высокой квали­фикации, а метод специализированных постов реализуется на нескольких постах, предназначенных для выполнения опреде­ленного вида работ (по двигателю, трансмиссии и проч.).

Специализация постов ТР возможна при технологической однородности работ, при достаточном числе постов регулиро­вочных и разборочно-сборочных работ ТР (более пяти), за­грузке поста не менее чем на 80 % сменного времени и позволя­ет максимально механизировать трудоемкие работы, снизить потребность в однотипном оборудовании, улучшить условия труда, использовать менее квалифицированных рабочих.

Имеются на СТОА посты которые по своему технологическому назначению подразде­ляются на производственные, вспомогательные и автомобиле-места ожидания и хранения.

Число производственных постов уборочно-моечных работ (предшествующих ТО и ТР и входящих в технологический про­цесс обслуживания и ремонта), постов ТО, диагностики, разборочно-сборочных и регулировочных работ, кузовных и ок­расочных работ ТР, а также вспомогательных постов для при­емки и выдачи определяется по формуле

П= (ТГ + КН)/ (ДРГ + Н*ТСМ + Р*КИСП) (2.9)

где ТГ — годовой объем постовых работ, чел.-ч (рассматрива­лось при определении штатного числа рабочих);

КН = 1,15 — ко­эффициент неравномерности загрузки постов, отражающий случайный характер возникновения потребности в техниче­ских воздействиях, обусловливающий колебания потребности в технических воздействиях как по времени возникновения, так и по трудоемкости выполнения, что вызывает простои ав­томобиля в ожидании очереди;

ДРГ — число рабочих дней в году;

КТП — коэффициент использования рабочего времени поста, учитывающий потери рабочего времени, связанные с уходом исполнителей с постов (туалет, склад, другие участки и т.д.), а также из-за вынужденных простоев автомобилей в процессе вы­полнения работ, причем при расчетах

КИСП = 0,95 при одной сме­не работы СТОА,

КИСП = 0,94 при двухсменной работе СТОА.

П = 35793*1,15 / 2070*1*8*1,5*0,95

П = 41162 / 23598 = 2 поста.

Входящее в формулу (2.9) число смен работы в сутки Н за­висит в основном от назначения предприятия автосервиса и принимается в соответствии с табл.2.8.

Таблица 2.8.

Рекомендуемый режим производства на СТОА

СТОА и вид работ Число дней ра­боты и году Число смен ра­боты в сутки Период выполнения (смены)
Городская СТОА
Все виды работ ТО и ТР     1 и 2
Продажа годных деталей автомобилей   1-2 1 и 2

Продолжительность рабочей смены Тш для производств с нормальными условиями труда не ограничена, но при общей продолжительности работы не более 40 ч в неделю. Продолжительность смены при 5-дневной рабочей неделе — 8 ч. Численность одновременно работающих на одном посту Р принимается равной:

· 2 работающих для постов моечно-уборочных работ, ТО и ТР;

· 1,5 работающего для кузовных и окрасочных работ;

· 1 работающий для приемки-выдачи автомобилей.

Число рабочих постов для выполнения косметической (коммерческой) мойки легковых автомобилей, принадлежа­щих гражданам, определяется исходя из суточной производст­венной программы, продолжительности выполнения работ и производительности моечного оборудования:

П =АС/ (ТВ * РМ), (2.10)

где АС — суточная производственная программа, ед.;

ТВ — про­должительность выполнения работ, ч;

РМ — производитель­ность моечного оборудования, авто/ч.

П =8 / 1*4 = 2 поста.

Число вспомогательных постов. Вспомогательные посты — это автомобиле-места, оснащенные или не оснащенные обо­рудованием, на которых выполняются технологические вспо­могательные операции (посты приемки и выдачи автомоби­лей, контроля после проведения ТО и ТР, сушки на участке уборочно-моечных работ, подготовки и сушки на окрасочном участке).

Число постов на участке приемки автомобилей Ппр опреде­ляется в зависимости от числа заездов автомобилей на СТОА d и времени приемки автомобилей:

ППР= (NCTOA * d * φ) /(ДРГПРПР), (2.11)

где NCTOA — число автомобилей, обслуживаемых СТОА (мощ­ность СТОА);

φ = 1,1 — 1,5 — коэффициент неравномерности поступления автомобилей;

ТПР — суточная продолжительность работы участка приемки автомобилей, ч;

АПР = 2—3 — пропуск­ная способность поста приемки, авт/ч.

ППР = 2128*9*1,1 / 2070*5*2 = 1 пост.

Для расчета числа постов выдачи автомобилей условно мож­но принять, что ежедневное число выдаваемых автомобилей равно числу заездов автомобилей на СТОА. В остальном расчет аналогичен расчету числа постов приема автомобилей. Число постов контроля после обслуживания и ремонта зави­сит от мощности СТОА и определяется исходя из продолжи­тельности контроля.

Число постов сушки (обдува) автомобилей на участке убо­рочно-моечных работ определяется исходя из пропускной способности поста, которая может быть принята равной про­изводительности механизированной мойки. Число постов сушки после окраски определяется производст­вен ной программой и пропускной способностью оборудова­ния. Пропускная способность комбинированной окрасочно-сушительной камеры согласно технической характеристи­ке может быть принята 5—6 автомобилей в смену.

Общее число вспомогательных постов на один рабочий пост составляет 0,25—0,50. Автомобиле-места ожидания — это места, которые занима­ют автомобили, ожидающие постановки на рабочие или вспо­могательные посты, или ремонта снятых с автомобиля агрега­тов, узлов и приборов.

Количество мест ожидания ТО и ТР следует принимать из расчета 0,5 автомобиле-места на один рабочий пост. Места ожидания рекомендуется размещать непосредственно в помещениях постов ТО и ТР автомобилей.

0,5*11=5,5

В планировочном отношении разница между постами и автомобиле-местами ожидания заключается в нормативных рас­стояниях между установленными на них автомобилями, а так­же автомобилями и элементами конструкции здания. Норми­руемые расстояния принимаются по ОНТП. Общее число автомобиле-мест ожидания на производственных участках СТОА составляет 0,5 на один рабочий пост. Места ожидания рекомендуется размещать непосредственно в помещениях по­стов ТО и ТР автомобилей.

Общее число автомобиле-мест для хранения автомобилей, ожидающих обслуживания и готовых к выдаче (стоянки), сле­дует принимать из расчета на один рабочий пост:

· 3 места — для городских СТОА;

· для дорожных СТО – 1,5 места;

11*3=33

Число мест для стоянки автомобилей клиентов и персонала СТОА вне территории следует принимать из расчета 2 места стоянки на 1 рабочий пост.

2*11 = 22

Нормы расхода воды, теплоты, сжатого воздуха, установлен­ной мощности токоприемника. Удельные нормы расхода воды, теплоты, сжатого воздуха и установленной мощности токопри­емников на 1 рабочий пост СТОА приведены в табл.2.9.

Таблица 2.9.

Удельные нормы

Расход воды, м3/сутки Расход теплоты Удельный расход сжатого воздуха Электропо-требители
оборотной свежей сточной
технической питьевой бытовых потребителей производственных потребителей кВт тыс. ккал /ч Установленная мощность Коэффициент спроса
3,0 1,8 1,2 1,2 0,05     0,2   0,5

Нормы расхода воды, теплоты, сжатого воздуха, установленная мощность электропотребителей корректируются в зависимости от мощности предприятия и типа подвижного состава. Нормы расхода теплоты дополнительно корректируются в зависимости от температуры наружного воздуха (табл. 2.10).

Таблица 2.10.

Коэффициент коррекции расхода теплоты

Температура наружного воздуха, °С -10 -13 -20 -25 -30 -35 -40 -45 -50
Коэффициент коррекции 0,6 0,7 0,8 0.9 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4

Значения корректирующих коэффициентов в зависимости от мощности СТОА приведены в табл. 2.11.


Таблица 2.11.

Коэффициенты коррекции расходов на 1 рабочий пост в зависи­мости от мощности CTOA

Число рабочих постов Расход воды Расход те­плоты Расход сжатого воздуха Установ­ленная мощность
потреб­ляемой сточной
  0,95 0,96 0,83 0,8 0,8

Ниже приводятся значения корректирующего коэффициента в зависимости от типа подвижного состава (класса легко­вых автомобилей):

Особо малый.....................................................................................................0,9

Малый..............................................................................................................0,95

Средний............................................................................................................1,0.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: