double arrow

II.Детские и юношеские годы

Ерухим Абрамович Крейнович родился 12 апреля 1906 г. в многодетной еврейской семье в белорусском городе Невеле5. В годы Первой мировой войны и революции семья жила в Витебске, где арендовала частный дом. Отец торговал пушниной и был не особенно удачлив в делах, в отличие от своего брата, имевшего магазин в Санкт-Петербурге. Ерухиму не пришлось учиться в гимназии: он не выдержал вступительного экзамена по русскому языку.

По-видимому, до12-летнего возраста он учился в начальной религиозной школе

основам иудаизма и еврейской грамоте. В 1918 г. он поступил в литературный кружок имени В.Г.Короленко, затем в городскую драматическую студию. Общение с высокообразованными людьми зажгло в юном сердце любовь к познанию и творчеству. Гуманист и искусствовед, полиглот И.И.Соллертинский наизусть читал кружковцам классические поэмы Шекспира, стихи Шиллера, Гёте, Овидия на языке оригиналов. Под его влиянием 13-летний подросток прочел много книг по истории поэзии и драматургии, а также сами произведения, начиная с древнегреческих поэм. В юности он прекрасно декламировал стихи и выступал в самодеятельных концертах. Какое-то время Ерухим действительно думал об артистической карьере. Увлечение поэзией и память о прекрасных учителях юности остались у него на всю жизнь. Рано ушла из жизни мать, и отец женился второй раз. Повзрослевшие сестры переехали в Петроград. В городской комсомольской организации работал его брат Наум, позже репрессированный. Одна из старших сестер, Эсфирь, любила своего младшего брата больше других и в дальнейшем приняла деятельное участие в его судьбе. Ерухим некоторое время оставался с отцом и много работал, помогая ему в деле. Нужда и постоянное недоедание сказались на молодом организме: вероятно, в те годы он заболел туберкулезом. В 1922 г. 16-летний юноша переехал в Петроград и поселился в доме сестер. Началась его самостоятельная жизнь. Он устроился работать в Ленгубфинотдел и одновременно поступил в вечернюю школу рабочей молодежи им. Н.Г.Чернышевского, которую окончил в августе 1923 г. Здесь большое влияние на него оказали Б.А.Фингерт и А.Я.Кораблева. От них он впервые узнал о марксизме, а также начал изучение книги Ф.Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Эти занятия определили профессиональный выбор юноши. Осенью того же года после сдачи экзаменов он был принят на общественно-педагогическое отделение факультета общественных наук Ленинградского университета.

Однажды он познакомился с человеком в военной форме — это был Я.П.Кошкин (Алькор), будущий директор Института народов Севера, который посоветовал Ерухиму и его товарищу Павлу Моллу послушать лекции профессора Л.Я.Штернберга,которые тот читал в Географическом институте и в Университете. Юрий вспоминал: «...в аудиторию вошел старый, бородатый и мрачный на вид человек. Его мрачность усиливалась подергивающейся щекой. Он снял свое темное пальто и остался в темном кителе. Сев за стол, он стал вытаскивать из-за пазухи (точнее, из внутреннего кармана кителя) какие-то конверты,чего ни один профессор на своих лекциях не делал. Потом он достал портсигар с табаком, завернул цигарку и закурил. Раскрыв один конверт и вынув из него бумажные карточки, он переложил их и начал свою лекцию <...> Все, о чем рассказывал Л.Я.Штернберг, для меня, 17-летнего юноши, было ново и интересно <...> Я стал посещать его лекции по эволюции религиозных верований и социальной культуры. Я стал узнавать на этих лекциях о неизвестных мне до этого времени народах, религиозных представлениях и обычаях. Я забросил все и стал заниматься одной лишь этнографией».

Через год учебы в университете Ерухим перешел на этнографическое отделение географического факультета, где в течение трех лет слушал лекции, посещал семинары выдающихся отечественных ученых, которые обладали огромным опытом полевых исследований самобытных культур народов Севера. Полный курс состоял из 32 предметов, в том числе таких, как «культура полярного круга», «учение о верованиях», «палеоазиатский цикл», «гиляцкий язык». В.Г.Богораз, который читал курс этногеографии, посоветовал Юрию заняться изучением удэгейцев или гиляков. Для подготовки к дальней экспедиции в 1925—1926 годах Крейнович вместе с однокурсником Н.К.Каргером начал изучать нивхский язык у Штернберга после прочтения его книги «Образцы материалов по изучению гиляцкого языка и фольклора». Этот выбор действительно стал решающим и определил его дальнейший научный путь. Учеба включала практику в Музее антропологии и этнографии (МАЭ) — знаменитой Петровской Кунсткамере, старейшем научном центре России, где хранились в запасниках и экспонировались в выставочных залах редчайшие коллекции, собранные за два столетия у разных народов всех континентов Земли. В старинных залах первого российского музея начинающие этнографы соприкасались с миром традиций и культур, получали практические знания по избранной специальности, постигали тонкости и нюансы будущей профессии. Однако музейная практика не могла заменить работу «в поле».

Первым испытанием для студента Крейновича стала короткая командировка на Украину, этнографическая практика в деревне Чулаковка, а также работа в селе Рудаково Псковского района,где он собирал новый народный фольклор — революционные частушки и вел этнографические наблюдения над повседневной жизнью русской глубинки.

В мае 1926 г. Крейнович получил свидетельство об окончании Ленинградского государственного университета. Были выполнены все формальности,достигнуты договоренности, можно было ехать на Сахалин. Для многих людей, никогда не бывавших в Сибири, она представлялась краем каторги и ссылки, суровой и холодной землей, полной опасностей. Родные отговаривали Крейновича от далекого путешествия, ведь он был болен туберкулезом. Но ничто не могло задержать Юрия. 14 мая 1926 г. Он уехал из Ленинграда, имея бесплатный билет до Владивостока и 200 рублей из средств комиссии по студенческим экспедициям. Его спутниками были Н.К.Каргер и И.Г.Козьминский.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: