Ведение полевого дневника

Строгое определение полевого дневника - основной первичный документ регистрации геологических наблюдений всех видов. Полевой дневник - главный документ исследователя и содержит в себе всю добытую в ходе полевых работ информацию. Все наблюдения и факты, собранные во время работы в поле, должны быть отражены в нем!
Полевой дневник изготавливается в виде книжки в твердом переплете, покрытом дерматином или другим материалом, предохраняющим от сырости и других повреждений (рис.1). Рекомендуется использовать яркий цвет обложки, хорошо заметный на фоне обнажений, растительности и почвенного покрова, чтобы в случае потери дневника упростить его поиски.
Формат книжки допускается в пределах от 10х15 см до 15х22 см. Большие форматы не влезают в карманы одежды и неудобны в маршруте, меньшие - сильно дробящие записи и усложняющие чтение. Рекомендуемый объем дневника - 100-130 листов.
Хорошо, если задняя крышка дневника имеет клапан, прикрывающий торец книжки от повреждений. На третьей странице обложки помещается карман. С внутренней стороны клапана располагается держатель для карандаша или ручки. Дневник должен изготовляться из неразмокающей бумаги, в конце книжки рекомендуется вплетать 6-10 листов миллиметровой бумаги и кальки, для точного рисования в маршрутах. Иногда полевые дневники выполняются из бумаги в клетку для удобства ведения записей, однако внимательно задумайтесь, прежде чем пользоваться ими: во-первых, бумага в клетку чаще всего хорошо размокает, а во-вторых, за клеткой не всегда можно увидеть мелкие детали, например, Ваших рисунков. Удобства довольно сомнительные, не так ли?
Например, полевой дневник геологической школы имеет ярко-зеленый цвет, размеры 15 х 11 см, поэтому он хорошо влезает в карман или полевую сумку. В дневнике около 130 листов (не в клетку!) с калькой и миллиметровкой. Это хорошо, скажете Вы, когда родители-геологи и у папы завалялся неиспользованный полевой дневник или за какие-либо достижения удалось заработать полевой дневник геошколы, а если дневника нет? Тогда советуем на первое время купить в магазине блокнот, максимально похожий на полевой дневник, т.е. подходящего размера, в твердой обложке (на мягком блокноте будет не удобно записывать в маршруте), не забудьте обратить внимание на качество бумаги. Конечно, там не будет кальки и миллиметровки, но на первое время вполне хватит, а затем, приложив немного усилий, можете получить и дневник геологической школы.
Первые записи в полевом дневнике.
Эти записи (и только эти!) можно делать на базе, а не в маршруте. В первую очередь заполняется титульный лист. На нем указывается:
• название организации;
• название экспедиции, практики, партии, отряда;
• номер полевого дневника (за одну экспедицию можно исписать не один дневник!);
• фамилия, имя, отчество исследователя;
• дата начала и окончания дневника;
• номера точек наблюдения первой и последней (чтобы не пришлось листать все дневники, если нужно найти какую-то конкретную точку);
• адрес, по которому следует вернуть утерянный дневник (обычно адрес организации и личный адрес исследователя).
На обороте титульного листа помещается оглавление дневника.
На последней, предпоследней и т.д. страницах дневника можно поместить справочную вспомогательную информацию, например, условные обозначения к рисункам, стратиграфическую шкалу, план описания горных пород и т.д. Эту информацию разрешается писать и в начале дневника на первой, второй и т.д. страницах, однако, вы сможете знать заранее сколько такой информации вам понадобится написать? А дневник, между тем, уже надо начинать писать Всеусловные обозначения должны выдерживаться во всем дневнике.
Ведение записей в полевом дневнике в маршруте.
Поскольку полевой дневник должен быть понятен любому читающему, помимо общих требований ко всем полевым документам, изложенных выше, существуют еще и специальные правила ведения полевого дневника:
• Записи в полевом дневнике ведутся только в поле (в маршруте). Дописываний типа "а я там забыл" или "я не успел", а также переписываний дневника у товарища быть не должно! То, что не занесено в дневник в поле - не может быть принято к рассмотрению! О редких исключениях из этого правила мы поговорим позже.
• В полевом дневнике старайтесь не допускать сокращений. Исключение можно сделать для наиболее употребимых сокращений "т.д.", "т.п.", "т.е.", "др." и метрических единиц. Эти сокращения необходимо расшифровать также на последней странице дневника.
• На правой стороне дневника ведутся все записи наблюдений. Здесь же (в тексте) отмечаются взятые пробы и образцы и (на отдельной строке) элементы залегания. Элементы залегания пишут сокращенно в виде "Аз.пд.45 15". Значок градуса не ставится, чтобы не спутать его с нулем.
• На левую сторону выносят все рисунки и схемы, номера образцов и проб (напротив описания этой породы в тексте), фотоснимков (с указанием их содержания), могут выноситься также элементы залегания (напротив пласта, на котором эти элементы измерены). Ссылка на рисунок в тексте обязательна. Здесь же на левой стороне излагаются краткие предположения и соображения геолога, возникающие в процессе наблюдений, но требующие дальнейшего подтверждения.
• Каждый маршрут начинают с новой страницы. В начале каждого маршрута указывают (каждый пункт с новой строки):
• день, месяц и год, номер маршрута и, если необходимо, его тематическую направленность, например, геоморфологический. Эту запись лучше подчеркнуть (например, "03.06.95 г. Маршрут N 1");
• основные пункты маршрута, т.е. его "нитку" (например, "База МГУ - г.Длинная - База МГУ"). Заметьте, что не все маршруты в вашей геологической жизни закончатся там же где и начнутся!;
• цель маршрута (например, "Изучение пород таврической серии");
• иногда может потребоваться указать и погоду в момент начала маршрута (например, "Погода пасмурная, моросящий дождь, ветер"), в некоторых случаях это может оказаться важным!;
• привязку начала маршрута (т.е. там, где вы начинаете двигаться пешком и делать геологические наблюдения), поскольку от базы к началу маршрута исследователь может быть доставлен на транспорте (например, "От базы до начала маршрута передвигались на автомашине. Маршрут начат у устья реки Быстрая на мосту").
• По мере движения в маршруте геолог описывает встречающиеся элементы рельефа, небольшие выходы и обломки пород, а также кратко растительность. В полевом дневнике ведутся соответствующие записи (например, "Маршрут проходит по опушке леса. По ходу маршрута наблюдаются редкие небольшие коренные выходы известняков "). В том случае, если встреченный геологический объект (обнажение пород, выходы полезного ископаемого, родник, оползень или что-то другое) представляет для геолога значительный интерес, движение приостанавливается, ставится точка наблюдения и объект описывается подробно в соответствии с правилами его описания • Описание каждой точки наблюдения начинается с красной строки. Указывается буква "Т", что означает точка, и ее номер (например, "Т.1"). Привязка точки помещается рядом с ее номером и образует вместе с ним отдельный абзац. Номера точек рекомендуется обводить в прямоугольник для облегчения поиска. В случае если исследования ведутся в нескольких областях геологических знаний, имеет смысл ввести в обозначения точек значки, обозначающие эти области. Обычно в таком случае прямоугольником или квадратом обозначают обычные геологические точки, кружком - гидрогеологические наблюдения (описания родников и т.д.), треугольником - если описывают рельеф и проводят геоморфологические наблюдения. Такие обозначения облегчают поиск необходимой записи. Но не забудьте вынести и эти обозначения на последнюю страницу дневника! Если в точке описания проводятся по слоям - "Слой 1. Песчаник крупнозернистый ", то описание каждого слоя также начинают с новой строки.
• Нумерация точек делается сквозная. Такие же требования и к нумерации рисунков. А образцы нумеруются по схеме - номер точки тире номер образца отобранного на этой точке, например, "обр. 25-1, 25-2 ". Знак "/" использовать не рекомендуется из-за возможности его спутать с единичкой. Если не хватит цифр, можно использовать буквы. Иногда при обозначении номера образца используется и год, например, "обр. 25-1-98", но если маршруты проводятся в течение одного года его можно опустить. Недопустимо наличие в дневнике нескольких точек, рисунков или образцов с одинаковыми номерами! В поисково-съемочных партиях принята нумерация по точкам наблюдения, когда каждому геологу выдается своя "тысяча" точек, например, с 10001 по 11000. Это не значит, что уже есть точка с номером 9999, просто другой геолог до нее еще просто не дошел.
• Каждая точка наблюдения привязывается к окружающим ориентирам и элементам рельефа. Желательно приводить привязку с азимутами и расстояниями на однозначные ориентиры (развилки дорог, мосты, высокие трубы, вершины известных гор и пр.). При этом описание привязки должно быть кратким, но таким, чтобы нахождение точки не представляло трудностей. Значок градуса в азимутах не указывается, чтобы не спутать его с нулем. К предыдущим точкам делать привязки не рекомендуется, чтобы одна неверная привязка не повлекла за собой другие.
• Если движение в маршруте проходит по строго заданным азимутам, они указываются перед началом движения по нему, например:
" Ход по азимуту 360.
По ходу маршрута наблюдаем
Т.3. Аз 360 расположена у въезда в старый карьер по добыче известняков ".
Где 360 - азимут, по которому Вы шли от предыдущей точки, 255 м - расстояние от предыдущей точки, 1950 - общее расстояние, пройденное от начала маршрута.
• В полевом дневнике с обеих сторон страницы следует оставлять поля, чтобы записи не затирались.
• В конце каждого маршрута приводят основные выводы исследователя по маршруту. В производственных организациях затем указывается протяженность маршрута в километрах, в том числе подход (расстояние от места начала маршрута до первой точки) и отход (расстояние от последней точки до места завершения маршрута). Цифры эти часто неутешительные: в горно-таежных условиях КПД 1/3 считается вполне приемлемым, т.е. 66% пути проходится <вхолостую>.
В камералке не забудьте по мере заполнения дневника вовремя нумеровать страницы и одновременно дописывать оглавление на обратной стороне титульного листа. В ряде случаев (это нужно заранее выяснить у преподавателя) в камералке допускается написание выводов по маршруту. И это все! Все остальные записи пишутся непосредственно в маршруте! На самом деле, во время учебных практик преподаватель вправе сделать и какие-то другие исключения из этого правила. Но это зависит от преподавателя! В реальной геологической жизни больше никаких исключений!
Законченный дневник подписывается исследователем, проверяется и подписывается начальником экспедиции или партии и прикладывается к отчету. В учебных экспедициях геологической школы допускается с разрешения преподавателя в одном полевом дневнике записывать несколько поездок. Это связано с тем, что продолжительность экспедиций обычно не больше 1-2 недель и исписать весь дневник за раз не удается. В реальной геологической экспедиции полевой дневник после окончании экспедиции сдается всегда, даже если он еще не закончился!

Online 26. Включённое наблюдение как основной метод социально-антропологического исследования. ВКЛЮЧЕННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ - (participant observation) - метод социального исследования, в котором исследователь становится участником естественным образом происходящей социальной активности. Сторонники метода считают его более удобным, чем такие, как экспериментальные методы или стандартизированный выборочный опросный лист, которые, по их мнению, привносят искусственность в социальное наблюдение и изучение. Данные собираются неформально в ходе участия исследователя в нормальной социальной жизни. Однако точная их регистрация и систематический упор на проведение интенсивных интервью с ключевыми информантами являются существенной особенностью подхода и часто подкрепляются документальными свидетельствами. В то время как некоторые наблюдатели довольствуются представлением своих результатов в форме описательных этнографии, вполне допустимо требование большего обобщения (см. Аналитическая индукция). Хорошие результаты включенного наблюдения рассматриваются в работе Эрвина Гофмана о приютах (1961) или Говарда Беккера о потреблении марихуаны (1953). Обобщаемость результатов исследования не составляет сложности, но проблемы все же возникают из-за: (а) трудоемкого характера и высоких затрат данного метода, поскольку обычно нужны длительные наблюдения; (б) трудности уменьшения воздействия социального исследователя на наблюдаемые социальные процессы; (в) этических, а также методологических дилемм при входе и выходе из области изучения, включая решение сделать исследова ние открытым или скрытым. Все три проблемы одинаково присущи и не включенному наблюдению, где исследователь воздерживается от активного вовлечения в изучаемое поведение. Эффект Хоуторна — пример того, каким образом субъекты могут менять поведение, когда узнают, что находятся под наблюдением. Какими бы ни были проблемы включенного наблюдения, оно остается неоценимым методом социологического исследования, который служит скорее дополнением к другим подходам, чем их альтернативой (см. Методы исследования). Оно особенно полезно там, где исследуемая социальная деятельность девиантна или скрытна. Включенное наблюдение можно описывать как "основанный на открытии подход", а также как средство проверки суждений. Включенное наблюдение — изучение социальной группы «изнутри». Включенное наблюдение — качественный метод исследования, позволяющий изучать людей в их естественной среде, в повседневных жизненных ситуациях. Это форма полевых исследований, которые происходят в реальных условиях, которые, в отличие от эксперимента, никем не контролируются и не структурируются. Это хороший метод для выявления того, что люди действительно делают, а не говорят, что делают. Как видно из названия метода, исследователи принимают непосредственное участие в деятельности той организации или коллектива, которые они изучают. Таким образом, исследователь должен постоянно балансировать две роли: участника и наблюдателя. Особенно важно избежать полного «вливания» в коллектив, когда исследователь начинает идентифицировать себя с теми, кого изучает. Исследователь может выступать в двух ролях: § Участник качестве наблюдателя («инсайдер») § Наблюдатель как участник («нейтральный аутсайдер») Утверждается, что метод включенного наблюдения неприменим в правовой науке. Доказывается это проведенным американским криминологом Филиппом Зимбардо "Стэнфордским тюремным экспериментом". 27. Исследование интервью и метода фокус-групп в антропологическом исследовании. Метод интервью — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в проведении разговора между психологом или социологом исубъектом по заранее разработанному плану. Метод интервью отличается строгой организованностью и неравноценностью функций собеседников: психолог-интервьюер задаёт вопросы субъекту-респонденту, при этом он не ведёт с ним активного диалога, не высказывает своего мнения и открыто не обнаруживает своей личной оценки ответов испытуемого или задаваемых вопросов. В задачи психолога входит сведение своего влияния на содержание ответов респондента к минимуму и обеспечение благоприятной атмосферы общения. Цель интервью с точки зрения психолога — получить от респондента ответы на вопросы, сформулированные в соответствии с задачами всего исследования. Виды интервью По степени формализации § Стандартизированное, полустандартизированное. В таком интервью заранее определены формулировки вопросов и последовательность, в которой они задаются. § Нестандартизированное, свободное или ненаправленное интервью. При таком интервью психолог следует лишь общему плану, сформулированному соответственно задачам исследования, задавая вопросы по ситуации. Благодаря своей гибкости располагает к более хорошему в сравнении со стандартизированным интервью контакту между психологом и респондентом. § Полустандартизированное или фокусированное интервью. При проведении данного вида интервью психолог руководствуется перечнем как строго необходимых, так и возможных вопросов. [править]По стадии исследования § Предварительное интервью. Используется на стадии пилотажного исследования. § Основное интервью. Используется на стадии сбора основных сведений. § Контрольное интервью. Используется для проверки спорных результатов и для пополнения банка данных. [править]По количеству участников § Индивидуальное интервью — интервью, в котором участвует только корреспондент (психолог) и респондент (испытуемый). § Групповое интервью — интервью, в котором участвует более двух человек. § Массовое интервью — интервью, в котором участвуют от сотни до тысяч респондентов. В основном используется в социологии. Фокус-группа – метод сбора и анализа информации, который позволяет с высочайшей степенью достоверности оценить эффективность рекламной продукции на любом этапе ее создания: от возникновения рекламной идеи, до конкретного рекламного продукта. Метод фокус-групп, или фокусированное интервью впервые был использован социологами Р.Мертоном и Р. Кендаллом (США) в 1944 г, выпустивших учебник "Фокусированное интервью" (который и по сей день остается основным учебным пособием). Фокус-группы имеют три существенных отличия от уже знакомых нам социологических методов исследования. Отличие первое: фокус группа является не количественным методом исследования (как, например, социологический опрос), который дает ответ на вопросы "КТО" и "СКОЛЬКО", а качественным идает ответ на вопросы "КАК ИМЕННО" и "ПОЧЕМУ". Отличие второе: способ формирования выборки и методы сбора информации. В социологическом (количественном) исследовании базовым методом является опрос (личный, телефонный), при котором респондентов, представляющих определенную категорию потребителей, опрашивают по единой схеме (анкете). В фокус-группе (качественном) применяются методы глубинного группового интервью, позволяющие "вытащить" из респондента информацию, не лежащую на поверхности, показывающую широкий спектр отношения к товару, имиджу, позиции на рынке, протестировать новую идею товара или его рекламы, либо выяснить воздействие конкретной рекламы на потребителя. Отличие третье: фокус-группа является субъективным методом исследования (в отличие от социологического исследования, которое является объективным методом сбора и обработки информации). Смысл этого метода в том, что в групповом обсуждении потребитель включен в общение с себе подобными. Поэтому психологические барьеры, разделяющие интервьюера и интервьюируемого в социологическом опросе, снимаются намного эффективнее, и эмоциональные реакции (очень влияющие на поведение любого потребителя в повседневной жизни) намного ярче. Участников фокус-группы "фокусируют" на вопросах, интересующих исследователя, с целью получить скрытую информацию. На выходе мы имеем наглядное преимущество качественного метода сбора и анализа информации, каковым и является фокус-группа, перед количественными методами. Преимущества обозначены и в объеме информации, который предоставляет этот метод, и в широчайших возможностях интерпретации, которые этот метод предоставляет. Кроме того, диапазон задач, которые решаются с помощью фокус-групп, необычайно широк: от диагностики имиджа политика до оценки рекламного ролика или дизайнерского проекта. Примером подобной диагностики могут служить результаты тестирования сигнального (нулевого) номера женского журнала. Была подобрана группа, соответствующая представлениям издателя об адресной аудитории (возраст, пол, социальное положение) чтобы протестировать соответствие журнала заявленным целям (женский журнал). Были обсуждены идея журнала, его жанр, целостность, стиль, продаваемость, цена, уровень информативности, полиграфия... В результате выяснилось, что журнал, заявленный, как женский, требует корректировки в подаче, а именно - конкретизации для женской аудитории. Он должен учитывать в первую очередь социальный статус, а также вкусы и проблемы своих читательниц. В отношении жанра журнала оказалось, что в корректировке нуждаются содержательные и дизайнерские решения, которые находятся в некотором диссонансе друг с другом, а также соотношение жанра (женский универсальный) и общего содержания (переизбыток информации и не очень высокое качество полиграфии). При обработке фактического материала была определена потолочная цена, перспективы продаваемости и потенциальная систематичность продаж, перспективы выхода журнала на подписку. Кроме того, достаточно внятно определился уровень потенциальной популярности издания. Четко были прослежены мотивы того или иного покупательского поведения будущих потребителей, и даже ситуация, при которой издание может быть куплено. Нужно отметить, что при обработке фактического материала важно эмоциональное восприятие продукта, причем, как вербализованное (выраженное словом), так и невербальное (жесты, мимика). Именно этот ракурс наблюдения за группой позволяет определить глубинные мотивы и причины того или иного покупательского поведения. Издатель получил уникальную возможность, опираясь на мнение своих потенциальных потребителей, оптимизировать логику, стиль и тональность журнала таким образом, чтобы издание принесло максимальный эффект, как социальный, так и коммерческий. Выгода от получения подобной информации на много порядков превысило затраты на проведение фокус-группы. И в заключении: одним из важнейших факторов получения достоверной информации является мастерство и профессионализм модератора (разработка сценария, ведение фокус-группы, обработка результатов), чья виртуозность определяется скорее термином "искусство", нежели "наука".
  28. Устная история и биографический метод. Устная история – направление междисциплинарных исследований в области социальной истории, посвященное фиксации, систематизации и изучению свидетельств очевидцев и современников исторических событий (например, с помощью интервьюирования) Концепт устной истории был популяризирован в США в 1940-е годы в связи с деятельностью американского журналиста Джо Гулда (англ. Joseph Ferdinand Gould; 1889—1957), заявлявшего о своей работе над огромной книгой «Устная история нашего времени», полностью составленной из записи рассказов разных людей. В 1948 г. центр устной истории был открыт при Колумбийском университете. В 1967 г. была создана Ассоциация устной истории США, двумя годами позже аналогичная организация появилась в Великобритании. По определению российского историка С.О. Шмидта, устной историей является «практика научно организованной устной информации участников или очевидцев событий, зафиксированной специалистами». Широко используемый ныне термин «устная история» появился относительно недавно, как и магнитофон; и само его возникновение крайне важно для будущего. Но это не означает, что столь же ново и собственно понятие устной истории. На самом деле устная история возникла одновременно с историей как таковой. Она была первой разновидностью истории. И лишь совсем недавно умение обращаться с устными источниками перестало считаться качеством, присущим великому историку. Когда известный французский историк середины XIX в. Жюль Мишле, профессор Эколь Нормаль, Сорбонны и Коллеж де Франс, приступал к своей «Истории Французской революции» (1847-53), он решил, что письменные документы будут лишь одним из многих источников. К его услугам была собственная память: он родился в Париже в 1798 г. — еще и десяти лет не прошло после штурма Бастилии. К тому же десять лет он систематически собирал устные свидетельства за пределами Парижа. Его намерением было уравновесить данные официальных документов политическими суждениями, бытующими в устной традиции: Когда я говорю «устная традиция», я имею в виду национальную традицию, складывающуюся из мнений отдельных людей: то, что говорили и повторяли все — крестьяне, горожане, старики, женщины, даже дети; то, что можно услышать, если как-нибудь вечером заглянуть в деревенскую таверну; то, что можно почерпнуть, если, встретив на дороге праздного путника, затеять с ним разговор о дожде, о времени года, потом о высоких ценах на продукты, потом о временах Императора, а потом о Революции. Устная История проделала долгий путь с момента своего первого академического провозглашения в конце 40-х годов XX века и до настоящего времени. Появившись как узкое направление в рамках библиотечного и архивного дела, Устная История постепенно завоевала признание профессиональных историков, нашедших в устных воспоминаниях исключительный источник информации о прошлом. Первый энтузиазм в отношении возможностей устной истории, тем не менее, довольно скоро сменился критикой прямолинейного подхода к интерпретации воспоминаний и поиском новых методов их анализа. Исследования последних лет показали, что многие вопросы, стоящие сейчас перед специалистами в области Устной Истории, поднимаются и в других областях гуманитарных наук: Истории, Антропологии, Социологии, Фольклористике. Устная История сейчас имеет все основания считаться междисциплинарной практикой, позволяющей извлекать информацию из устных источников. Устные воспоминания людей позволяют получить информацию разного рода. Методика интервьюирования, вопросник, способ транскрибирования и, в конечном счете, интерпретация материалов в значительной степени зависят от исходных целей исследования, опирающегося на ту или иную академическую традицию. Методы получения и анализа интервью имеют множество вариантов. Устная История, как научное направление, делает возможным междисциплинарное взаимодействие, обмен методами и подходами, сформулированными в тех или иных научных областях. БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД в социологии имеет много общего с методом устной истории (oral history), иногда рассматривается как разновидность метода истории отдельного случая (case study). Спецификой Б.М. считают его сфокусированность на субъективной интерпретации аспектов жизни личности, группы (например, семьи), организации. Если устная история - это воссоздание определенных исторических событий с фактологической точностью со слов их участника, то в центре внимания биографического метода оказывается устное или документальное описание событий с точки зрения самого рассказчика в той форме, в которой субъект жизнеописания переживает, интерпретирует и определяет эти события. В истории жизни присутствуют три типа конкретизации субъекта (по М. Бургосу): субъект в качестве интервьюируемого; субъект как предмет, герой рассказа; и субъект - рассказчик истории. Каждый из этих типов занимает самостоятельное положение в структуре повествования, потому может быть проанализирован отдельно. Еще одной особенностью Б.М. является возможность изучения процессуальности социальной жизни. В истории жизни рассказчик репрезентирует момент возникновения события, его развитие и завершение, а также самостоятельно выстраивает между несколькими событиями смысловые цепи. 29. Неформальные отношения в различных сферах как объект исследований социальной антропологии. 30. Анализ и интерпретация полученной в ходе исследования информации. Заключительный этап социологического исследования предполагает обработку, анализ и интерпретацию данных, получение эмпирически обоснованных обобщений, выводов и рекомендаций. Обработка данных включает в себя следующие компоненты: 1) Редактирование и кодирование информации. Основное назначение этого шага состоит в унификации и формализации той информации, которая была получена в ходе исследования. 2) Создание переменных. Собранная на основании анкет информация в ряде случаев прямо отвечает на те вопросы, которые необходимо решить в исследовании. Поскольку вопросы получили форму индикаторов в процессе операционализации. Сейчас же необходимо провести обратную процедуру, то есть перевести данные в форму, которая бы отвечала на вопросы исследования. 3) Статистический анализ. Этот шаг является ключевым в процессе анализа социологических данных. В ходе статистического анализа выявляются некоторые статистические закономерности и зависимости, которые позволяют социологу сделать определенные обобщения и выводы. Для проведения статистического анализа социологи используют большое число различных математических методов, позволяющих полно и всесторонне анализировать собранную информацию. В современной социологии для этой цели активно применяются ЭВМ, дополненные программами математико-статистической обработки. В зависимости от методов получения первичной информации возможно применение различных приемов обработки и анализа данных. Так, если социолог определенную часть информации извлекает из документальных источников, то он использует два основных метода анализа документов: неформализованный (традиционный) и формализованный (контент-анализ). Традиционный анализ основан на восприятии, понимании, осмыслении и интерпретации содержания документов в соответствии с целью исследования. Формализованный анализ документальных источников (контент-анализ — анализ содержания) рассчитан на извлечение социологических информаций из больших массивов документальных источников, недоступных традиционному интуитивному анализу. Он основан на выявлении некоторых количественных статистических характеристик текстов (или сообщений). При этом предполагается, что количественные характеристики содержания документов отражают некоторые существенные черты изучаемых социальных явлений и процессов. При обработке и анализу данных, полученных методом опроса, широко применяются методы ранжирования, шкалирования, корреляции и др. Так, ранжирование — это процедура установления относительной значимости (предпочтительности) исследуемых объектов на основе их упорядочивания. Ранг — это показатель, характеризующий порядковое место оцениваемого объекта в группе, и других объектов, обладающих существенными для оценки свойствами. Для каждого объекта вычисляют сумму рангов, полученную от всех экспертов, затем упорядочивают эту сумму. Ранг 1 присваивают объекту, получившему наименьшую сумму, самый низкий ранг — объекту с наивысшей суммой. Ранжирование дополняется, как правило, другими методами экспертных оценок. Завершается социологическое исследование формированием выводов, предложений и рекомендаций. Выводы, предложения и рекомендации должны носить конкретный, реалистический характер, иметь необходимые обоснования в материалах исследования, подтверждаться документальными и статистическими данными.
Online 31. Метод «насыщенного» или «плотного» описания К. Гирца. Плотное описание – аналитическое описание объекта исследования (человека, группы, события), в котором, кроме описания самого факта (события), фиксируются условия его протекания и субъективные последствия для участников (понятие введено Н. Денцином и развито К.Гирцем). «Плотное описание» кардинальным образом изменило отношение к интерпретации исторического источника, предоставив широкие возможности для интерпретации и антропологической трактовки исторического, событийного и личного контекста. Такой подход способствовал формированию семиотического понимания исторического источника, выявлению сематнического, синтактического и прагматического «слоев» исторического источника. Способ детального и всестороннего описания ситуации в терминах ее участников, в историю пришло из работ К.Гирца, который критически относился к тайлоровскому антропологическому подходу к культуре и определяет культурную антропологию как «плотное описание», суть которого в построении стратифицированной иерархии смысловых структур. “Плотное” описание, сделанное этнографом, может стать опорой для построения антропологических теорий, Особенность антропологического знания, по Гирцу, состоит в том, что теоретические выкладки тесно связаны с интерпретациями культурных явлений; при отрыве от них теория становится слишком абстрактной и пустой. В области антропологического знания разница между описанием и объяснением проявляется как разница между “плотным” описанием и “диагнозом”, между установлением того, какое значение имеет действие для того, кто его совершает, и определением того, что полученное таким образом знание может рассказать о жизни данного общества и социальной жизни в целом. Интерпретативная наука делает понятным то, что кроется под “непонятными” в силу своей необычности для человека, не принадлежащего данной культуре, явлениями. Если же установлено понимание между представителями разных культур, становится возможным общение между ними. Итак, цель этнографии - интерпретация, “плотное” описание культуры как системы смыслов, цель антропологии - расширение человеческого дискурса. Символическая концепция культуры имеет своей отправной точкой, так называемый, конструктивный подход к исследованию культурных феноменов, состоящий в изучении общественных связей и отношений между социальными институциями. Но слабость символистское понимание культуры, проявившаяся, в частности, и в работах классика символической антропологии Гирца, состоит в особом вниманием к тем символам, которые вырабатывались в ходе взаимодействия индивидов, социальных структур и институций, в то время как сами социальные структуры и институции относительно мало интересовали исследователей. Культурные феномены, согласно символистскому пониманию культуры, являются “символическими формами в структурированном контексте”, а “культурный анализ” (так антропологи-символисты называют свой исследовательский метод, связанный с интерпретацией культурных элементов) представляет собой изучение значимых конструкций и социальных контекстуализаций символических форм. Клиффорт Гирц, ведущий защитник культурного интерпретивизма, находился под влиянием социолога Талькотта Парсонса.Парсонс рассматривал культуру как систему символов и значений и как мощное влияние на индивида. Основываясь на Дюркгейме и Фрейде, он понимал это влияние с точки зрения морали. Дюркгейм рассматривал символические порядки как коллективные представления, которые усиливают социальную солидарность и нравственый порядок, подавляя в то же время эгоистические наклонности индивидов. Парсонс дополнил эту идею о роли коллективных представлений в формировании морального поведения индивида Фрейдовским понятием суперэго. Для Парсонса понятие суперэго помогает объяснить на психологическом уровне то, как коллективный нравственный порядок реально формирует нравственность поведения индивида. Основываясь на Парсоновском представлении о культуре как системе символов, Гирц считал, что культура представлена в общественных символах и значениях. Self, эмоции и субъективный опыт формируются различными способами отдельными культурами. Ценные теоретические выкладки содержатся именно в частных исследованиях, считал Гирц, следовательно, создание “общей теории интерпретации культуры” не имеет особого смысла, так как теория призвана не кодифицировать абстрактные закономерности, а сделать “плотное” описание возможным. Если выработанные в антропологии теоретические идеи перестают быть полезными для решения интерпретативных проблем, их перестают использовать. Так, по мнению Гирца, должна функционировать теория в науках интерпретативного характера. Антропология Гирца характеризуется скорее методом разъяснения, чем теорией. 32.Этика антропологического исследования. I. Преамбула Антропологи-исследователи, преподаватели, практикующие врачи или юристы — представители разных сообществ, у которых есть собственные моральные правила или кодексы этики. Антропологи, как и многие другие люди, имеют моральные обязательства перед своей семьей, религиозными объединениями и местными сообществами, а также перед своей профессией. Кроме того, они имеют обязательства перед своей научной дисциплиной, в более широком смысле — перед обществом и культурой, перед всем родом человеческим, другими биологическими видами и окружающей средой. Кроме того, у антропологов, ведущих полевые исследования, могу установиться близкие отношения с теми людьми или животными, с которыми они работают; тем самым возникает еще один уровень этических проблем. В таком сложном комплексе обязательств неизбежны определенные затруднения, недоразумения, даже конфликты, и возникает потребность делать выбор между порой несовместимыми ценностями. Антропологи ответственны за “схватку” с такими трудностями и стремятся разрешить их в соответствии с заявленными здесь принципами. Цель этого Кодекса состоит в том, чтобы способствовать дискуссии и развитию образования в области этических вопросов антропологии. Американская Антропологическая Ассоциация (AAA) не признает неэтичного поведения. Руководящие принципы этого Кодекса обеспечивают антрополога инструментом, необходимым для того, чтобы участвовать в развитии и поддержании этических основ всей антропологической работы. II. Введение Антропология — мультидисциплинарная область науки и образования, которая предполагает изучение всех аспектов человечества — археологического, биологического, лингвистического и социокультурного. Антропология укоренена в естественных, социальных и гуманитарных науках, существует на различных уровнях — фундаментальные и прикладные исследования, научная интерпретация. В качестве основной организации, представляющей антропологию во всем ее размахе, Американская Антропологическая Ассоциация основывается на положении о том, что производство и правильное использование знания (т.е. публикация, обучение, развитие программ и информационная политика) о народах мира, как в прошлом, так и в настоящем, является достойной целью; что производство антропологического знания — динамический процесс, использующий много различных и всегда развивающихся подходов; и что по моральным и практическим причинам производство и использование знания должно осуществляться этично. Миссия Американской Антропологической Ассоциации состоит в том, чтобы развивать все аспекты антропологического исследования и способствовать распространению антропологического знания через публикации, обучение, образование и практическое внедрение. Важная часть этой миссии состоит в том, чтобы знакомить членов AAA с этическими обязательствами и проблемами, связанными с производством, распространением и использованием антропологического знания. Цель этого Кодекса состоит в том, чтобы обеспечить членов AAA и других заинтересованных лиц руководящими принципами по осуществлению этического выбора в ходе их антропологической работы. В связи с тем, что антропологи могут оказаться в сложных ситуациях и под действием более чем одного этического стандарта, Кодекс этики AAA обеспечивает основание, а не строгую формулу, для принятия решений. У лиц, использующих Кодекс как руководство для этического выбора или для обучения, поощряется поиск примеров и подходящих случаев для обогащения своих знаний. Антропологи обязаны быть информированными относительно этических кодексов, касающихся их работы, и должны периодически проходить тренинг по актуальным вопросам исследовательской деятельности и этики. Кроме того, отделения и кафедры, предлагающие степень по антропологии, должны включать в качестве обязательного тренинг по этике в свои учебные планы. Никакой кодекс или набор руководящих принципов не может предположить уникальные обстоятельства или конкретные действия в определенных ситуациях. Каждый антрополог должен стремиться делать тщательно обдуманный этический выбор и уметь разъяснить факты и проблемы, на которых основан этот выбор. Данные руководящие принципы, следовательно, охватывают общий контекст, приоритеты и отношения, которые должны быть рассмотрены в принятии этического решения в антропологической работе. III. Исследование Как в проектной заявке, так и при выполнении исследования, антропологи не должны скрывать цель(и), возможные воздействия и источник(и) поддержки исследовательских проектов в отношениях с фондами и спонсорами, коллегами, изучаемыми лицами или теми, кто предоставляет информацию, а также с некоторыми сторонами, затронутыми исследованием. Исследователи должны планировать использование и распространение результатов своей работы соответствующим образом и своевременно. Исследование, соответствующее этим ожиданиям, является этичным независимо от источника финансирования (государственный или частный) или цели (т.е. “прикладное”, “фундаментальное”, “чистое” или “запатентованное”). Антропологи должны осознавать опасность такой ситуации, когда по условиям участия в исследовании требуется пойти на компромисс с антропологической этикой. Антропологу также следует знать надлежащие требования добропорядочного гражданства или отношений гость–хозяин. Активный вклад и лидерство в стремлении оформить государственные или негосударственные инициативы и действия могут быть настолько же оправданными с этической точки зрения, как и неучастие в действии, отказ от сотрудничества, разрыв отношений в зависимости от ситуации. Подобные принципы действуют и для антропологов, работающих на не-антропологические организации — государственные или частные. A. Ответственность за людей и животных, с которыми работают антропологи и чьи жизни и культуры они изучают 1. Антропологи-исследователи имеют основные этические обязательства перед изучаемыми людьми, биологическими видами и материалами и перед людьми, с которыми они работают. Эти обязательства могут превысить по значимости цель поиска нового знания и могут привести к решениям не предпринять или прекратить исследовательский проект, если основное обязательство находится в противоречии с другими обязанностями, например, перед спонсорами или клиентами. Упомянутые этические обязательства включают следующие. — Избегать нанесения вреда или неправильного обращения, понимая, что развитие знания может привести к изменению, которое может быть положительным или отрицательным для людей или животных, с которыми антропологи работают или кого изучают. — Уважать благополучие людей и приматов. — Работать на долгосрочное сохранение археологических, ископаемых и исторических артефактов. — Активно консультироваться с людьми или группой(ами), которых касается исследование, с целью установления рабочих отношений, выгодных для всех вовлеченных сторон. 2. Антропологи должны делать все от них зависящее, чтобы гарантировать, что их исследование не вредит безопасности, достоинству или частной жизни людей, с которыми они работают, проводят исследование или в отношении которых осуществляют другие профессиональные действия. Антропологи, работающие с животными, должны делать все от них зависящее, чтобы гарантировать, что исследование не вредит безопасности, психологическому благополучию или выживанию животных или иных биологических видов, с которыми они работают. 3. Антропологи должны определить заранее, желают ли их хозяева (у которых они остановились во время полевой работы) или лица, предоставляющие информацию, сохранить анонимность или получить известность, и делают все, что в их силах, чтобы исполнить эти пожелания. Ученые должны представить участникам их исследования возможные последствия такого выбора и пояснить, что, несмотря на все их усилия, анонимность может быть раскрыта, а широкое признание может не состояться. 4. Антропологи должны заранее получить информированное согласие изучаемых лиц, информантов, людей, владеющих изучаемыми материалами или контролирующих к ним доступ, или каких-либо других заинтересованных лиц, которые могут быть как-то затронуты исследованием. Очевидно, что степень и широта требуемого информированного согласия будут зависеть от характера проекта и могут быть изменены в соответствии с требованиями других кодексов этики, законов и обычаев страны или сообщества, в котором исследование осуществляется. Кроме того, очевидно, что процесс достижения информированного согласия является динамическим и непрерывным; этот процесс должен быть начат еще на стадии планирования проекта и продолжаться в процессе выполнения проекта посредством диалога и переговоров с изучаемыми людьми. Исследователи отвечают за определение и исполнение различных кодексов информированного согласия, законов и правил, воздействующих на их проекты. Информированное согласие в этом кодексе не обязательно подразумевает или требует специфической письменной или подписанной формы. Речь идет не о формате, а о качестве согласия. 5. Антропологи, которые установили близкие и длительные отношения (договорные) с индивидуальными лицами, обеспечивающими информацию, или с хозяивами должны твердо придерживаться обязательств открытости и информированного согласия, при этом внимательно и с уважением достигать соглашения о границах отношений. 6. Хотя антропологи могут лично извлекать пользу от своей работы, они не должны эксплуатировать индивидов, группы, животных, культурные или биологические материалы. Они должны признавать свой долг перед обществами, в которых работают, и обязательство взаимности перед изучаемыми людьми, которое следует выполнять соответствующими способами. B. Ответственность перед исследованиями и наукой 1. Антропологи должны знать, что будут сталкиваться с этическими дилеммами на каждой стадии их работы, и должны предпринимать все возможные усилия, чтобы предвосхитить потенциальные этические требования и конфликты уже на стадии подготовки предложений и в процессе осуществления проекта. В каждой исследовательской заявке должен быть раздел, поднимающий возможные этические вопросы и отвечающий на них. 2. Антропологи несут ответственность за целостность и репутацию их дисциплины, науки и исследований. Таким образом, антропологи подчинены общим моральным правилам научного и академического поведения: они не должны обманывать или сознательно искажать (изготавливать свидетельства, фальсифицировать данные, производить плагиат); не следует скрывать неправильное поведение или затруднять научно-исследовательскую деятельность других коллег. 3. Антропологи должны делать все, чтобы сохранить возможность будущих полевых исследователей по продолжению исследований в том же поле. 4. Антропологи-исследователи должны использовать результаты своей работы соответствующим образом, и всякий раз, когда можно, распространять результаты среди научно-исследовательского сообщества. 5. Антропологи должны серьезно рассматривать все разумные просьбы о доступе к их данным и другим исследовательским материалам в целях исследования. Они должны также делать все возможное, чтобы гарантировать сохранность их полевых данных для использования потомками. C. Ответственность перед общественностью 1. Антропологи должны делать результаты их исследования доступными спонсорам, студентам, политикам, лицам, ответственным за принятие решений, и другим не-антропологам. При этом они должны быть правдивыми; они не только ответственны за содержание фактического содержания их заявлений, но также должны тщательно рассматривать социальное и политическое значение той информации, которую они распространяют. Они должны делать все, что в их силах, чтобы гарантировать, что такая информация будет понята правильно и в соответствующем контексте, что она будет использоваться с ответственностью. Они должны делать ясной эмпирическую основу их отчетов, быть искренними относительно своей квалификации, идеологических, этических или политических принципов, признавать и разъяснять пределы антропологической экспертизы. В то же время, они должны осознавать возможный вред, который их информация может нанести тем людям, которых они изучают или с которыми они работают, а также коллегам. 2. Антропологи могут сделать своим выбором деятельность по защите прав человека за рамками распространения результатов исследования. Это — индивидуальное решение, а не этическая ответственность. IV. Образование Ответственность перед студентами и стажерами При соблюдении этических и юридических кодексов, управляющих отношениями между преподавателями/наставниками и студентами/стажерами в учебных заведениях или представителями более широких организаций, преподаватели антропологии должны быть особенно чувствительны к тому, как применяются такие кодексы в преподавании дисциплины (например, когда обучение предполагает близкий контакт со студентами/стажерами в ситуации полевой работы). Существуют широко признанные предписания, которым должны следовать преподаватели антропологии подобно другим учителям и наставникам. 1. Учителя и наставники должны преподавать такими способами, которые исключают дискриминацию на основе пола, семейного положения, “расы”, социального класса, политических убеждений, инвалидности, религии, этничности, национальности, сексуальной ориентации, возраста или других критериев, нерелевантных с точки зрения академической успеваемости. 2. Обязанности преподавателя и наставника: непрерывно стремиться к совершенствованию обучающих технологий; быть доступным для студентов и стажеров, реагировать на их интересы; давать студентам и стажерам реалистические рекомендации относительно возможностей их карьеры; добросовестно руководить, поощрять и поддерживать учебу и практику студентов и стажеров; быть справедливым, незамедлительным и надежным в оценках; помогать студентам и стажерам добиваться поддержки исследований и в поиске работы. 3. Учителя и наставники должны акцентировать для студентов и стажеров этические проблемы, потенциально существующие на каждой стадии антропологической работы; поощрять их осмысливать этот и другие кодексы; поощрять диалог с коллегами по этическим проблемам; и не поощрять участие в этически сомнительных проектах. 4. Учителя и наставники должны публично признавать помощь студентов и стажеров в исследовании и подготовке их работы; давать соответствующую оценку соавторской работе студентов и стажеров; поощрять публикацию достойных статей студента и стажера; компенсировать справедливым образом студентам и стажерам их затраты в участии во всей профессиональной деятельности. 5. Учителя и наставники должны остерегаться эксплуатации и серьезных конфликтов интересов, которые могут иметь место, если они вступят в сексуальные отношения со студентами и стажерами. Они должны избегать сексуальных связей с теми студентами и стажерами, образование и профессиональный тренинг которых находятся в зоне их ответственности. V. Практическое внедрение 1. Одни и те же этические руководящие принципы относятся ко всей антропологической работе. Это значит, что и при написании заявки, и в процессе исследования антропологи должны быть открытыми относительно цели(ей), потенциальных воздействий и источника(ов) поддержки данной работы с фондами и спонсорами, коллегами, изучаемыми людьми или информантами, а также другими заинтересованными сторонами, которых касается исследование. Прикладные антропологи должны планировать использование результатов их работы (публикации, преподавание, развитие образовательных и социальных программ, развитие законодательства) соответствующим образом и своевременно. В тех ситуациях, в которых применяется антропологическое знание, антропологи несут ту же ответственность быть открытыми и искренними относительно их навыков и намерений, контролируют влияние своей работы на всех людей, которых затрагивает исследование. Антропологи могут быть вовлечены во многие виды работы, воздействовать на лица и группы с разнообразными и порой конфликтующими интересами. Каждый антрополог должен делать тщательно продуманный этический выбор и быть готовым к разъяснению предположений, фактов и проблем, на основании которых был сделан этот выбор. 2. Во всех деловых отношениях с работодателями лица, нанятые для проведения антропологических исследований или применения антропологических знаний, должны быть честными относительно собственной квалификации, способностей и намерений. Перед тем, как принять на себя любые профессиональные обязательства, они должны рассмотреть цели предполагаемого работодателя, учитывая его прошлые действия и будущие цели. Работая на государственное агентство или частный бизнес, они должны быть особенно осторожны, чтобы не принимать предлагаемые условия вопреки профессиональной этике или другим важным обязательствам. 3. Прикладные антропологи, как и любые антропологи, должны знать об опасности компрометации антропологической этики, что должно являться условием их участия в исследовании или практике. Они должны также знать надлежащие требования гостеприимства, добропорядочного гражданства и статуса гостя. Проактивный вклад и лидерство в оформлении государственных и негосударственных инициатив и действий может быть также оправдан с этической точки зрения, как и неучастие в действии, расторжение отношений или не-сотрудничество, в зависимости от обстоятельств. VI. Заключение Антропологическое исследование, образование и практика, подобно любым человеческим действиям, создают ситуацию выбора, за который антропологи несут индивидуальную и коллективную этическую ответственность. Поскольку антропологи представляют разнообразные группы и подчиняются многим этические кодексам, выбор иногда приходится делать не только между различными обязательствами, представленными в этом кодексе, но также между обязательствами этого кодекса и требованиями других статусов или ролей. Данный кодекс не диктует выбор и не предлагает санкции. Скорее, он предназначен для того, чтобы способствовать обсуждению и обеспечивать общие руководящие принципы для принятия этически ответственных решений. VII. Признательность Этот Кодекс проектировался комиссией AAA с января 1995 по март 1997 г. Членами комиссии были Джеймс Пикок (Председатель), Кэролайн Флюер-Лоббан, Барбара Франкел, Кэтлин Гибсон, Джэнет Леви и Мэррей Уокс. Кроме того, следующие лица участвовали во встречах комиссии: философ Бернард Герт, антропологи Кэтлин Крэйн, Ширли Фиск, Дэвид Фрэйер, Фликс Мус, Йоланда Мозес и Нил Ташима, а также члены Комитета по этике Американской Социологической Ассоциации. Открытые слушания по Кодексу были проведены на ежегодных собраниях Американской Антропологической Ассоциации в 1995 и 1996 г. Комиссия собрала комментарии всех секций AAA. Первый вариант Кодекса этики AAA был обсужден в мае 1995 г.; второй проект был кратко обсужден в ноябре 1996 г. Окончательный доклад Комиссии был издан в сентябре 1995 г. Антропологическим информационным бюллетенем и на веб сайте AAA (http://www.aaanet.org). Комиссия рассмотрела все комментарии в феврале 1997 г. Комиссия с благодарностью признает использование некоторых элементов из языка кодексов этики Национальной Ассоциации Практики Антропологии и Общества Американской Археологии. 33.Эволюционистская парадигма в социальной антропологии. Формированию эволюционистской парадигмы предшествовали эмпирические исследования культуры, проводившиеся прежде всего в рамках этнографии и этнологии. В результате были получены обширные знания о нравах, обычаях, институтах, образе жизни разных народов и осуществлены первая систематизация и осмысление этих знаний. Последовавшее за этим научное эволюционистское объяснение опиралось уже на данные эмпирических исследований, переосмысляя их на теоретической основе. Для эволюционистского объяснения характерны: метод сравнительного анализа разных культур, а также сопоставление современной европейской культуры с предшествующими и особенно примитивными культурами; использование идеи развития культуры, трактуемой в естественно-научном ключе (т.е. предшествующие состояния культуры рассматриваются как причина появления последующих); наконец, философско-психологическое истолкование культурных феноменов. Поясняя последний момент, Л. Ионин пишет: «Психология часто была лишь выводом из более глубокого философского осмысления человеческой природы. Именно человеческая природа в ее специфике делала человека культурным существом. Культурное существо означает, во-первых, существо недостаточное, во-вторых, существо творческое... Для того чтобы восполнить собственную недостаточность, компенсировать отсутствие способности, человек производит культуру. В этом контексте можно сказать, что культура носит инструментальный характер, то есть она оказывается инструментом приспособления к природе и покорения природы. При помощи культуры человек овладевает своей средой, подчиняет ее себе... Из таких, конечно же не психологических, а глубоко философских представлений о природе человека и следуют эволюционистские выводы: развитие от простого к сложному, то есть постепенное усложнение культуры, выведение явлений общественного строя и культуры из природы человека»

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: