Качественные методы

Качественные методы - термин, обозначающий, что в ходе исследования была получена информация, которую невозможно количественно измерить или для анализа которой невозможно применить количественные методы. Всегда гораздо дешевле, чем качественные; помогают выявить скрытые мотивы покупок и поведения людей; позволяет выявить некоторые характеристики, которые могут быть скрыты во время количественного анализа.

Качественные исследования включают сбор анализ и интерпретацию данных, путем наблюдения за тем, что люди говорят и делают. Проведенное исследование не обладает данными котоыре могут ыть исследованы количественно. Первые качественные метода применяются 18 веке.

Преимущества качественных методов.

  • меньшие затраты на проведение;
  • помогают выявить скрытые мотивы покупок и поведения людей;
  • позволяют выявить некоторые характеристики, которые м/б скрыты во время количественного анализа.

Виды сбора информации:

  • Опрос (интервью и количественные методы (анкета));
  • Непосредственное наблюдение;
  • Эксперимент
  • Кейсы (иногда выделяется).

1. Опрос - использование специальных вопросов для сбора фактов, мнений или отношения респондентов.

Интервью ( как вид опроса ):

1. Прямые личные контакты

  • Индивидуальные беседы (глубинные интервью - в процессе исследуются детальные ответы на вопросы (один на один с респондентом));
  • Групповые беседы (фокус-группы);

2. Косвенные контакты

  • почтовые;
  • телефонные;
  • методы саморегистрации (панельное обследование).

С помощью интервью можно получить:

  • реальные факты и знания респондентов
  • отношение или мнение респондентов
  • поведение (в прошлом, настоящем или намерения)
  • классификационные переменные (демографические и социально-демографические)

Фокус-группы (вид интевью) - группы участников интервью (8-12 человек), которые под руководством специалистов обсуждают специфическую концепцию. Цель - изучить и понять, что хотят сказать люди, и почему.

3 вида:

  1. Исследовательские - помогают в точном определении проблемы и выдвижении предварительных гипотез, которые нуждаются в проверке.
  2. Имитационные - исследование подсознательных мотивов.
  3. Экспериментальные - дают возможность исследователю наблюдать и слушать, что потребители думают и чувствуют о продукте.

Приемы при интервью:

  1. Третья персона – применяется для продуктов и услуг, в кот-х респондент не заинтересован или если он не думал о об этом вопросе. В вопросе спрашивают о ком-то постороннем.
  2. Словесная ассоциация – базируется на предположении, что, если, вопрос задан быстро и спонтанно, то срабатывает подсознание. Используется, когда необходимо проверить марочное имя или ассоциации, связанные с продуктом.
  3. Закончить предложение – респондента просят откликнуться на начало предложения.
  4. Тематическое представление – респонденту дают какую-либо картинку и просят ее прокомментировать.
  5. Придумать окончание истории – респонденту предлагают закончить какую-либо историю или прокомментировать ее.
  6. Фантазия – респондента просят представить себя каким-либо продуктом и описать его использование.

2. Наблюдение - исследователь ведет непосредственное наблюдение за людьми и обстановкой, а коммуникации с респондентом остаются на втором плане.

Подходы в наблюдении:

  • прямое (непосредственное) и непрямое наблюдение (изучение результатов таких наблюдений);
  • открытое и скрытое;
  • структурализованное (наблюдатель заранее знает за чем он будет наблюдать) и неструктурализованное (фиксирует все виды наблюдения);
  • осуществляемые с помощью человека или технических средств.

Существуют виды оценки надежности результатов наблюдения:

  • коэффициент согласия наблюдателя - одно и тоже событие наблюдается одновременно различными наблюдателями;
  • коэффициент устойчивости - один наблюдатель производит наблюдение в разное время;
  • коэффициент надежности - различные наблюдатели производят наблюдение в разное время.

3. Эксперимент - манипулирование независимыми переменными с целью определения их влияния на зависимые переменные.

Этапы:

  • отбор сопоставимых между собой групп для обследования;
  • создание для этих групп разной обстановки;
  • установление различий между группами.

Виды эксперимента:

  • лабораторные - создаются определенные искусственные условия;
  • полевые - проводятся в реальных условиях.
Сравнительные характеристики Качественное обследование Количественное обследование
Тип вопросов Спорные вопросы Точно определенные вопросы
Размер выборки Очень маленький Большой
Управление Интервьюер должен обладать высокими профессиональными качествами Требования к интервьюеру незначительные.
Тип анализа Субъективный анализ и интерпретация данных Сводка и статистические методы
Используемые средства Видеоаппаратура, магнитофоны, рисунки и т.д. Анкеты компьютерные средства
Воспроизводимость Очень низкая Высокая
  23. Полевое антропологическое исследование.
 

Особым видом социального исследования, применяемого в этнографии, антропологии, психологии, археологии и социологии, выступает полевое исследование (field research) - изучение социальных явлений методом непосредственного наблюдения за поведением людей в реальных жизненных ситуациях. В каждой из этих наук сложились собственная традиция, практика и понимание полевого исследования. Так, для археологов оно обозначает выезд команды ученых на раскопки кургана или другого памятника культуры часто в прямом смысле в открытое поле, где целое лето под палящим солнцем с лопатой и скальпелем им приходится отрывать многочисленныe культурные пласты земли. Здесь это понятие выступaeт синонимом экспедиционному исследованию.

В психологии полевое исследование - тип исследования социальных явлений или поведения сообществ посредством изучения их в нормальных, ecтecтвeнных условиях. Этo прежде всего изучение ограниченной в пространстве совокупности индивидов, пребывающих в повседневных и привычных для них условиях.

В этнографии и антропологии полевым исследованием называется невключенное изучение аборигенной группы, ее культуры и образа жизни, поведенческих ритуалов и социальных практик, с выездом на место ее проживания (часто в отдаленныe уголки Земли), т.е. изучение людей в реальных жизненных ситуациях..

В социологии полевым исследованием называется фаза основного исследования, наступающая после разработки программы, пилотажа анкеты и размножения методических документов. Поле в данном случае - не обязательно естественная среда обитания (сельский уголок, не затронутый цивилизацией, или открытое место). Термин «поле» носит здесь метафорический характер и обозначает выход команды исследователей на объект: на рынок, городскую улицу, заводской цех и т.п. Название «полевое исследование» не зависит от метода изучения, поэтому речь может идти о традиционном анкетировании, неформализованном интервью или включенном наблюдении. Однако работа в библиотеке или кабинете уже не будет относиться к полевому исследованию.

Подготовка поля в социологии предполагает проведение следующих работ: обеспечение доступности эмпирического объекта, организация штаба полевого исследования (помещение, оргтехника, режим работы, дежурство, оперативная связь с интервьюерами и другими исполнителями во время полевых работ, обеспечение сохранности и закрытости собираемых эмпирических данных); подготовка комплектов методического инструментария для исполнителей (инструкций, заданий, списков адресов); отбор и обучение исполнителей (интервьюеров, наблюдателей, кодировщиков); устранение эффекта интервьюера и профилактику его негативных последствий; контроль качества работы интервьюеров и других исполнителей (текущий оперативный контроль во время сбора данных, контроль заполненных документов во время приема результатов работы, специальные контрольные процедуры после завершения полевого этапа); оперативный контроль и ремонт выборки в процессе полевых работ.

При полевом исследовании ученый находится в точке событий и осуществляет непосредственное наблюдение. Например, при выборочном опросе социолог спрашивает группу людей о применении наркотиков, а в полевом исследовании он находится рядом с наркоманами и наблюдает за их действиями. Считается, что собранная во втором случае информация точнее и достовернее информации, собранной в первом. Зато результаты полевого исследования ограничены одной ситуацией, их невозможно или трудно типизировать, если не провести дополнительных исследований. Иными словами, такие данные точны и достоверны, но нерепрезентативны, ограничены одним случаем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow