Социальная антропология

17. Интерпретативная теория культуры Клиффорда Гирца. Интерпретативная теория культуры Клиффорда Гирца. Культура в понимании Гирца — это “стратифицированная иерархия значимых структур; она состоит из действий, символов и знаков. Анализ культуры, то есть, этнографическое описание, сделанное антропологами, — это интерпретация интерпретации, вторичная интерпретация мира, который уже постоянно описывается и интерпретируется людьми, которые его создают.” Существование культуры — это процесс ее интерпретации, быть носителем культуры — означает ее интерпретировать. Гирц понимал культуру как символическую сеть, и был близок к семиотическому подходу. “Понятие культуры, - писал он, - по существу является семиотическим. Признавая, вместе с Максом Вебером, что человек является существом, обвешанным паутиной значений, которую он сам сплел, я рассматриваю культуру как эту паутину, и анализ ее, поэтому, должен осуществляться не экспериментальной наукой, исследующей общие закономерности, а методом интерпретации исследуемых значений. Этнографическая практика, по мнению Гирца, укоренена в живых контекстах человеческих обществ, а не “в бескровных универсалиях».Он ищет оценок всех аспектов культуры от родства, религии и политики до экономики, обращаясь к социальному действию ума одновременно в форме сознательного и бессознательного. Этот последний феномен, бессознательное, ставит его в отношении к психоанализу и структурализму, но опять он отмечает свое отличие, которое заключается в методе. Гирц рекомендует изучать культурные феномены посредством эмпирическим полевым исследованием, а этнографию (Гирц обычно использует термин этнография, а не антропология) не как серию технических приемов, а как отношение, установку. Он стремится к пониманию значения символа людей, которые их используют (то есть, использует “emic”-подход в противоположность к “etic”-анализу). По Гирцу, “культура является не источником причинности, а контекстом понимания. Гирц называет свой метод “плотным описанием”, которое выходит за пределы описания “происходящего” и стремится к объяснению структур значения, внутри которых “случающееся” является значимым.
  18. Нарративная культура Сейлы Бенхабиб. Исследовать культуру через призму участника значит, по Бенхабиб, изучать то, каким образом она сообщает о себе и какие обсуждения внутри и вокруг нее происходят. В этом заключается нарративный подход к культуре, в соответствии с которым действия людей определяются в соответствии с тем, что о них сообщается и как они оцениваются (самими деятелями и другими людьми). Культура представляет собой сеть нарративов, разного уровня и масштаба. Наконец, еще один важный принцип понимания Бенхабиб общества и культуры связан с динамической моделью групп идентичности. Здесь очевидно различие между «теоретиком демократии» и «теоретиком мультикультурализма». Последний стремится определить группы, с которыми ассоциируются определенные культурные системы. Теоретик демократии же стремится к выяснению того, каким образом культурные образцы манифестируются в публичном дискурсе и как они изменяются в развитии дискурса, а также какая эволюция происходит в группах в результате изменений нарративов. При этом культурные различия между группами должны признаваться легитимными до тех пор, пока они не нарушают трех нормативных критериев демократического общества, а именно: а) эгалитарная взаимность (в отношениях между представителями групп, в частности в отношении большинства к меньшинству), б) добровольное самопричисление (индивида к какой-либо культурной группе), в) свобода выхода и ассоциации (т.е. групповой принадлежности и идентификации индивида). 19. Понятие субкультуры. Субкультура - – система ценностей и норм, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, хотя и связанная с ней. В современном обществе существует значительное количество таких субкультур. Это классовые, этнические, молодежные субкультуры и т.д. Девиантные и даже делинквентные (преступные) субкультуры вырабатывают такие системы ценностей и нормы поведения, стили жизни, которые в господствующей культуре рассматриваются как антиобщественные или преступные. Они формируются в особых социальных условиях и для некоторых социальных групп предоставляют специфические возможности решения проблемы бедности, низкого статуса, ограниченных социальных возможностей и т.п. Внутри системы ценностей субкультуры и ее статусной структуры происходит социализация членов данной социальной группы, и в этом смысле она ничем не отличается от "стандартной" социализации законопослушных граждан. Поэтому преступность не может быть убедительно объяснена с точки зрения индивидуальных подходов – это явление в решающей степени связано с особенностями социализации в контексте субкультуры, специфическим образом компенсирующей индивидам и социальным группам их неудачу в обществе, осуществляющей передачу и воспроизводство девиантных нравов. Молодежные субкультуры часто также рассматриваются как девиантные, выражающие некую степень оппозиции господствующей культуре. Молодежные субкультуры развиваются чаще всего на основе своеобразных стилей в одежде и музыке и связаны с развитием общества потребления, создающего все новые и новые рынки продукции, нацеленные прежде всего на молодежь. Молодежные культуры – это культуры демонстративного потребления. Возникновение молодежных субкультур связано также с повышением доли и значения свободного времени, досуга, вокруг которого и формируются все отношения; они сосредотачиваются также в большей степени на дружбе и группе сверстников, а не на семье. Кроме того, рост жизненного уровня позволяет осуществлять масштабные эксперименты с образом жизни, поиск иных, отличных от культуры взрослых, культурных оснований своего существования. Понятие субкультуры предполагает существование господствующей культуры, наличие ценностно-нормативного консенсуса в обществе. Однако для общества постмодерна характерна культурная фрагментация, мультикультурализм (см. посимодернизм), что делает весьма проблематичным существование целостной культуры. Скорее современная культура представляет собой определеннуюсовокупность конфликтующих субкультур. Контркультура, или альтернативная культура – это субкультура, которая по своим основным установкам отрицает основную или господствующую в обществе культуру. Этот термин появился в 1960-х гг., когда в западных обществах наблюдался расцвет контркультурных движений, прежде всего движение молодежи, студентов-радикалов, получившее название "новых левых" (в отличие от "старых" левых – движения рабочего класса). Они вырабатывали новые теории, новые стратегии поведения в отношении образа жизни и институтов западного общества, новые модели семейной жизни, идущие вразрез с общепринятыми ценностями и моделями поведения. 20. Методы соц. антропологического исследования. Этнографическая полевая работа. Полевая этнография термин, обозначающий полевые этнографические работы, «исследования, ведущиеся среди живых народов с целью сбора первоначальных этнографических данных об отдельных структурных компонентах традиционно-бытовой культуры и их функционировании как определенной системы» [1]. Полевые этнографические исследования ведутся с помощью ряда методов. Непосредственное наблюдение Важной задачей исследователя-этнографа является непосредственное наблюдение изучение народа — «взгляд изнутри». В конце 1980-х годов проявились два взгляда на вопрос: Стационарные исследования Изучение населения этнографом, который продолжительное время живёт среди предмета исследования. Как пишет Г. Громов [2]: Главный недостаток стационарного изучения - в его сравнительно "малой производительности", так как в этом случае исследуется лишь очень ограниченный район и, следовательно, малочисленная группа населения. Поэтому стационарно изучают обычно или совсем не исследованные, или мало исследованные этнические группы и народы, когда важно собрать самые разнообразные сведения о культуре и быте изучаемого народа, о его языке, физическом типе и т. д... Однако стационарное изучение имеет ряд неоспоримых преимуществ. Живя постоянно среди изучаемого населения, ежедневно наблюдая его жизнь, исследователь получает возможность очень глубоко и всесторонне изучить и описать быт и культуру народа, избегнув случайных выводов, основанных на поверхностных наблюдениях. Наиболее известными учёными, которые использовали стационарный метод являются — В.Г. Богораз, выдающийся этнограф Н.Н. Миклухо-Маклай, К. Гирц и другие. Отдельно следует выделить Бронислава Малиновского, учёный на основании своих заметок составил огромный фонд рекомендаций и пожеланий будущим этнографам:«...Я не буду пытаться угостить вас какими-либо из моих теорий, а вместо этого изложу некоторые результаты антропологической полевой работы, выполненной мною на северо-западе Меланезии [3]». Экспедиционные исследования Кратковременное изучение народов, с целью за сравнительно короткий срок собрать достаточно полные сведения о жилище, одежде, утвари, пище и о многих явлениях и сторонах материальной и духовной культуры и быта. Исследовния делятся на две части: маршрутный (линейный) и кустовой. § Маршрутный. Экспедиции ведутся по линии, то есть, с остановками в каждом населённом пункте для сбора материала. § Кустовой. Методика «базы», когда выбираются основные пункты изучения, а близлежащие поселения, обследуются для проверки и уточнения сведений. При экспедиционном исследовании используются разные приёмы, которые должны обеспечить репрезентативность этнографическихматериалов:
Приёмы полевых этнографических исследований
Выборочное обследование Сплошное обследование
Изучение той или иной материальной и духовной культуры этноса выборочно, выделяя отдельные сферы исследования, объекты других сфер остаются вне поля зрения этнографа. Главными недостатками этого обследования является опасность субъективного выбора объекта изучения [4], что снижает ценность исследования. Например, выделяя целью изучения архаику культуры — традиционных верований, одежды, жилища народа данного края, необходимо помнить, что промышленный прогресс оказывает на эти сферы значительное влияние.[5] Изучение населения, материальной и духовной культуры путём исследования «безразборно». Обычно выбирается какое-то количество объектов. Главным отличием от выборочного обследования — предмет исследования не выбирается по принципу наличия того или иного предмета исследования, а «подряд». Например, изучаются все постройки данного поселения, а позже проводится их анализ и структуризация. [6] [7] [8]

Метод опроса и анкетирования

Методики получения массового материала, для дальнейшего их анализа, суммирования и выводов на основе их [9] [10].

Интервью

Методика интервьюирования различается на две группы: сбор этнографического материала среди старожилов — они наиболее полно знают историю и фольклор на момент изучения (т.н. глубинное интервью), и вторичных — зачастую людей младшего поколения. При обнаружении тех или иных памятников исторического наследия (иконы, утварь и др.), историк-этнограф должен их зафиксировать и обрисовать, передать описания в органы надзора за памятниками искусства и исторического наследия России [11][12].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: