double arrow

Одежда делового мужчины


Общая характеристика стиля делового мужчины:

- консерватизм (так как деловая сфера почти не подвержена случайным влияниям);

- умеренность, т.е. не должно быть слишком резких цветовых контрастов, излишне вычурных фасонов одежды или обуви и т.п.;

- безупречная аккуратность и опрятность, поскольку небрежно или криво завязанный галстук, грязная обувь, мятая сорочка создают впечатление, что носитель такой одежды нетребователен к себе или не уважает окружающих.

Деловой мужчина должен выглядеть: - уверенным в себе; - солидным; - деловым; - элегантным; - внушающим доверие;  

- не лишенным вкуса;

- надежным;

- порядочным;

- аккуратным.

Основной вид мужской деловой одежды - костюм-тройка. От качества ткани костюма зависит то, как долго он сохраняет форму, как долго держатся "стрелки" на брюках. Желательно, чтобы ткань была выполнена из "сухой" нити, т.е. сильно крученой. Длина полы пиджака в современном костюме мира бизнеса - до первой фаланги большого пальца опущенной вниз руки. Длина рукава пиджака - до запястья. Темно-синий цвет - более строгий, и поэтому более официальный, чем серый. Психологи утверждают, что он не запоминается, потому что он нейтральный. Следовательно, темно-синий костюм можно надевать не один раз в неделю, в "сопровождении" разных сорочек и галстуков.




Деловой мужчина в сером костюме выглядит приятным, дружелюбным, располагающим к беседе и общению, поскольку серый цвет психологически мягче, "теплее". "Светское" правило гласит, что чем темнее цвет (одежды, мебели и пр.), тем он аристократичнее. Это относится к серому цвету: темно-серый костюм будет выглядеть более дорогим независимо от истинной цены, а светло-серый - более дешевым.

Чёрный цвет для мужского костюма - это цвет, обязательный для вечерних деловых приемов и траурных церемоний. Однако, мнения о том, допустим ли черный цвет костюма для повседневной деловой обстановки, весьма противоречивые. Существуют рекомендации использования черного цвета мужского костюма как знака, символа торжественности делового мероприятия - независимо от того, сопровождается ли оно позитивными настроениями (деловой прием) или негативными (траурная церемония).

Для делового костюма такие цвета, как бордо, коричневый, болотно-зеленый и т.п., исключены, их следует оставить для одежды, предназначенной для отдыха (клуб, загородная прогулка).

Интенсивность окраски ткани костюма зимой - более глубокая, летом - менее. Костюм из ткани в полоску допускается, но полоска не должна быть слишком широкой или резкой, контрастной. Можно носить пиджак из одной ткани, а брюки - из другой, но нужно обязательно проверить, как сочетаются между собой пиджак и брюки по цвету, по рисунку и по фактуре ткани.



Костюм в полоску делает фигуру более стройной. Ткань в клетку тоже может быть использована для мужского костюма, требования те же - клетка должна быть еще менее заметной, чем полоска. Костюмы из ткани букле и твид допускаются, однако такой костюм не носится целиком, используется обязательно пиджак из букле или твида с брюками из гладкокрашеной ткани и гладкой фактуры. Умение сочетать в одежде не только цвет, рисунок, но и фактуру ткани можно считать талантом.

Пиджак, как элемент костюма, может быть однобортным и двубортным - по желанию. Двубортный пиджак обычно предпочитают более полные мужчины, так как он делает фигуру стройнее. Не допускаются в мужском деловом костюме элементы спортивного стиля, например накладные карманы; военного стиля, например погончики; охотничьего и клубного стиля.

Недопустимы современные деловые костюмы и даже пиджаки из вельвета (это ткань для отдыха, спорта, охоты), бархата, кожи.

В мировой практике считается весьма престижным носить костюмы, изготовленные с большой долей ручного труда. Дело в том, что шов, сделанный на руках (особенно это касается шва, соединяющего воротник пиджака со спинкой и полочками, а также шва по окату рукава), - мягче, лучше повторяет форму человеческого тела, которое, как известно, не имеет прямых углов и абсолютно прямых линий. Костюм, большое количество швов в котором сделано вручную (на манекене, конечно), сидит хорошо, и человек чувствует себя в нем свободно. Однако костюм ручной работы стоит дорого. Кроме высокой цены такие костюмы отличает и высокое качество - и ткани, и пошива. Подобный костюм можно носить в течение десяти и даже двадцати лет при условии своевременных чисток, периодических перерывов в носке и ремонта износившихся деталей (речь идет о подкладке и о других внутренних элементах костюма).



На наличие шлицы на пиджаке делового костюма в разных культурах существуют различные правила: так называемый английский пиджак - с двумя шлицами, американский - с одной шлицей, европейский - вообще без шлицы.

Брюки делового костюма могут иметь обшлаг, но он может и отсутствовать - по желанию "владельца". Длина брюк в современной деловой одежде: спереди брюки небольшой складкой надвинуты на обувь, сзади доходят до начала или середины каблука. Складка на брюках должна быть хорошо отутюжена.

Пиджак обычно носят застегнутым, но нижняя пуговица однобортного пиджака не застегивается, чтобы дать некоторую свободу шага и удобство в случае, когда человек садится. В последнем случае пиджак можно вообще расстегнуть. Двубортный пиджак всегда застегнут на все пуговицы.

Деловой костюм, как и вся одежда делового человека, соответствует моде, но умеренно; экстравагантность в деловой одежде, особенно мужской, недопустима.

Брючный ремень- только из натуральной кожи, темного цвета со скромной пряжкой.

Сорочка должна быть из тонкого хлопка, иногда с добавлением, практически незаметным, синтетики - для меньшей сминаемости, всегда светлых тонов - белая, светло-серая, светло-голубая, светло-песочного оттенка. Цвет сорочки, естественно, должен гармонировать с цветом костюма. Воротник - классический, традиционный. На сорочке, как и на пиджаке, также не допускаются элементы спортивного или военного стиля - погончики, накладные карманы со складочками и кокетками; допустим, однако, один скромный накладной карман, - обычно такие сорочки имеют на кармане логотип (т.е. словесный товарный знак) фирмы-изготовителя. Рукаву сорочки полагается на 1- 1,5 см "выглядывать" из-под рукава пиджака.

Важным элементом одежды является носовой платок. Он должен быть, как и сорочка, светлых тонов - белый, нежно-серый и т.п., но ни в коем случае не густо-синих или красных расцветок, в яркую клетку. Второй носовой платок (кроме того, который предназначен для непосредственного использования), безупречно чистый, хранится как резервный, "на всякий случай". Его можно при необходимости предложить женщине, им удобно вынуть соринку из глаза и т.д. Однако его тоже следует периодически менять, так как, даже будучи неиспользованным, платок через некоторое время приобретает несвежий вид.

Галстук по цвету должен гармонировать с цветом сорочки и костюма. Рисунок на галстуке желателен геометрического характера - полоска разной ширины, горошек, мелкие квадраты и т.п. Самое надежное решение в выборе рисунка на галстуке - выбрать однотонный галстук. Дело в том, что такой галстук подходит к любой сорочке и любому костюму. Поэтому целесообразно в своем гардеробе иметь несколько однотонных галстуков - синий, темно-красный, темно-серый, светло-серый и т.п. В последнее время весьма популярен галстук в горошек. Однако есть одна тонкость: этот рисунок выглядит более элегантным, если горошинки размещены на ткани не строго "по линии", т.е. каждая горошинка расположена приблизительно (а не точно) на одном и том же расстоянии от других. И вторая тонкость - горошинки должны быть мелкими: чем мельче, тем больше изысканности и утонченности в рисунке галстучной ткани. Очень хорош для делового костюма галстук с диагональными полосками цвета, гармонирующего с основным полем галстука. Уместны также классические рисунки на галстуке, такие, как ромбы, квадраты, окружности.

Нежелательны и вообще недопустимы галстуки с цветочным орнаментом, газетным текстом, фигурками людей и животных - такие галстуки уместны на отдыхе. Для галстука не рекомендуются цвета фиолетовые, сиреневые, розовые, ярко-красные. Существует такое требование: по интенсивности окраски на первом месте - пиджак, на втором - галстук, на третьем - сорочка.

Примерная ширина галстука (в среднем) такая же, как ширина борта пиджака, т.е. если борта пиджака широкие, галстук не должен быть узким, и наоборот. Длина галстука определяется тем, что он должен закрывать пряжку пояса брючного ремня.

Сколько костюмов следует иметь современному деловому мужчине? Существует только нижняя граница - не менее трех: для повседневной носки можно рекомендовать серый и синий цвет, для торжественных случаев - черный. Если принимать во внимание темп и ритм современной деловой жизни, необходимость частых транспортных перемещений, долгих ожиданий в аэропортах в связи с задержками авиарейсов, климатические и погодные катаклизмы, а также практически бесконечный рабочий день бизнесмена, число деловых костюмов не должно быть менее десятка - на все сезоны. И это минимум, так как какое-то время некоторые костюмы находятся в чистке, у иных оторвались пуговицы или они просто надоели своему хозяину.

Поскольку, как известно, брюки изнашиваются и приобретают не вполне "свежий" вид раньше, чем пиджак, разумно приобретать костюм с двумя парами брюк, причем одни из них могут слегка отличаться по интенсивности окраски или даже быть другого цвета, но гармонирующего с цветом пиджака.

Существует правило, которого обычно придерживаются в западных деловых кругах: бизнесмен, деловой человек не должен появляться на службе в одном и том же костюме несколько дней подряд - желательно, чтобы даже два дня подряд этого не случалось, - иначе кто-либо из коллег может высказать предположение, что он провел ночь не дома!

Обувь- полуботинки, цвет – как правило, черный. Допускается темно-коричневый, например, летом, к серому костюму. Обувь - только на шнурках, подошва тонкая, кожаная или из заменителя, но всегда без ранта, который уместен только в уличной обуви. Обувь делового мужчины может соответствовать моде, однако не должна содержать ультрамодных элементов; вообще желателен некоторый налет консервативности, как и во всем внешнем виде, - о чем уже упоминалось ранее. Не допускается в деловом мире обувь из замши, лаковая (она для вечерних деловых приемов), из кожи крокодила и змеи.

Носки - важнейший элемент одежды. Их цвет всегда повторяет цвет обуви, а цвет обуви, как известно, черный. Недопустим цветной рисунок на носках, он может быть только фактурный.

Верхняя одежда должна по цвету и фактуре ткани соответствовать костюму, чтобы в тот момент, когда деловой человек снимает плащ или пальто, не было дисгармонии в одежде. Шляпа (может быть, кепка) соответствует моде, но умеренно. Шарф - тот элемент гардероба, который может быть ярким (белым, красным), но должен гармонировать со всей прочей одеждой, но может быть также и весьма скромным по расцветке. Берет в качестве головного убора в деловой одежде недопустим, равно как и шарф ручной вязки. Плащ или пальто тоже вполне могут соответствовать моде, но не должны быть ультрамодными. В верхней одежде, как и в костюме, недопустимы черты военного, спортивного и т.п. стиля. Цвет для верхней одежды предпочтителен серый, черный, синий. Зонт - черный. Аксессуары - сумка, визитка, портмоне, папка или кейс, футляр для очков и др. - предпочтительно из натуральной кожи, но не из кожи змеи, крокодила и пр. Цвет аксессуаров - черный, темно-серый, никаких ярких расцветок.

Дадим несколько рекомендаций по украшениям. Украшениями в деловой мужской одежде может быть одно кольцо, допускается натуральный камень, но цвет камня - серый, черный, бесцветный (бриллиант). Кольцо должно быть дорогое, массивное; если нет возможности иметь дорогое кольцо, его ни в коем случае не следует заменять дешевым, - лучше вообще обойтись без кольца. Заметим, что обручальное кольцо украшением не является, это символ семейного статуса.

Отдельно поговорим о запонках и булавке для галстука. Строго говоря, они украшениями не являются, так как несут вполне определенную функциональную нагрузку. Однако, будучи оформлены художественно, они одновременно служат и украшениями. Рекомендуется, чтобы запонки и булавка для галстука составляли единое целое по оформлению, т.е. комплект. Они не должны быть слишком крупными, вычурными, выполнены только из натуральных материалов - серебро, золото, перламутр, драгоценные, полудрагоценные и поделочные камни (бриллиант, янтарь, тигровый глаз и т.д.). Недопустимы запонки и булавки из пластмассы и т.п. материалов, имитирующие натуральные камни.

Парфюмерные и косметические средства, используемые деловым мужчиной, должны быть одного наименования (одной "линии"); запах должен быть сведен к минимуму, даже если это изделия дорогой и модной парфюмерной фирмы.

Прическа делового мужчины- по моде, но в умеренном ее выражении; например, если это прическа с длинными волосами, то они сзади не должны быть длиннее верхнего края воротника сорочки. Абсолютно недопустима для делового мужчины серьга (серьги) в ухе. Современный деловой этикет отрицательно относится также к бороде и усам как элементам внешнего вида. Некоторые фирмы даже предусматривают это в Правилах внутреннего распорядка: "Ношение бороды и усов допускается только в случае, если таковое обусловлено справкой от врача (о том, что коже противопоказано ежедневное бритье). Но в этом случае есть ограничения - борода должна быть аккуратно подстрижена, а кончики усов - не ниже углов рта". К рукам делового человека предъявляются требования чистоты, аккуратности, опрятности. Лак на ногтях недопустим.

Одежда для деловых приемов, так же как и повседневная деловая, отличается консервативностью, приверженностью к традициям. На все виды приемов, начинающихся до 19 часов (рабочий завтрак, завтрак, коктейль и т.п.), рекомендуется одноцветный костюм неяркого тона; чем ближе к вечеру, тем костюм темнее. На деловые приемы, начало которых назначено на 19 часов (или позже), принято надевать костюм темного цвета; это вполне может быть черный костюм. Более нарядная одежда для вечернего приема - смокинг; обычно в приглашении это указывается отдельной строкой. Сорочка - белая, галстук - неяркой расцветки или галстук-бабочка. Цвет галстука должен гармонировать с цветом костюма. Обувь - черные полуботинки, к смокингу - лаковая обувь. Если прием проходит летом, то к одноцветному костюму неярких тонов допускается темная цветная обувь гармонирующего с костюмом цвета. Следует напомнить еще о том, что цвет, плотность и фактура ткани костюма должны соответствовать времени года и климату региона.

Деловой мужчина, кроме обычной повседневной деятельности и участия в деловых приемах, занимается спортом и посещает различные спортивные мероприятия, клубы. Для этого используется одежда: костюм для week-end и костюм спортивного типа. Костюм для week-end состоит из брюк спортивного типа (из вельвета, другой рыхлой ткани - букле, твид) и куртки или пуловера, заменяющих пиджак. Сорочка - также спортивного типа -цветная, в клетку или с другим рисунком.

Галстук может отсутствовать, так как с такой сорочкой он мало совместим, но если постараться, можно подобрать галстук (который с деловой одеждой не носится) в виде узкого шнурка, кожаный и т.п. Сорочка может быть заменена легким свитером, называемым "водолазкой". Обувь в этом случае, кроме кожаной, может быть замшевой, вельветовой; фасон обуви - спортивный (например, линия мокасин на обуви подчеркивает ее неделовой характер). Одежда для week-end широко используется для поездок за город, экскурсий и других мероприятий, проводимых при деловых встречах и переговорах. В тех же случаях может быть использован спортивный костюм. Пиджак такого костюма имеет спортивный стиль, например четыре накладных кармана со складочками, пояс-хлястик сзади; ткань довольно толстая (букле, твид, вельвет; допускается кожа). Брюки - из однотонной ткани, гармонирующей по цвету и рисунку, т.е. гладкой фактуры. Жилет - однотонный, поскольку пиджак - из рыхлой и пестроватой ткани. Но жилет можно заменить пуловером или джемпером. Если его ворот достаточно высок и плотно прилегает к горлу (водолазка) - сорочка не требуется. В других случаях одевается сорочка гармонирующих цветов, но совсем не обязательно только белая или светлая; сорочка может быть насыщенных оттенков. Галстук отсутствует. Брючный ремень может иметь украшения в виде металлических и иных узоров на самом ремне, а также в виде массивной или фигурной пряжки. Обувь - спортивная, о ней говорилось выше. Носки - в тон обуви, но допускается рисунок на носках, и не только в виде полосок, но и в виде фигурок и тому подобных украшений. Костюм для week-end и спортивный костюм широко используются в деловой жизни, так как деловые встречи и переговоры часто сопровождаются спортивными мероприятиями - игрой в гольф, теннис и т.п., поездками на экскурсии, загородные пикники, выездами на барбекю (шашлыки) и т.п.

Во внешнем облике делового мужчины недопустимы:

- короткие носки, оставляющие часть ноги обнаженной, когда человек сидит "нога на ногу";

- несвежий носовой платок;

- полуоторванные пуговицы;

- мятый костюм;

- несвежая сорочка;

- криво завязанный галстук;

- нечищеная обувь;

- жилет ручной вязки;

- шарф ручной вязки;

- яркие, кричащие цвета деталей одежды;

- цветовые контрасты в одежде.

В заключение следует сказать о стиле одежды.

Стиль - самая неуловимая, трудно определяемая, но самая важная характеристика не только одежды, но и всего внешнего вида. Можно дать такое определение стиля: стиль - это соответствие цвета, фактуры ткани, фасона и тому подобных деталей делового костюма характеру проводимого делового мероприятия (совещание, работа на выставке, банкет), погоде, личным особенностям человека (рост, вес, цвет глаз, волос и т.п.), кроме того, отдельные части туалета (сорочка, костюм, плащ) должны находиться в соответствии друг с другом - по стилю, фасону, цвету, фактуре ткани.

Одежда деловой женщины В современном деловом мире женщина играет все более значительную роль. Все больше женщин проникает в деловые круги, хотя для этого им приходится тратить гораздо больше усилий, времени, таланта, чем мужчинам. Женская деловая одежда, рассматриваемая в этом разделе, является одним из важнейших аспектов современного делового этикета.  

Требования, предъявляемые к одежде деловой женщины, мало чем отличаются от требований, предъявляемых к одежде делового мужчины, однако деловой этикет в целом относится к женщине более снисходительно, позволяя ей во многом отходить от жестких мужских стандартов. Отклонения касаются прежде всего цвета, и, хотя основной вид повседневной деловой одежды у женщины, как и мужчины, - костюм, гамма цветов этого костюма для женщины весьма обширна, в отличие от мужского, которому мы предписали крайне скупой выбор - серый и синий цвета, для торжественных случаев - черный.

Женский деловой костюм может быть практически любого цвета, но нельзя допускать ярких оттенков в деловой одежде, а также резких, контрастных сочетаний. Умеренность - вот уже упоминавшийся ранее принцип, который не следует нарушать в расцветках женского делового костюма.
Гамма цветов, кроме традиционных (красный, синий, желтый, белый, черный, коричневый, зеленый) включает в себя и не столь традиционные наименования, используемые модельерами, художниками по тканям, специализирующимися на деловой одежде. Их перечень, хотя и далеко не полный, включает более сорока наименований: маренго; цвет чайной розы; парижский синий (синий с добавлением фиолетового); цвет морской волны; бордо; болотный; салатный; шоколадный; терракотовый; цвет слоновой кости; оливковый; вишневый; фиолетовый; сиреневый. Перечень может быть продолжен.

Основной вид повседневной деловой одежды женщины - костюм, т.е. классический пиджак с английским воротником и на подкладке с английской же юбкой - также на подкладке (подкладка способствует тому, что юбка дольше сохраняет форму и меньше мнется).

Юбка прямая, с разрезом сзади; разрез не превышает 10 см по длине, а чтобы он не превращался в вырез, два полотнища ткани накладываются друг на друга и прострачиваются, не доходя до низа десять сантиметров; таким образом обеспечивается свобода шага. Костюм может быть из гладкокрашеной ткани, из ткани в полоску (неяркую и неширокую), из ткани с фактурным рисунком.

Женский деловой костюм может быть и классической тройкой, но не обязательно; кроме того, он может быть как однобортным, так и двубортным. Женщина может быть одета в платье-костюм, а не в пиджак и юбку. Для женского костюма нет жестких ограничений по цвету, единственное требование - цвет не должен быть ярким, кричащим.

И костюм, и платье-костюм могут быть дополнены блузкой, если блузки нет, фасон костюма - обязательно с высокой застежкой. Блузка к женскому костюму рекомендуется светлая, по цвету гармонирующая с костюмом. Допустима для блузки ткань в полоску (тогда костюм должен быть из гладкокрашеной ткани), горошек, клетку. Требования при этом те же - рисунок на ткани должен быть мягким, неярким. Фасон блузки лучше всего выбрать классический - с английским воротником, сорочечным или воротником-стойкой. Что касается конкретного фасона костюма или блузки - деловой женщине этикет позволяет следовать моде, однако в самом умеренном ее выражении.

Длина пиджака или жакета женского делового костюма - также в соответствии с модой - в разумных пределах. Сакраментальный вопрос - длина юбки. Принято считать классическими три варианта длины: до колена (но не короче!), по колено, до середины икроножной мышцы. Недопустимы на деловой женщине слишком короткая юбка, слишком глубокий вырез блузки. И вообще, деловая женщина не имеет права на одну ошибку, самую страшную, каковой является вульгарность - даже в самом слабом ее проявлении. Кроме строгого английского костюма деловая женщина может позволить себе и другие фасоны - в соответствии с модой, но эти фасоны тоже не должны выходить за рамки официальности.

Отдельно следует сказать о черном цвете для делового костюма женщины. Уже примерно два десятилетия черный мужской костюм ушел из повседневной деловой жизни; он остался как костюм для ритуальных мероприятий (похороны) или для вечерних деловых приемов. Черный цвет для женских деловых повседневных костюмов был вполне приемлемым буквально до последнего времени. Сейчас можно наблюдать, как черный деловой женский костюм тоже постепенно вытесняется из числа вполне допустимых как деловая одежда на каждый день, оставаясь, как и черный мужской костюм, только одеждой для вечера, с той лишь разницей, что современная деловая женщина оденет черный костюм на деловую конференцию, на совещание, где она собирается выступить с важным предложением, на заседание совета директоров или ученого совета, на защиту диссертации и на другие аналогичные мероприятия, которые хотя и проходят днем, но носят более торжественный характер, чем обычная трудовая деятельность.

Даже самые суровые моралисты и сторонники классики в деловом этикете вполне допускают наличие брючных костюмов в гардеробе деловой женщины. Однако это должен быть костюм, воспроизводящий стиль обычного мужского костюма по плотности и цвету; так же, как для мужского, костюм дополняется блузкой сорочечного или любого другого типа. Брючный костюм требует наличие брючного же ремня.

Костюм дополняется обувью, соответствующей моде, но, как уже говорилось ранее, мода должна присутствовать во внешнем виде деловой женщины в самом своем умеренном выражении. Поэтому самая рекомендуемая обувь для деловой женщины - классическая "лодочка" черного цвета, высота каблука - по желанию носительницы, но, однако, не стоит выбирать туфли с каблуком утрированной формы. Излишне было бы напоминать о том, что классический фасон "лодочки" не предполагает никаких украшений типа бантиков, металлических окантовок и прочего. Обувь деловой женщины - из кожи, но не из кожи крокодила, змеи и не из замши или велюра. . Босоножки, сандалии и т.п. не допускаются. В фасоне женского делового костюма, блузки, в фасоне обуви не рекомендуется использование элементов спортивной, военной и прочей одежды - погончики, хлястики, накладные карманы и т.п.

Чулки (колготы)- только телесного цвета: в деловом этикете в этом вопросе безраздельно "хозяйничают" нормы светского этикета, которые не допускают никакого другого цвета. Недопустим рисунок - никаких розочек, горошинок, полосок, тем более абсолютно недопустим рисунок "сеточка". Чулки (колготы) носятся всегда - независимо от времени года.

Исключаются в женской деловой одежде предметы из трикотажа: жилеты, джемперы, шарфы - оставим все это для уик-энда, для дружеских визитов, для занятий спортом.

Несколько слов о прическе и макияже деловой женщины. Прическа допускается по моде, но есть определенные ограничения: длина распущенных волос не должна быть ниже линии плеч, "ширина" прически - тоже в разумных пределах. Если волосы длинные - их следует собрать в пучок, заплести в косу, заколоть определенным образом, так как в деловой обстановке даже самые красивые, распущенные до пояса и ниже, волосы - нонсенс, поскольку не только доставляют неудобства их обладательнице, но и идут вразрез с требованиями гигиены, могут доставить неприятности коллегам, окружающим нашу обладательницу роскошных распущенных волос. Поэтому многие фирмы в правилах внутреннего распорядка и других руководствах для сотрудников предусматривают в мягкой, но не допускающей возражений форме соответствующие предписания.

Макияж не обязателен, но и не возбраняется. Хотя в мировом сообществе есть некоторые страны, фирмы которых, согласно национальным традициям, настоятельно рекомендуют деловой женщине макияж в строго определенных направлениях: накрашенные в обязательном порядке ресницы, столь же обязательный румянец (даже если имеет место достаточный природный) и т.п. Это некоторые южноазиатские страны. Страны Европейского и Американского континента, как уже было сказано, макияжа не требуют, но и не запрещают его. Однако, макияж не должен быть чрезмерным.

Маникюр, т.е. содержание рук в безупречной чистоте и порядке, - обязателен, а вот покрытие ногтей лаком - нет. Если же деловая женщина предпочитает ногти, покрытые лаком, это должен быть лак естественных тонов, не останавливающий на себе взгляд коллег и клиентов, уже не говоря о руководителях.

Духи или туалетная вода, прочие средства парфюмерии и косметики не должны доставлять неудобства коллегам, покупателям и прочим партнерам по бизнесу, окутывая женщину плотным ароматическим облаком. Духи должны чувствоваться слегка и только при приближении.

Сумка деловой женщины, согласно канонам светского этикета, служащим основой делового, составляет элемент комплекта "сумка - туфли - перчатки", т.е. сумка из кожи того же цвета, что и туфли.

Современный деловой этикет предъявляет своеобразное требование к женской деловой сумке: сумка деловой женщины должна вмещать документы, которые, как правило, имеют формат А4. Сумку меньшего размера целесообразно заменить кейсом или папкой. Это требование к женской деловой сумке, касающееся ее размеров, идет несколько вразрез с требованиями светского этикета, предписывающими несколько меньшие размеры женской сумки; однако параметры сумки, вмещающие листы бумаги форматом А4, находятся на грани допустимых, но не за гранью.

Элементы деловой экипировки - записная книжка, папка для визиток и прочие подобные мелочи - должны быть недешевыми, отличаться вкусом, т.е. не должны содержать избыточное число украшательских элементов. Важными элементами в данном случае будут скромность, строгость и высокая стоимость, вкупе дающие почти полную гарантию изысканности.

Что касается украшений, то в одежде деловой женщины они вполне допустимы:

- бусы - не слишком крупные и не слишком длинная нить;

- брошь - предпочтительно из натуральных материалов - серебро, слоновая кость, перламутр;

- кольца - одно или два, можно с камнями, но не слишком объемными; обручальное кольцо в счет не идет;

- серьги - не длинные и висячие, не многоцветные;

- цепочка - с подвеской или без нее.

Желательно, чтобы украшения составляли комплект. Не следует допускать излишеств в количестве украшений, лучше менять их день ото дня. Если украшения не составляют комплект, необходимо, чтобы камни, металлы и другие материалы, из которых они изготовлены, гармонировали один с другим.

Верхняя одежда деловой женщины также не должна содержать спортивных и прочих "неделовых" элементов. Так, например, куртка весьма и весьма нежелательна, поскольку это разновидность спортивной одежды. Предпочтительнее пальто, плащ, меховое пальто классических фасонов.

Цвет и фактура ткани верхней одежды следует подбирать таким образом, чтобы даже в те короткие мгновения, когда деловая женщина, придя на свое рабочее место (или в гардеробе), снимает пальто или плащ - сохранялось соответствие и гармония в цветовой гамме, фасонах, особенностях тканей верхней одежды и повседневного делового костюма. То же касается и дождевого зонта.

Шарф - длинный или короткий, но обязательно фабричного изготовления, ни в коем случае не ручной вязки. Головной убор - по погоде и в соответствии с модой и желанием женщины. Деловой этикет рекомендует отказаться от вычурных фасонов головных уборов - шляп с большими полями, обилием украшений, яркой расцветки. Умеренность модных проявлений, строгая изысканная простота - вот все те же, уже знакомые нам требования, предъявляемые этикетом к верхней одежде. Перчатки - кожаные, возможно, в силу все тех же особенностей климата, на утолщенной или меховой подкладке, цвет - черный, может быть коричневый, допустим серый. Не рекомендуются варежки, рукавички, вывязанные вручную, и тому подобные вещи.

Женский облик в деловом мире характерен умеренностью во всем, классическими фасонами одежды и обуви, трикотажа, отсутствием ярких, привлекающих изумленное внимание коллег и клиентов, расцветок, умеренным макияжем и разумным количеством украшений.

Что касается деловых приемов, то на дневные приемы деловая женщина явится в обычном повседневном деловом костюме, на приемах типа "коктейль", "бокал шампанского" допускается использование более нарядных костюмов, более дорогие и яркие украшения. Что касается вечерних приемов, надо руководствоваться тем, что указано в приглашении на банкет и другие виды вечерних приемов; если есть упоминание о вечернем платье - следует выполнить это указание.

Как правило, такого рода грандиозные приемы фирмы устраивают редко. Чаще всего приглашение не содержит сведений о том, следует ли надевать смокинг мужчине или вечернее платье - женщине. Возьмем на себя смелость утверждать, что в подобных случаях деловой женщине лучше всего остановиться опять же на классическом костюме традиционного английского стиля, однако выполненном из "парадных" тканей - атласа, кружева на чехле, шелкового бархата, парчи; весьма уместна ткань с добавлением блестящей нити, которая дает эффект мерцания, поддерживающий общую праздничную направленность костюма. Строгость классического фасона костюма покажет, что носительница его помнит, что она находится на деловом приеме, а мерцание и свечение нестандартной ткани, из которой костюм изготовлен, укажет на то, что его обладательница полна должного уважения к празднованию фирмой знаменательного события.

Вопросы для повторения и самопроверки  

1. Сформулируйте определение имиджа и репутации делового человека. Какова взаимосвязь благоприятного имиджа с деловой репутацией его носителя?

2. Назовите и дайте характеристику основным элементам благоприятного имиджа делового человека.

3. Приведите доводы в пользу утверждения о том, что скромность не должна ассоциироваться ни с робостью, ни с застенчивостью.

4. Перечислите ряд требований к внешнему виду делового мужчины, касающиеся его одежды, прически, аксессуаров и пр.

5. Каковы требования к внешнему виду деловой женщины?

ЭТИКА ДЕЛОВОГО КОНТАКТА. ВИЗИТНЫЕ КАРТОЧКИ

Аннотация В данном разделе рассматривается важная составляющая делового этикета – этика делового контакта. Особое внимание уделено визитной карточке, правилам ее оформления и использования.  

Учебные задачи:

- познакомиться с особенностями этапа установления контакта в деловых отношениях;

- изучить основные виды визитных карточек как инструмента делового контакта, функциональное назначение;

- рассмотреть правила оформления и вручения визитных карточек, требования к их использованию в различных ситуациях.

В деловом общении этап установления контакта находится на первом месте и в дальнейшем развивается за счет ориентации в ситуации и перехода к непосредственному обсуждению вопроса, проблемы. Довольно часто неуспех делового общения предопределен с самого начала: неудавшийся контакт (точнее его отсутствие) ведет к дальнейшей цепочке неправильных действий.

Знакомство может осуществляться без посредника и при помощи посредника, когда людей знакомит кто-то третий. Если знакомство осуществляется без посредника, инициатором знакомства в первой реплике называется та организация, которую он представляет, и цели, которые преследуются установлением данного контакта.

Как правило, деловые люди сегодня при знакомстве обмениваются визитными карточками.Это значительно упрощает первоначальное вступление в контакт, экономит время, поскольку визитная карточка содержит практически всю необходимую информацию о деловом человеке: имя, отчество, фамилию, место работы, должность, контактные телефоны.

Согласно первым упоминаниям в исторической летописи, визитные карточки появились в Древнем Китае примерно в II - III веках до н.э. Китайские чиновники специальным указом обязывались иметь карточки на красной официальной бумаге с написанными на них именем и занимаемой должностью. Также в Китае было принято посылать визитную карточку с пожеланиями удачи, здоровья и именем дарителя вместе с подарками.

Первое официальное упоминание о визитке относится к временам правления Людовика XIV. Появившись во Франции, визитная карточка стала значимой вещью для представителей Высшего светского общества и сословия, став неотъемлемым репрезентативным аксессуаром. Имея вид игральной карты с именем визитера, визитка представляла своего хозяина во всем величии и блеске его положения.

Визитки становились необходимым средством этикета, с умными правилами, управляющими их использованием. Со временем онистали атрибутом дам и джентльменов среднего класса и практически не использовались классом рабочих и служащих. Так, в XVI-XVII векахгравированные визитки уже имели горожане Венеции и Флоренции, где изготовление визиток стало особым искусством, которым занимались лучшие граверы. Первая напечатанная визитка была обнаружена в Германии (датируется 1786 г .).

В России визитные карточки появились при Екатерине II. Они содержали гравированный орнамент, вычурные гербы владельцев. В дальнейшем, при наступлении "эпохи минимализма" визитные карточки и их оформление становятся строже, лаконичней и проще: "Пушкинъ" - ни украшений, ни иной информации.

Эра визиток в России началась с бурным развитием экономики в 60-х гг. XIX века. Визитки писались от руки, заказывались в типографиях, известными художниками разрабатывались уникальные эскизы. Визитки удивляли своим разнообразием - мужские и дамские, супружеские, свадебные и похоронные, крестильные, пасхальные и рождественские. Появился и новый обычай указывать на карточках адрес владельца, звания, чины и должности. В конце XIX века возникают рекламные тексты, рождается корпоративный стиль, появляются специальные конверты для визиток. По-новому начинается и оформление визиток: разные шрифты, бесцветное тиснение, используются цветные бумаги, орнаменты, эмблемы, производится золочение обрезов, вырубка. Все это постепенно формирует этикет составления визитки. Основные нормы этикета устоялись, хотя визитка всегда индивидуальна, всегда является частью имиджа своего владельца (у одного из литературных героев она написана кровью).

После революции 1917 г . визитные карточки искоренили, объявив их "буржуазным пережитком".

Вновь визитка появилась уже в СССР. По новым правилам писать фамилию владельца карточки следовало впереди имени. Немаловажным правилом "русской визитки" стал одинаковый размер и полный отказ от какой либо изысканности и пышности дизайна.

В это время на Западе уже существовало два вида визиток: вертикальная и горизонтальная. Вертикальный формат визитной карточки пользовался широким успехом в Америке и Канаде.

Со временем на визитки появился спрос. По требованиям заказчиков информация становится более демократичной, вежливое напоминание о владельце карточки сменилось на престижность самой визитки (дорогие дизайнеры - дорогие визитки - дорогие технологии). Визитная карточка стала привилегией дизайнеров, которые использовали для ее оформления необычные приёмы, дорогую типографию, объёмное теснение и т.д. Тексты стали размещать как с лицевой, так и с оборотной стороны. Вслед за многими европейскими странами в нашей стране появились визитки со сгибами, "раскладушки".

Современные владельцы визитокстремятся разместить на визитке как можно больше информации: эмблемы и символы, товарные знаки и фотографии, рисунки гербов и флагов. Существует особый класс профессионально сделанных стильных визитных карточек, которые становятся произведениями искусства и поражают своей фантазией и профессиональностью.

В современной деловой жизни визитные карточки являются обязательным атрибутом делового человека. Ее можно рассматривать как форму ненавязчивого и сдержанного знакомства, поскольку при вручении визитки партнер не ставится в условия обязательности поддержания контакта, его только информируют о наличии данного учреждения и конкретного должностного лица.

  Функции современных визитных карточек:

- представление деловых партнеров;

- подтверждение заинтересованности в последующих деловых контактах;

- информирование о фирме, направлениях ее деятельности;

- осуществление деловых контактов между партнерами (например, при сопровождении подарка, цветов и т.п.).

Сейчас визитные карточки помимо рекламной функции, выполняют функцию эмоционального воздействия. Их вкладывают в письма, в букеты, в подарки. Фирменные визитные карточки служат еще и справочником, они предлагаются потенциальным клиентам наравне с буклетами, листовками, прайс-листами. Визитки удобны еще и тем, что они подчеркивают деловой характер знакомства и в то же время дают возможность для обратной связи.

Визитка печатается на плотной бумаге высокого качества и представляет собой небольшой прямоугольник размером приблизительно 5x8 см. Обычно она печатается на языке страны, в которой живет владелец карточки, по-английски или на языке страны пребывания. Возможны варианты, когда на одной ее стороне указан текст на русском языке, на другой - на английском или на языке страны пребывания.

В современной мировой бизнес-практике действуют правила оформления визитных карточек, принятые в светском этикете: текст должен быть предельно простым, не вычурным, легко читаемым и не золотого, не красного или еще какого-либо экзотического оттенка, а черного цвета, без цветных или золотых напылений, объемных изображений и тому подобных "украшательских" элементов.

  Чем проще карточка, тем больше в ней достоинства и элегантности.   Рекомендации по оформлению визитных карточек:

1. Независимо от того, является ли визитка корпоративной (представительской) или личной (семейной), несмотря на профессиональную «принадлежность», бумага должна быть всегда качественной. Первое впечатление нельзя произвести дважды, поэтому не стоит экономить на себе. Бумага, на которой выполнена визитная карточка, говорит о многом: Вашей стабильности, надёжности, деловом подходе. Визитка, выполненная на тонкой бумаге, будет проигрывать во всех планах: у неё непрезентабельный вид, она не претендует на то, чтобы надолго задержаться в визитнице партнёра, смотрится «дёшево» (для многих компаний – это немаловажный показатель), она недолговечна (быстро мнётся, рвётся и т.п.).

Что касается цветовой гаммы, можно отметить, что многие уже постепенно отказываются от «стереотипа 90-х»: чем ярче, тем богаче. «Игру цвета» могут позволить себе «вольные художники», артистичные натуры: фотографы, дизайнеры, стилисты, модельеры.

В деловых визитках должна присутствовать определённая сдержанность и консерватизм. Однотонность и монохромность как наиболее ожидаемые характеристики визитки в деловой среде не рассеивают внимание партнёра, акцентируя его на важных моментах: личных данных, контактах. Визитка может быть оригинальной и в данном случае. Нестандартное решение может касаться как текстовой части, так и дизайна (может использоваться дизайнерская бумага, либо печать в одну - две краски).

2. На деловой визитке должна размещаться следующая информация: - название компании (рядом с ним располагается логотип); - имя, отчество и фамилия (эта самая удобочитаемая последовательность, располагающая к запоминанию);  

- должность;

- контактные данные: телефон, факс, e-mail, сайт, почтовый адрес (расположение по приоритетности вида связи).

Данные должны быть размещены на одной визуальной линии, следуя друг за другом - таким образом достигается лучшая считываемость информации.

Поскольку у многих компаний логотип представляет собой аббревиатуру или полное начертание названия компании, то выходные данные лучше всего размещать по центру. Если же логотип компании – это какой-либо объект, то он располагается с левой стороны визитной карточки, а информация о её «владельце», соответственно, справа, поскольку мы (европейцы) читаем слева направо.

Исправления ручкой на визитке не приемлемы - лучше заказать ещё один тираж со всеми изменениями.

На фирменной визитной карточке указывается только название компании, её телефоны и адрес. Она используется в рекламных целях и вручается партнёру или клиенту вместе с Вашей деловой визиткой, чтобы усилить эффект запоминания информации.

В отношении личной, либо семейной визитки не стоит придерживаться всех выше перечисленных правил. Можно ограничиться одним лишь именем и фамилией, здесь не требуется таких же формальностей. На ней Вы можете разместить только свой телефон и e-mail. Цветовая гамма также не ограничена. Кроме того, можете расположить на ней свою фотографию – на личной визитке это позволительно.

3. Многие компании, желая отметить международное партнёрство или стремясь к нему, делают двусторонние визитки, размещая на них, помимо русскоязычного варианта текста, также и англоязычный (с другой стороны). Это считается дурным тоном. У Вашего партнёра или клиента может сложиться ощущение того, что Вы хотите на нём сэкономить. Кроме того, вторую сторону визитки следует оставлять всегда чистой, чтобы Вашему новому знакомому можно было сделать необходимые для него пометки. Обязательно сделайте отдельный комплект визиток на языке страны Вашего партнёра. Обычно компании ограничиваются общепринятым языком делового общения – английским. В англоязычной версии стоит указать только имя и фамилию, отчество – не обязательно, также все контактные данные (аналогично русскоязычной).

В общении с зарубежными партнёрами можно использовать в качестве надписей следующую символику, основанную на французском алфавите, но при этом известную во всём мире:

p.r. – выражаете благодарность;

p.f. – поздравляете;

p.f.N.A. – поздравляете с Новым годом;

p.f.c. – выражаете удовольствие;

p.p. – заочно представляетесь;

p.p.c. – прощаетесь (в связи с окончательным отъездом из страны);

p.c. – соболезнуете;

p.m. – напоминаете о себе;

r.s.v.p. – отвечаете на приглашение.

Обычно эти пометки ставятся в левом нижнем углу.

Уместно заметить, что английский язык, претендующий на роль планетарного, пытается если не заменить непреложные французские выражения, то хотя бы их дублировать. Так, например, в приглашении на деловой ужин принято указывать форму одежды, используя все те же устоявшиеся французские слова: cravate noire ("черный галстук"), т.е. имеется в виду, что на ужин необходимо явиться в смокинге. Некоторые американские фирмы в своих приглашениях под французским текстом пишут аналогичный английский: "Make tie", однако, полностью заменить французские слова английскими, т.е. нарушить вековые традиции этикета, хотя бы светского, никто не решается.

Подчеркнем, что отвечать на посланные с какой-либо целью визитные карточки по телефону не принято, ответ дается также визитной карточкой. В случае необходимости использовать визитную карточку для передачи информации на свободном поле карточки пишется текст (естественно, краткий) от третьего лица.

4. Основное требование к шрифту - он должен быть максимально читаемым. Не рекомендуется использовать сложные декоративные шрифты (если, конечно, этого не требует профиль Вашей деятельности), курсивное и жирное начертание.

5. Стандартный размер визитной карточки – 90х50 мм. Если Вы хотите выделиться, то размер может быть чуть больше (100х60 мм) и чуть меньше (70Х35 мм), кроме того, Вы можете закруглить углы. Но тогда Вам стоит учесть, что Ваша визитка будет либо не помещаться в стандартную визитницу Вашего партнёра, либо «выскальзывать» из неё.

Визитные карточки, применяемые в деловой практике, бывают следующих видов:

- стандартная визитная карточка сотрудника фирмы; - представительская карточка сотрудника фирмы; - семейная визитная карточка; - прочие визитные карточки.  

Стандартные визитные карточки вручаются для формального представительства, без выраженного настроя на продолжение знакомства.

Можно сказать, что визитная карточка дает первоначальное представление о фирме, поскольку через адрес, указанный на визитной карточке, можно узнать о местоположении фирмы (в центре, на окраине города), что говорит о благосостоянии фирмы, прочности или непрочности ее положения. Также можно узнать имеет ли организация собственное здание или арендует помещение. Наличие номеров внутренней телефонной связи указывает на то, что у фирмы есть собственный коммутатор, а значит, она является солидной и располагает многочисленным персоналом, что хорошо сказывается на репутации фирмы.

Существуют и визитки для специальных целей, например, визитки для более близкого знакомства, на которых вместе со служебными указываются также личные телефоны — телефоны квартиры и дачи.

В России часто пользуются визитками первого типа, на которых при желании партнер может подписать телефоны своей квартиры или дачи. В деловой среде не принято специально просить своего собеседника это сделать, но если в знак особого доверия и расположения он совершает такой жест, это очень ценится.

В последнее десятилетие стандартные требования к виду и содержанию визитной карточки значительно расширились, например, некоторые фирмы заказывают своим сотрудникам визитные карточки непривычного вида с фотографией или в виде небольшой книжечки, где подробно указывается, чем занимается то или иное подразделение фирмы, как с ним связаться, как проехать, где находится место для парковки автомашин и т.п.

Второй тип визитной карточки, используемой в деловой сфере, - карточка, где указываются только фамилия и имя. Такими карточками могут обмениваться только в том случае, если требуется закрепить первое знакомство, а в сведениях о фирме, должности и занятиях владельца карточки потребность еще не возникла.

Третий тип - визитная карточка фирмы. Она также появилась сравнительно недавно. В ней указывается полное официальное название фирмы, ее логотип, почтовый адрес и адрес в Интернете, телефоны секретариата, иногда - отдела по связям с общественностью и рекламного отдела, направление деятельности фирмы, в ней могут размещаться адреса и телефоны филиалов за рубежом. Визитные карточки фирм используются во время презентаций, на выставках-ярмарках. Цели использования таких карточек - в основном рекламные.

Четвертый тип - семейная визитная карточка. На ней указываются имя или фамилия главы семьи (без указания должности в какой-либо фирме), имя и фамилия его супруги, имена детей, домашний адрес и телефон. Это может показаться странным с первого взгляда, но семейная визитная карточка используется и в деловой жизни, например при знакомстве глав семей, находящихся на выездной учебе или на отдыхе за счет фирмы, а также в том случае, когда фирма направляет своих сотрудников с семьями для работы в зарубежном филиале.

Следует отметить, что служебные визитные карточки женщин не отличаются от визитных карточек мужчин. Однако если визитная карточка женщины содержит только ее имя, фамилию и телефон (иногда в карточке может быть и фотография), следует отнестись к ее владелице с особой осторожностью, так как это представительница первой древнейшей профессии.

Визитные карточки, на которых указано одновременно имя и фамилия мужа и жены рассылаются или завозятся главным образам дамам.

Уместно вручить свою визитную карточку секретарю в приемной (при посещении фирмы), если с лицом, которому Вы наносите деловой визит, ранее знакомы не были. В этом случае, секретарь, представляя Вас, наверняка не перепутает имя и правильно произнесет фамилию.

Деловым людям, часто имеющим контакты с иностранными партнерами, целесообразно иметь визитные карточки, написанные на разных языках; однако одна сторона визитки должна всегда быть заполнена текстом на родном языке.

Посылаемые карточки запечатываются в обычный конверт.

Завозимые визитные карточки непосредственно ее владельцем загибаются с правой стороны (загнутый угол означает личное посещение), посылаемые визитные карточки не загибаются.

На полученные или завезенные визитные карточки полагается ответить в течение 24 часов.

Визитные карточки не должны быть вычурными, экстравагантными, не должны иметь золотых обрезов.

При деловом знакомстве обмен визитными карточками обязателен. Если кем-либо из участников встречи не вручена карточка, это быть может расценено как неуважение, нежелание продолжать контакты - ни деловые, ни личные, а также как пренебрежение.

Если вручается визитная карточка, необязательно называть имя и отчество, можно только фамилию. Другое дело, если вы представляетесь, не имея при себе визитной карточки. Тогда вы называете полностью имя, отчество, фамилию и контактный телефон после названия или представления своей фирмы.

Визитная карточка вручается таким образом, чтобы текст ее был сразу прочитан. При этом владельцу визитной карточки следует вслух произнести свою фамилию, чтобы облегчить партнеру ее запоминание.

Получивший карточку должен, держа ее в руке, прочитать ее содержание, поблагодарить и убрать в кейс, папку или во внутренний карман (но не в наружный) пиджака.

Вручается и принимается визитная карточка обычно правой рукой, при этом оба партнера обмениваются легкими поклонами.

Процедура обмена визитными карточками, в том случае, если деловая встреча достаточно многочисленная и потенциальные партнеры визуально не знают друг друга, может осложниться. Поэтому имеет смысл постараться узнать заранее, кто из участников встречи относится к более высокому рангу. Дело в том, что первым вручает свою визитную карточку младший по должности, если должности равны - младший по возрасту.

  Если деловая встреча проходит за рубежом, то первыми вручают свои визитные карточки представители принимающей фирмы, т.е. "хозяева". Во время деловых переговоров можно положить визитные карточки перед собой в том порядке, в котором сидят деловые партнеры. Нельзя использовать чужие визитные карточки для записи во время переговоров, мять, складывать их, просто вертеть в руках. Это будет воспринято как знак неуважения к хозяину карточки и, следовательно, ко всем остальным.

В настоящее время появилась мода на визитки из необычных материалов. Визитки изготавливают из дерева, металла, пластика, ткани и пр. Например, визитки из пластика – золотая середина между классикой (визитки на картоне, дизайнерской бумаге) и хай-теком (визитки на CD). Благодаря материалу эти визитки отличаются особой прочностью и долговечностью: они не мнутся и не рвутся, и понадобится большое усилие, чтобы с ними что-либо сделать. Эта визитка не теряет всех свойств обычной карточки: она такая же информативная, может быть сделана из пластика любого цвета, даже прозрачного, и дизайна любой сложности. Помимо этого, контактные данные могут быть нанесены способом гравировки или методом эмбоссирования, который применятся при изготовлении банковских карт. Можно сделать визитку в точности, как банковскую карту, со штрих-кодом, чтобы подчеркнуть важность, или же сделать специальный защитный слой, за которым будет скрываться, например, номер мобильного телефона, тем самым вызвав несомненный интерес у нового знакомого.

Необходимо отметить, что визитная карточка в деловой сфере служит для передачи информации, является подтверждением солидности и хорошей репутации фирмы и ее сотрудника.

Вопросы для контроля и самопроверки

1. Обоснуйте значимость этапа вступления в контакт при деловом общении.

2. Раскройте основные требования к содержанию визитных карточек и их оформлению в зависимости от существующих видов.

3. Приведите примеры надписей, которые делаются на визитной карточке. В каких ситуациях они уместны? Следует ли на них отвечать и каким образом?

4. Кто первым вручает визитную карточку в рамках делового знакомства?

5. Какие существуют правила поведения при получении визитной карточки?

ДЕЛОВАЯ ПЕРЕПИСКА, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАПИСНОЙ КНИЖКИ

Аннотация В данном разделе приводятся правила служебной переписки, рассматриваются основные понятия и виды деловой переписки, схемы делового письма, раскрываются основные требования, предъявляемые к деловому письму, подчеркивается актуальность использования современных средств информационно-коммуникационных технологий в деловой электронной переписке, а также необходимость ведения записей и использования записной книжки как значимого профессионального инструмента делового человека.  

Учебные задачи:

- изучить базовые категории служебной переписки;

- рассмотреть основные виды деловой корреспонденции;

- познакомиться с основными принципами и правилами деловой переписки;

- рассмотреть схему составления делового письма или служебной записки;

- рассмотреть особенности виртуального этикета, определяющего правила электронной деловой переписки;

- изучить технологии ведения записей и использования записной книжки как значимого профессионального инструмента делового человека.







Сейчас читают про: