Литовцы

По данным 1960 г., в Литовскои ССР имеются 116 городов, 179 поселков городского типа (бывш. местечек) и 346 сельских поселений.За годы Советской власти численность городского населения значительно выросла: если в 1939 г. в городах жило 23% населения, то по переписи 1959 г.— 39%. Решающее значение при этом имело возникновение новых и реконструкция старых промышленных предприятий, превращение некоторых местечек в районные центры, рост старых и появление новых городов.

Литовские города не очень велики. Два имеют свыше 250 тыс. жителей (Вильнюс, Каунас), три — от 50 тыс. до 100 тыс. жителей (Клайпеда, Шяуляй, Паневежис), семь — свыше 10 тыс.; другие города и местечки насчитывают менее 10 тыс. жителей.

Вильнюс (271,1 тыс. жителей) — древняя столица Литвы, центр культурной и политической жизни, расположен в очень живописной холмистой местности у впадения Вилейки (Вильнеле) в Нерис.

В исторических источниках Вильнюс впервые упоминается в XII в. В 1322—1323 гг. великий князь Литовский Гедимин сделал его столицей Литовского государства. В Вильнюсе сохранилось много древних архитектурных памятников. В центре города на Замковой горе (Pilieskalnas) находятся развалины замка Гедимина (середина XIV в.) с башней, реставрированной в годы Советской власти. Памятником поздней готики является костел св. Анны (середина XVI в.). С XVI в. в сооружениях города наряду с готическими формами заметны черты архитектуры Возрождения (дворы замечательного архитектурного ансамбля Государственного университета — 1578 г.). В XVII в. распространился стиль барокко, ставший надолго господствующим в архитектуре Вильнюса (часовня св. Казимира в кафедральном соборе— 1636 г., костел св. Петра и Павла — 1668—1684 гг., костелы св. Тересы, Котрины, ряд жилых домов). Крупнейшие сооружения в стиле классицизма возведены литовским архитектором Л. Стуока-Гуцевичюсом (Вильнюсская ратуша — ныне Художественный музей — 1786 г., кафедральный собор — теперь Картинная галерея — 1777—1801 гг. и др.).

В годы гитлеровской оккупации в Вильнюсе было разрушено а/5 всего жилого фонда. В послевоенные годы Вильнюс был быстрыми темпами восстановлен, ныне осуществляется план реконструкции города. Вырос новый промышленный район в западной части города, идет большое строительство новых промышленных предприятий, общественных зданий, растут целые кварталы новых жилых домов. Город украшается новыми широкими улицами, площадями, парками, скверами. К городу примыкает курортная местность Валакампяй.

Каунас, второй по значению центр республики (254,3тыс. жителей), расположен на среднем течении Нямунаса у устья р. Нерис. Старинные хроники относят постройку Каунасского замка к 1030 г. Археологические данные свидетельствуют о том, что поселение здесь имелось и в более древний период. В период буржуазной диктатуры Каунас был временной столицей Литвы. За годы Советской власти Каунас стал крупным центром легкой промышленности, культуры и науки. Для Каунаса характерны широкие, прямые, хорошо озелененные улицы, здания современного архитектурного стиля. В последние годы построен целый квартал новых жилых домов в районе улицы Тунеля, новый промышленный квартал в районе Жалякальниса.

Клайпеда (110,2 тыс. жите лей) — третий по величине и единственный портовый город Литвы на побережье Балтийского моря. Она является одним из наиболее древних городов Литвы. Клайпеда сильно пострадала от военных действий в 1941—1944 гг. В послевоенный период здесь проведена большая работа по восстановлению и развитию хозяйства, быстро развивается промышленность, клайпедский порт стал крупным транспортным центром.

Некоторые города Литвы выросли благодаря удобному расположению их при больших узлах коммуникаций или близости крупных центров (Радвилишкис, Кретинга, Лентварис, Куршенай).

Новые города за годы Советской власти появились вокруг промышленных предприятий. Так, г. Науёй Акмяне вырос при цементном заводе, Григишкес — около бумажного завода, Тируляй — на торфоразработках, Электренай — вокруг мощной ТЭЦ.

Новое строительство ведется соответственно современным культурно- бытовым требованиям. Прокладываются широкие прямые улицы, озеленяются просторные дворы. В новых городских жилых домах квартиры проектируются из одной, двух, трех и более комнат с отдельной кухней, со всеми удобствами и центральным отоплением. Квартиры в новых домах практичные, удобные и уютные, они создают благоприятные условия для жизни горожан.

В Вильнюсе проведена теплофикация и газификация с использованием естественного украинского (Дашава) газа. В послевоенные годы в Литве построено более 3,5 млн. кв. м жилой площади. Только с 1958 по 1961 г. городской жилой фонд вырос на 937 тыс. кв. м, в том числе 607 тыс. кв. м построено на государственные средства. Возведено много зданий общественного назначения: школ, больниц, домов культуры, общежитий и др.

В годы Советской власти стала вестись систематическая работа по охране и реставрации ценных памятников архитектуры, которых много как в крупных городах, так и на периферии. Всего охраняется государством 467 памятников. Среди них следует упомянуть замок Тракай, ансамбль бывшего монастыря Пажайслис в Каунасе, монастырь Титу- венай в Кельмеском районе и др. За последние годы проведены реставрационные работы в Тракайском замке, замке Гелгаудай (Юрбаркский район), реставрирована башня Гедимина в Вильнюсе, консервационные работы проведены в Каунасском и Биржайском замках.

В Литве в настоящее время имеются три типа сельских поселений: деревни, хутора и новые колхозные поселки. Деревни в Литве в основном двух типов: кучевые и уличные. Кучевые деревни с беспорядочным расположением усадеб являются древнейшей-формой. Они были распространены по всей стране, в наши дни встречаются в западной и юго-восточной частях Литвы.

Уличные деревни появились повсеместно в середине XVI в. в связи с проведением волочной реформы. Для них характерна прямая улица, идущая через всю деревню, и по обе стороны ее одна напротив другой располагаются крестьянские усадьбы. Уличная форма деревень сейчас преобладает, особенно на Виленщине.

Хутора имеют различное происхождение. В западных районах Литвы наряду с деревнями с древнейших времен существовали однодворки; некоторые возникли в XVI в. во время проведения вол очной реформы, но основная их масса образовалась позже, вследствие разбивки деревень на хутора. В Занеманье межевание деревень на хутора началось в первой половине XIX в. по закону 1835 г. Земля выделялась двору одним участком, а усадьба переносилась на него в заранее намеченное место вблизи дороги. В ХТХ в. в Занеманье, по статистическим данным, было разбито на хутора 1996 деревень. В конце XIX в. началось межевание хуторов и в других частях Литвы. В начале XX в. выделение хуторов проводилось по столыпинской реформе. За период с 1907 по 1914 г. в Литве было разбито на хутора около 1770 деревень. Массовое межевание деревень на хутора происходило в период буржуазной республики в связи с земельной реформой 1922 г. За годы буржуазной республики в Литве было разбито на хутора около 7000 деревень и создано 159 118 хуторов. Буржуазная земельная реформа носила антинародный характер. Деревенские усадебные участки и лучшие земли захватывали кулаки, а середняки и беднота вынуждены были селиться на окраинах и болотах. Это вело к еще большему обнищанию трудящихся крестьян, к разорению малоземельных и середняков, к усилению кулацкого элемента в литовской деревне. На оккупированной Польшей Виленщине (1920—1939 гг.) деревни сохранились.

Победа колхозного строя в литовской деревне привела к созданию нового типа поселений — колхозных поселков.

Партия и правительство приняли все меры к тому, чтобы создать лучшие условия для организации колхозных поселков. Уже в 1949 г. государство выделило большие кредиты на строительство общественно-хозяйственных построек в колхозах и жилых домов для колхозников. Колхозные поселки, проектируемые архитекторами и инженерами, коренным образом отличаются от старых крестьянских поселений, что выражается в самой планировке. Колхозный поселок разделен на три основных сектора: общественный, хозяйственный и жилой. Уже четверть всех сельских жителей Литвы проживает в колхозных поселках. Переселение в колхозные поселки будет завершено в ближайшие 8—10 лет. Это даст возможность литовскому колхозному крестьянству пользоваться всеми достижениями советской культуры.

Крестьянские усадьбы в Литве делились на две основные группы: деревенские и хуторские. Расположение построек и план деревенских усадеб в прошлом зависели от размера приусадебного участка. Деревенские усадьбы отличались более четкой планировкой, жилые дома стояли торцом к улице. Это была, как правило, «лучшая» часть дома: лучшие помещения, богатый декор фасада. Дом ставился несколько отступя от улицы, перед ним разбивался цветник. Хозяйственные постройки в усадьбе группировались вокруг открытого двора, причем клеть стояла напротив дома. Ригу строили на расстоянии от других построек.

Хуторская усадьба имела несколько иную форму. Здесь крестьяне, не стесняемые границами приусадебных участков, свободно^ располагали постройки вокруг двора. Иногда в усадьбе было два или три двора. Центром усадьбы служил жилой дом, длинная сторона которого была обращена на юг или запад. В Жемайтии клеть, жилой дом и хлев часто стояли параллельно.

Занеманские усадьбы представляют особую группу, в них постройки расположены по сторонам квадратного открытого двора. Такую же планировку повсеместно имеют хутора, возникшие в XX в.

Как хуторские, так и деревенские усадьбы всегда огораживались заборами, иногда заборами разделяли двор на несколько частей. Для въезда в усадьбу делались ворота, которые на востоке часто раскрашивались. Старые усадьбы литовских крестьян хорошо озеленены.

В новых усадьбах обычно две основные постройки — жилой дом и хлев, разделенные открытым двором квадратной формы. Вокруг новых усадеб колхозников разбиваются фруктовые сады.

Основной фонд крестьянских жилищ составляют жилые постройки, возведенные за последние 70—80 лет. Жилище литовцев прошло сложный путь развития.Первой наземной срубной постройкой литовцев был «нумас» (пи- mas), По археологическим данным, он известен уже в I тысячелетиин.э.Старинный нумас был однокамерной постройкой без потолка,с открытым очагом посередине.Стены его были рублены из круглых бревен, крыша массивная, четырехскатная, соломенная с треугольным дымовым отверстием под гребнем крыши. В ходе развития планировка нумаса усложнялась. Основным помещением остался нумас с открытым очагом, к нему примыкала камора — спальня для семьи хозяина,в одном конце пристраивалось помещение для скота, с другого конца— навес (liepis). Старинный нумас служил одновременно и жилым помещением и хлевом. С XVI в. старинный нумас меняет назначение и отчасти форму.Он стал использоваться для жилья только летом, а чаще служил кухней, кладовой, иногда и хлевом. В XVIII в. нумас превращается в хлев для мелкого скота.

Первоначально нумас был распространен по всей территории Литвыг но в XVI в. в восточной части страны он вытесняется другим типом жилого дома — курной избой. Изба состояла из двух частей: собственно избы — срубного помещения с потолком и черной печью, служащей для отопления и приготовления пищи, и холодных сеней без потолка.

Старинный нумас и курная изба были исходными формами традиционных жилищ, которые начали формироваться с XVI в. и наибольшего расцвета достигли в XIX в. Жилые дома литовцев с традиционной планировкой делятся на три типа: жемайтский, аукштайт- ский и занеманский.

Жемайтский дом (troba) внешне отличается необычайной массивностью, его корпус очень широк и длинен, стены невысокие, вертикально обшитые досками, крыша соломенная, тяжелая, полувальмовая, иногда с треугольными дымовыми отверстиями.

Внутренняя планировка же- майтского дома очень сложная, но основной принцип ее построения указывает на то, что этот тип жилища восходит к старинному нумасу с открытым очагом. В центре постройки расположено помещение, которое, не будучи жилым, сохраняло центральный, а в прошлом и единственный очаг в доме. Эта часть дома, восходящая к нумасу, превратилась затем в сени, которые делят в центре всю постройку поперек на две части. С обеих продольных сторон дома в сени ведут входные двери. Очаг нумаса превратился в «каминас» (kaminas), расположенный в середине сеней. Он представляет собой сложенную из камня камеру, стены которой наверху суживаются, образуя дымоход. В каминасе находится открытый очаг, на котором и теперь варят корм скоту, иногда летом готовят пищу. В каминасе был единственный очаг в доме, от него обогревались и жилые помещения расположенные по обе стороны сеней. Теперь в жилых помещениях тробы имеются плиты с обогревательными стенками и печи-голландки. Жилые каморы, расположенные по обе стороны сеней, делятся продольными капитальными стенами на две части и затем перегородками на отдельные помещения.

В начале XX в. в связи с расслоением крестьян тробы стали различаться по размерам и числу комнат. У кулаков число комнат достигало 15, каминас составлял особое помещение, появились отдельные каморы для батраков. Троба середняков по планировке близка к кулацкой, но в ней отсутствовали комнаты для наемных рабочих. Троба бедняков состояла из трех-пяти помещений. Каминас такой тробы был невелик.

Восточной границей распространения жемайтского дома служит р. Ду- биса. Троба имеет много сходпых черт с жилыми домами Курземе, Зем- гале и восходит к общему с ними исходному типу.

Занеманский жилой, дом (grincia) проходил путь развития, аналогичный жемайт- скому, но в XIX в. приобрел некоторые особенности: план его асимметричен, число комнат колеблется от 6 до 10; в одной половине дома находится комната для повседневных работ, центр дома занят кухней, перед ней расположены сени, во второй половине дома находится спальня и помещение для гостей. Занеманский жилой дом отличается своеобразной обогревательной системой. В комнате, кроме хлебной печи, устье которой обращено в сени, имеется лежанка, нагревающаяся от плиты. В этой лежанке выкладываются горизонтальные дымоходы. Каминас в занеман- ском доме маленьких ' размеров и сложен в чердачном помещении, так что основание его покоится на потолочном перекрытии дома (ками- насы такой формы распространились здесь в ХТХ в.). Корпус дома длинный, узкий, стены высокие, вертикально обшитые досцами. У главного фасада находится крыльцо. Обычно в передней или в торцовой стене есть и второй вход, ведущий в рабочие помещения. Крыша двухскатная, черепичная,соломенная или тесовая. В занеманском доме крыша обычно невысокая и сравнительно пологая.

Третий тип жилища — аукштайтская изба «пиркя» (pirkia) развилась из описанной выше курной избы. Аукштайтские избы обычно трехкамерные, с планировкой изба — сени — камора (или светлица).

Аукштайтская изба отапливалась русской печью, в которой также варили пищу, пекли хлеб. На печи спали старики и дети. В избе в холодное время протекала вся жизнь семьи. Светлица была холодной, позже в ней стали складывать печи-голландки. Поэтому светлица очень долго служила жилым помещением только летом.

Почти все жилые помещения пиркя имеют деревянные полы. Глинобитные полы делаются иногда в кухнях и в сенях. Корпус избы узкий и длинный, крыша — соломенная двухскатная, реже полувальмовая или четырехскатная, вход в дом через сени, как правило, перед входом пристраивается крыльцо.

Аукштайтская трехкамерная изба встречается у различных слоев крестьян, отличаясь лишь размерами и количеством комнат. Жилые дома кулаков и зажиточных середняков в северо-восточной части Аукштайтии (Купишкский, Утенский, Рокишкский районы) приобрели крестообразный план в связи с тем, что центральная часть путем удлинения поперечных капитальных стен сеней делается шире остального дома.

Жилые дома аукштайтского типа распространены на востоке Литвы до р. Невежис, а на юго-востоке — до среднего Нямунаса. Пиркя по планировке и внешнему виду сходен с жилыми домами Латгалии, белорусов и западных русских. Пиркя относится к основному типу жилища, распространенному на западной территории расселения восточно- славянских народов и в восточных районах Прибалтики.

Традиционные жилые дома начали исчезать в период буржуазной республики, хотя середняки при постройке домов обычно сохраняли с некоторыми упрощениями традиционную планировку.В новых домах можно отметить существенные усовершенствования: увеличивались окна, крыша делалась из теса, более глубоко вкапывался в землю фундамент и т. д.

Кулаки и зажиточные середняки строили дома городского типа. Для них характерен компактный план, приближающийся к квадрату, планировка комнат разнообразная, на чердаке нередко устраивалась мансардная комната. Крыльцо делали застекленное, под домом сооружали погреб. Крыша была чаще всего двухскатная, крытая тесом, черепицей или железом. Стены обшивались в горизонтальном направлении досками. В качестве строительного материала наряду с деревом изредка применялся кирпич. Дома этого типа распространены по всей Литве; особенно много их в центральной части Литвы и в Занеманье, так как там было больше кулацких хозяйств.

Бедняки в большинстве случаев жили в старых домах. В связи с тем, что при проведении буржуазной земельной реформы получившие землю новоселы не обеспечивались строительными материалами, они из экономии строили маленькие дома из двух-трех комнат, которые нередко оставались внутри недостроенными. Внешняя архитектура их домов бедна.

После восстановления Советской власти в Литве а также и в первые послевоенные годы наряду с общественным осуществлялось индивидуальное строительство жилых домов. Эти дома строились традиционного или нового типа.

С победой колхозного строя в литовской деревне началось строительство жилых домов в колхозных поселках. Переселение с хуторов в колхозные поселки создает благоприятные условия для развития общественной жизни и подъема культурного уровня литовских колхозников.

Строительство новых жилых домов в колхозных поселках началось в 1951 г. и особенно широко развернулось с 1958 г. За период с 1951 по 1963 г. в колхозных поселках построено 32 669 жилых домов. Дома строятся деревянные и кирпичные. Можно установить некоторые закономерности и характерные черты сельского жилого строительства. Прежде всего колхозники строят дома по утвержденным типовым проектам. План дома приближается к квадрату. Комнаты спланированы компактно и рационально с тем, чтобы была экономной система отопления и дешевым строительство. Дома, предназначающиеся для одной семьи, состоят из трех-пяти комнат и кухни. Для строительства широко применяется кирпич, как более дешевый и прочный материал.

В новых жилых домах все комнаты имеют деревянные,чаще всего крашеные полы, стены оштукатурены, оклеены обоями или окрашены. Окна большие, размером 1,2 X 0,8 м, поэтому комнаты светлые. Рамы вставляются не наглухо, как в старину, а делаются на петлях.

Изменилась также и меблировка домов. В прошлом она состояла из стола, стульев, скамеек, кроватей, шкафов, сундуков и т. д. Мебель была несложных форм, тяжелая, украшенная прорезным или профилированным орнаментом, окрашенная коричневой, синей или зеленой краской. Фабричная мебель стала проникать в литовскую деревню лишь в годы буржуазной республики и в первую очередь появилась в домах кулаков и зажиточных крестьян.

В советское время мебель и в деревнях приобретается в основном фабричная.Новая мебель—легких форм,иногда в ней использованы некоторые черты традиционной мебели. Подъем материального благосостояния трудящихся и рост строительства жилых домов и культурно-бытовых зданий в республике вызывает резкое увеличение спроса на мебель. Производство ее растет из года в год. Мебель литовских фабрик имеет широкий спрос не только в республике, но и по всему Советскому Союзу.

В литовской деревне идет также большое строительство общественных зданий: больниц, школ, домов культуры и др.

Важнейшими хозяйственными постройками литовского крестьянства, часть которых сохранилась и в настоящее время, были клеть, хлев, рига (или гумно) и баня.

Наряду с жилым домом наиболее важную роль в быту литовских крестьян играла клеть (kUtis, svirnas). Она предназначалась для хранения зерна, пищевых продуктов, а иногда летом служила спальней. Клеть представляла собой довольно прочное срубное строение с двухскатной, четырехскатной или полувальмовой соломенной или тесовой крышей. Иногда в восточных районах под крышей делался накат из бревен или крепкий дощатый потолок. В XIX—XX вв. на территории Литовской ССР встречались два основных типа клетей, различных по плану и архитектурной форме, а именно: жемайтский и аукштайтский.

Клети в Аукштайтии, особенно у так называемых дзуков, были в большинстве случаев однокамерные, с входом с торцовой стороны, реже —в продольной стене. Двухкамерные клети встречались по всей территории Литовской ССР.В Жемайтии распространены клети с тремя или более помещениями. Общая черта всех типов клетей — помост с заборчиком по переднему фасаду клети. Обычно он украшен профилированными столбами, резьбой и др.

Для скота ставились срубные постройки под четырехскатной или двухскатной соломенной крышей — скотные дворы (tvartas). На территории Литовской ССР они встречаются нескольких типов. Чаще всего постройка объединяет два основных помещения:хлев для коров и конюшню. Для свиней и другого мелкого скота пристраивались отдельные помещения. К хлеву иногда пристраивали сарай. В западной и центральной частях Литвы встречаются более сложные скотные дворы-загоны (diendarzis, laidaras) П-образной формы, закрывающиеся воротами. Такие скотные дворы были широко распространены в XIX в. В 20—30-х годах XX в. в западных и центральных районах Литвы и в Занеманье получили распространение кирпичные или глинобитные хлева с взъездом наверх, где хранили корма. Для всех типов хлевов характерен высокий каменный фундамент, чтобы навоз не доходил до деревянной части стен.

Для хранения необмолоченных хлебов, их сушки и молотьбы литовскими крестьянами использовалось гумно (kluonas). В Литве распространены два типа традиционных гумен: аукштайтские и жемайтские.

Для аукштайтского (восточная и юго-восточная части Литвы) гумна характерны ворота с торцовой стороны, очень высокая четырехскатная или двухскатная соломенная крыша на самцах, широкий, но не длинный корпус. С конца XIX — начала XX в. гумна в этих местах стали строиться без риги, в них уже не производилось сушки снопов, а только хранение и обмолот. Жемайтский тип гумна распространен в западной части Литвы до р. Невежис. Он отличается следующими особенностями: ворота, иногда двое, устроены в продольной стене, имеется рига (jauja), корпус длинный, неширокий, крыша соломенная, четырехскатная, на стропильной конструкции. В жемайтском гумне имеется помещение для мякины, а с одного конца — сарай. Следует упомянуть занеманские сараи для молотьбы, распространившиеся в конце XIX — начале XX в. Сарай имеет два входа с боковых фасадов, у главного фасада находится пристройка для манежа конной молотилки (sopa).

Баня (pirtis) представляет собой маленькое срубное строение с четырехскатной или двухскатной соломенной крышей. Она состоит из двух помещений: бани и предбанника.Бани имеют наибольшее распространение на востоке Литвы, относительно меньше их в Жемайтии и вовсе нет в Занеманье.

В настоящее время упомянутые хозяйственные постройки литовских крестьян используются ими только частично,а некоторые, например гумна, в связи с переходом к коллективному хозяйству утратили свое прежнее значение. Гумна теперь нередко служат колхозными складскими помещениями. Некоторые клети и хлева используются колхозом, а другие остаются в пользовании самих колхозников.

Во всех колхозах быстрыми темпами идет строительство коровников, свинарников, птичников, зерносушилок, гаражей, различных мастерских, которых совсем не было в старой литовской деревне. Создание крупных колхозных центров с большими хозяйственными постройками, просторными домами культуры, школами, с кирпичными жилыми домами постепенно меняет не только быт литовского крестьянства, но и облик края.

Латыши.

Традиционные поселения — однодворки (виенсетас), на востоке — деревни рядовой и уличной планировки (циемс, саджа). Расположение построек усадьбы (жилой дом — истаба, хозяйственные постройки — клеть, рига, хлев, баня) в различных районах различно.

Основной тип традиционного жилища — сруб на фундаменте из дикого камня. Крыши двускатные (в Видземе и Курземе — и четырёхскатные), из соломы, тростника или дранки. Жилые помещения располагались по обе стороны сеней (намс) с кухней. Латгальская истаба, близкая к русской и белорусской курной избе, имеет вид двух самостоятельных срубов с русской печью, соединённых холодными сенями (синцес). В 1920—30-х гг. распространились многокамерные сельские дома типа коттеджей. В конце 1940-х гг. началось переселение латышей с хуторов в посёлки, местонахождение которых в основном совпадало с бывшими волостными центрами.

24.Поселение и жилище прибалтийско-финских народов русского севера (вепсы, карелы, финны, коми)

Стабильная система расселения вепсов сложилась в эпоху позднего средневековья и практически сохранялась без изменений до XX века. Характерной особенностью большинства вепсских деревень являлось отсутствие какого-либо плана и порядка расположения домов
 
Особенности поселений
 

Стабильная система расселения вепсов сложилась в эпоху позднего средневековья и практически сохранялась без изменений до XX века. Характерной особенностью большинства вепсских деревень являлось отсутствие какого-либо плана и порядка расположения домов. По поводу беспорядочного положения жилых построек в деревнях крестьяне-вепсы шутливо замечали: "Бывало, пойдешь в чужую деревню Христа славить, так по кадушкам замечаешь, в какой избе был, а в какой не был, деревня-то такая, что чужому человеку заблудиться можно". Почти каждый населенный пункт имел по два, три, а то и по четыре названия: по географической местности, по имени основателя деревни, по имени наиболее влиятельного лица и т.п. Одни названия числились в книгах, другие бытовали в народе.

 

Традиционные постройки

 

Традиционное жилище вепсов формировалось на протяжении многих столетий. Его внешний облик имел много общего с постройками других прибалтийских финнов и русских, населяющих северо-запад России, что объясняется схожими географическими условиями. Однако были и некоторые отличия; они проявлялись в приемах домостроительства, декоре вепсских построек. Крестьянские жилища строились с однорядной и поперечной связью (Г-образной и Т-образной). Пристройки к первоначальной избе появлялись тогда, когда увеличивалось количество членов семьи; тогда рубили еще одну избу и пристраивали ее к сеням дома. Все постройки ставились с учетом микрорельефа местности. До начала XX века в вепсских деревнях преобладали срубные "курные" избы самцовой конструкции с сильно выступающим двухскатным навесом остроконечной крыши над лицевым фасадом и подклетом - нижним помещением без окон. Подклет использовался для хранения различной утвари, сельскохозяйственных орудий и продуктов. Жилища состояли чаще всего из двух - трех камер. Крыши покрывались тесом, соломой, позже - дранкой.

Самые старые постройки имели на фасаде одно - два окна (в начале XX века на избах еще можно было увидеть волоковые окна); в конце XIX в. появились избы с тремя окнами по фасаду. В Прионежье дома состоятельных вепсских крестьян походили на северорусские большие избы. Они строились в два этажа с большим количеством окон на фасаде и боковых стенах. Сзади к таким избам примыкал крытый двор. Часто под крышей устраивали балкон с резными столбами-опорами и перилами. Над балконом находилась полукруглая арка-навес.

 

Подготовка к строительству дома

 

Подготовка к строительству дома начиналась с выбора материала; этому вепсы придавали большое значение, так как избу строили "на века". Заготавливать лес начинали поздней осенью, либо в начале зимы. Каждый ствол специально отбирали; на подходящих для строительства деревьях делали затесы. Веками накопленный опыт позволял крестьянам делать правильный выбор: если у дерева под ногами выступала вода и кора светлая - это "малтежный" лес; его не брали - древесина рыхлая. Предпочтение отдавали "карганику" - соснам, которые росли вперемешку с елкой на берегах сухих болот, либо "кондовому", "рудовому" - боровому лесу, растущему на высоких местах да на камнях. У него сердцевина желтая, широкая, тонкий луб. Считалось, что такое дерево "воды не держит".

С заготовкой леса для постройки дома было связано много примет. Так, строго-настрого запрещалось рубить очень старые деревья, которые должны были умереть своей смертью. Запрет распространялся и на деревья, выросшие на старых могильниках, в священных рощах. Не пригодными для построек считались также деревья, на которых ворон свил гнездо. Крестьяне считали, что в такой дом может ударить молния.

 

Постройка дома

 

Лучшим временем для постройки жилища считалась осень - больше свободного времени, дешевле нанять работников. Если избу ставили на своей земле, то не спрашивали согласия у соседей, а если на новом месте, то участок под строительство определялся всеми односельчанами. Обычно на строительство дома приглашали человек по восемь на день. Два - три воскресенья работы и сруб был готов. Если семья строила дом сама, то первые шесть венцов и пол укладывал сам хозяин, потом он созывал "помочь" для того, чтобы поднять избу. Собравшихся односельчан хозяин перед работой кормил обедом, а иногда и угощал пивом, специально сваренным для этого случая.

"Обмастерить" избу зажиточные крестьяне всегда приглашали плотников. Они прорубали окна, делали двери, стесывали стены, устанавливали "полки", и, в завершении всей внутренней работы, делали "ошесток" - ящик у печи. Если же семья была бедная и не могла оплатить весь комплекс работ по внутренней отделке избы, то ограничивались стесыванием стен у окна, да прибиванием крупных пластов бересты к наружной стороне дверей (для тепла).

 

Художественная отделка дома

 

Избы состоятельных крестьян украшал богатый декор. Резьбой были покрыты "косицы" - доски по краям свесов крыш, ограды балкончиков, наличники "красных" и слуховых окон, водосточные желоба, выступающие верхние бревна боковых стен. Концы куриц вырезались в виде птичьих и конских голов. Мастера-резчики умело сочетали выемчатую, контурную и накладную фигурную резьбу. Резьбу делали по сырому материалу - "пока сок в дереве жив".

Особую выразительность старинным вепсским постройкам придавали разнообразные наружные высокие крыльца с лестницами. Они были установлены на массивные столбы. Край площадки крыльца поддерживался либо одним столбом в центре, либо двумя столбами, поставленными под внешние углы крыльца. Крыльца были как открытые, так и закрытые (зашитые тесом). Они имели один или два спуска. Свесы крыши делались односкатные, либо двухскатные. Часто крыльца также как и изба украшались резными досками-причелинами и "полотенцами". Крышу на высоких крыльцах поддерживали резные столбы-опоры. Кроме вышеописанных крылец, в вепсских деревнях можно было увидеть низкие крыльца - "приступок". Это были площадки из досок перед входом в дом с навесом и перилами.

 

Обряды и приметы при строительстве дома

 

Весь ход строительства и въезда в новый дом был окружен обрядами и приметами. Так, строительные работы обычно начинали во вторник, либо четверг и всегда во время новолуния. Если лом строили за пределами деревенской изгороди, то предварительно хозяину требовалось заключить "договор" с лешим, попросить его чтобы он потеснился и не распространял свою власть на вновь освоенный участок. Если дом был началом основания новой деревни, перед его постройкой нужно было определить место его закладки. Для этого совершали специальный обряд: наклоняли две невысокие березки и их макушки связывали лыком. Под ними нужно было пройти в лес и громко крикнуть: "Батюшка, лесовой хозяин пусти жить в твоем лесу! Укажи-ка мне место, где бы я жил, тебе не мешал, а ты б меня не забижал".

Чтобы не привлекать нечистую силу в строящийся дом, запрещалось во время рубки сруба говорить дурные слова. Нельзя было втыкать топор в бревно - ранить дерево. В качестве оберега под первый венец дома (под углы) укладывали шиповник, либо медные монеты. Постройку старались поставить так, чтобы в окна было видно восходящее солнце: "Дом - как собор - на восток (ставь) передом!", говорили вепсы. Когда начинали рубить избу, смотрели, как упадет первая щепка; если хребтом кверху, то жить в ней будут богато. Счастливым считался и тот дом, на котором ласточки вили гнезда.

Благополучие нового дома во многом зависело от того, кто и как его строил. И если хозяева не были скупыми, "не обижали" мастеровых, то дом получался на славу. А если работников принимали плохо, то они мстили. В старину говорили: "плотников обидишь, в дом кикимору наведут - привезут с болота вместе со мхом; станет нечистая поленьями кидаться, спящих щекотать, на баб сухоту наводить, на мужиков - задумчивость". В отместку хозяину могли между бревен камень, либо шишку еловую положить - такой дом зимой было не обогреть.

В конце XIX - первой четверти XX в. вепсы особо не заботились о чистоте в доме. Избу обычно мыли один или три раза в год. Уборку приурочивали к большим праздникам - Рождеству, Крещению, Пасхе. Во время такой уборки тщательно мыли потолок, стены, киоты, скоблили пол и натирали его песком до желтизны. Печь обмазывали белой глиной. Затем на сырой пол сыпали солому, либо стелили половики. Крестьяне считали, что от того как обращались с накопившимся в жилище мусором зависело благополучие семьи; поэтому его старались не выносить из избы на улицу, а сжигали в печи. Если же это по какой-либо причине сделать было невозможно, то пол мели и выбрасывали мусор за порог дома только в первой половине дня.

 
 

материал подготовлен
Королькова Людмила Валентиновна

 

(РЭМ)

Для карельских поселений характерно прибрежное (озёрное или речное) расположение деревень (у тверских карел встречаются также и селения на водоразделах) с двумя основными типами расселения: гнездовым (для южной части Карелии) и разбросанно-хуторским (для северной).

Из множества разновидностей селений наиболее распространёнными были деревня и погост, выполнявший роль административного, торгового и религиозного центра. Формы поселений (их планировка, ориентация фасадов домов), в основном трёх вариантов: беспорядочная, характерная для прибалтийско-финских народов, прибрежно-рядовая, когда расположение домов определял ландшафт местности, и уличная, возникшая в XIX веке и связанная с появлением сухопутных дорог.

В прошлом постоянное жилище карела состояло из избы и холодных сеней. С пристройкой к сеням еще одного помещения – клети – возникли трехкамерные постройки. Во второй половине XIX века появились дома-пятистенки, где к жилой части, состоящей из избы и горницы, прилегали сени с клетью и хозяйственные помещения. Такие дома чаще всего строили людики.

Традиционное жилище в XIX—XX веках - срубная изба pirtti, pertti на высоком подклете с двухэтажным крытым двором, близко к северо-русскому. Характерными особенности - значительная высота сруба дома (от 14 до 21 венца) и «монолитность», то есть соединение под одной крышей жилья для семьи и построек для скота.

По традиции карелы ставили срубы на землю без фундамента, укладывая под венец валуны или подсыпая мелкие камни, фасадом на юг. В южной Карелии сруб дома устраивали на врытых в землю толстых брёвнах-сваях, выступающих на 50 см.

Внешнее оформление дома различных групп карелов заметно отличается. Так, карелы украшали дома скромно, изредка окрашивая их в красно-коричневый цвет, в северо-западных районах под финским влиянием дома обтесывали. Ливвики и людики украшали дома резными причелинами и наличниками, ажурными ветреницами, декоративными балкончиками на фронтонах, расписывали ставни и наличники.

Специфика жилища карел в интерьере избы: устье печи к боковому фасаду, стол торцом к среднему окну фасадной стены, внутренний, крытый вход в подполье, горница с более низким, чем в избе, потолком. Печь занимала важнейшее место в доме, являясь его центром. Русская печь в карельской семье появилась довольно поздно, раньше, видимо, пользовались открытым очагом. Свидетельством тому является наличие у северных карелов русской печи с камельком. Камелек pisi представлял собой очаг в виде ниши рядом с устьем печи с отдельным дымоходом, и служил для приготовления пищи и освещения избы. У карелов распространено два типа внутренней планировки дома. В первом случае у стоящей в углу при входе печи устье было обращено к двери, при втором – устье печи было направлено на торцовую стену.

Основные хозяйственные постройки - сараи-повети, хлев, конюшня, рига однокамерная (повсеместно) или двухкамерная (на юге Карелии), амбар на столбах.

Амбары ставились недалеко от дома, в них хранили промысловую добычу, рыболовные снасти и продукты земледелия. В зависимости от этого амбары имели разную конструкцию и внутренний вид. Для сушки и молотьбы хлеба карелы строили риги – одноярусные постройки с печью. Риги обычно строили двухкамерные, состоящие из самой риги, где сушили снопы, и крытого гумна для молотьбы.

Среди прочих хозяйственных построек следует отметить сараи для сена, которые ставились на пожнях, а также специальные легкие жердевые навесы для сушки неводов, сетей. Для хранения в зимнее время репы, позже картофеля на сухом возвышенном месте выкапывались ямы-хранилища.

Особое место в жизни карела занимала баня. В ней не только парились и мылись, но также совершали многие обряды жизненного цикла и магические ритуалы. Строили баню обычно на берегу озера или реки, часто у самой воды. Топилась баня «по-черному» с помощью печи-каменки, которую складывали в углу при входе. Карелы – большие любители бани. Летом баню топили почти ежедневно, зимой – обычно раз в неделю. Баня была табуированным местом, поэтому в ней следовало разговаривать в полголоса, соблюдать чистоту. В отличие от соседних народов в карельской бане нельзя было стирать.

В местах охотничьего и рыболовного промысла, при лесозаготовках строились временные жилые постройки. До начала XX века сохранялись курные избы.

С распадом в 1930-е годы большой неразделенной семьи карелы стали строить дома-четырехстенки средних размеров на низком подклете. Дом стали разбивать на несколько комнат, отделять кухню. В лесных поселках строились каркасно-щитовые дома на фундаменте, крыши крыли досками, позже – шифером. В деревнях предпочтение отдают небольшим рубленым домам.

Наиболее важным средством передвижения в летнее время являлись лодки: долбленки, шитики, карбасы, плоты. Основным средством передвижения карела в зимнее время были лыжи и сани. Лыжи – необходимая принадлежность охотника, рыболова, коробейника, лесоруба. У карелов были распространены зимние (снеговые) и летние лыжи (болотные). В качестве тяглового упряжного животного служила лошадь. Простейшее из упряжных средств передвижения – волокуша. Особым видом транспорта являлась так называемая олонецкая люлька – конные носилки. Широко распространены были сани, летние и зимние. Из колесного транспорта некоторое распространение получили телеги со сплошными деревянными колесами.

Источники:
1. Клементьев Е.И. Этнографический очерк «Карелы». - Петрозаводск, 1991.
2. Народы России: Энциклопедия. - Москва, 1994.
3. www.hrono.ru/etnosy/karely.html.
4. www.letopisi.ru.
5. www.rustrana.ru.

Финны

Старейшие крестьянские поселения на юго-западе страны представлены кучевыми деревнями. С XVIII века преобладали хутора.

На востоке из-за подвижности населения, вызванной характером земледелия, в основном встречались мелкие поселения, которые часто забрасывались. Деревни возникали в тех местах, где имелись большие площади земель, пригодных для обработки.

Традиционное финское жилище представлено деревянным срубом удлинённых пропорций с двускатной крышей, крытой дранью. Важнейшие хозяйственные постройки: хлев, клети - на юго-западе часто двухэтажные - образовывали вместе с жилым домом замкнутый четырёхугольный двор.

Баня

Традиционная баня – деревянная постройка, где парильщики сидят на полоке, бросают воду на горячие камни каменки и парятся березовыми вениками. Из финских слов наиболее известное в разных языках мира – "сауна" (баня), хотя по мнению финнов оно не всегда применяется в правильном значении. Выражение "ходить в баню" означает как посещение бани, так и всю банную процедуру. Она включает в себя процесс потения от жара каменки и пара брошенной на камни воды, по-фински "лeюлю". (В финском языке имеется два разных слова, означающих "пар", – "хлюрю" и "лeюлю". Первое – пар вообще, например, от кипящей в котле воды, второе – быстро образующийся пар от воды, брошенной на нагретые камни каменки.) Так, именно "лeюлю" является духом бани. "Лeюлю" – финно-угорское слово, применяющееся в финском языке уже 7 тысяч лет.

Традиционная баня - деревянная постройка, где парильщики сидят на полоке, бросают воду на горячие камни каменки и парятся берёзовыми вениками.

Финнов можно считать особым банным народом потому, что они сохранили банную традицию живой и приспособили ее к современному образу жизни. Благодаря тому, что финны сохраняли, развивали и пропагандировали баню, она распространилась по всему миру под товарным знаком "Сделано в Финляндии".

"Сауна" – финско-саамское слово. Ядро бани составляла каменка, – куча камней, которые нагревали, и вокруг которых могли париться под временным покрытием, подобно тому, как делали американские индейцы в своей хижине-парилке.

Возможно, что паровую баню типа "сауны" знали еще в каменном веке около 6 тысяч лет назад. Очаги тогдашних жилищ были круглыми, открытыми, горшкообразными углублениями, на дне которых складывали два или три слоя небольших камней.

Считается достоверным, что деревянный банный сруб знали в Финляндии примерно в V-VIII веках. Баня была бревенчатой однокомнатной постройкой, которую обогревали изначально изнутри с помощью огня и дыма (баня "по-чёрному"). Сначала постройку применяли и как жильё, и как баню. Метод её строительства из брёвен был финским "ноу-хау", которое финские эмигранты возили с собой, куда только не переезжали в течение тысячелетий. Это проявилось, в частности, на Новом материке в конструкции Дома первопроходцев в Новой Англии.

Каменка, представляющая собой крупную груду камней и была первоначальным банным очагом и продолжает применяться и в современных банях "по-чёрному". Она хорошо подходила для отопления жилья и бани, но хуже для приготовления пищи и хлебопечения. Поэтому в XII веке для выпечки стали применять закрытую сверху печь-камеру, а перед очагом для варки – подобие плиты. Следовательно, имелись два разных очага: один подходил для жилья, другой – для бани. Поэтому баня могла постепенно превращаться в помещение, предназначенное исключительно для мытья. Но часть занятий по домашнему хозяйству все-таки продолжали выполнять в бане.

В конце XVIII века в западной Финляндии в банях стали класть из кирпичей закрытые печки, в пожарном отношении более безопасные чем открытые каменки. В закрытых печках-каменках имелись два или три гнезда: снизу гнездо для огня, в середине каменное гнездо для пара, и сверху дымоход, из которого дым выходил в помещение.

Каменка, отводящая дым наружу, возникла в конце XVIII века и означала перелом в истории развития каменки и бани. Закрытая каменка получила весьма просто и дымоотвод: колпак дымохода удлинялся, превращаясь в более узкую дымовую трубу, оснащённую вьюшкой и возвышающуюся выше кровли. Дымовая труба, сложенная на собственном основании, и отдельная рядом с ней каменка, сложенная в первое время из кирпичей, начали применяться в XIX веке.

Печь с дымоотводом позволила строить бани и там, где баня "по-чёрному" была не к месту, например в городской среде, пока города еще строились из дерева и во дворе жилого здания находилось подходящее место и для бани.

В 1910-х годах началось заводское производство стандартных печек-каменок в металлическом кожухе. Фабриканты увлеклись "печным бизнесом", на рынке появлялись их новые модели, а 1930-х годах возник совершенно новый тип каменки: печь непрерывного нагрева. В ней дрова горят в отдельной камере, а огонь и дым вообще не соприкасаются с камнями, как происходит в каменке с разовым нагревом. Благодаря этому огонь можно поддерживать в очаге и во время пользования парилкой, а пара хватает, пока горят дрова.

Источник:
http://virtual.finland.fi/finfo/russian/sauna.html

Жилища коми-пермяков ("керку") неоднотипны. На севере, в Гайнском районе, они сходны по типу с традиционным жилищем коми, проживающих на Верхней и средней Вычегде. Это трехраздельный дом(изба-сени-клеть) на высоком подклете под одной крышей, где хозяйственная часть двухэтажная. В южных районах жилища иного типа: здесь очень низкий подклет, как и на севере отсутствует фундамент и жилая часть дома как правило меньших размеров. Вот что писал о коми-пермяцкой избе в XIX в. известный исследователь коми-пермяков Н.А.Рогов: "Пермятская изба складывается из 19-23 рядов. Вершина ее бывает равна 2,1/2-3 саженям. В плане изба всегда представляет квадрат, которого стороны непременно равны нечетному числу, семи,девяти, одиннадцати аршинам.

В избе угол между стенами - одной противоположной входу, и другой, противоположной боку печи, называется передним углом. В нем на высоте трех четвертей аршина от лавки всегда маленькая полочка, божница, на которой одна, две небольшие иконы, писанные на деревянных досках или литые медные." (Рогов 1858,С.103). Строительным материалом являлось дерево еловых пород. Рубили избы "в угол". Крыли их тесом. Крыши двухскатные, трех- и четырехскатные. До начала XX в. крыши чаще всего делали не самцах с князевым бревном скрепляющим оба ската. Затем наиболее распространенной стала стропильная конструкция кровли. Окон как правило всего четыре: три по фасаду и одно на боковой стене. В XIXв. одно окно было большим, а три маленькими, волоковыми. Рамы таких окон вынимались вовнутрь избы. Вместо стекол в них часто вставляли пузырь животного или промасленную бумагу и прикрывали дощечкой. Такое количество окон очень характерно и для многих современных изб. Изба как правило повернута к улице или фасадом, или стеной параллельной улице, что наиболее часто встречается в южных районах округа. До начала XX в. распространены были курные избы. Немногие жилища имели оформленные входы. Чаще крыльцо представляло собой открытый помост с лесенкой или просто две-три невысоких ступеньки перед дверью.

Встречались у коми-пермяков и избы-двойни, которые обычно были повернуты боковой стороной к улице и лишь изредка их фасады выходили на улицу. Но в отличие от аналогичных коми построек, избы-двойни коми-пермяков покрывали не односкатными, а двускатными крышами (Белицер 1958, С. 203).

В наиболее типичном трехраздельном доме иногда обе избы были жилыми(сейчас такое устройство дома встречается довольно часто), но обычно второй сруб использовали в качестве клети(чома). Сени распологались между избой и чомом, но в ряде случаев чом распологался рядом с избой, а сени пристраивались сзади них. Чом как правило находился метра на полтора выше пола в сенях и входа в избу. Под ним размещался либо сенник или дровяник, но чаще помещение для скота. Из сеней в чом вела высокая крутая лесенка, а перед входом в него сооружали небольшой помост без перил. Окон в чоме не было. Их заменяли небольшие прорезные отверстия на ширину бревна. Печи в чоме не ставили, ибо здесь в основном хранили всяческий хозяйственный инвентарь: дуги, хомуты, кадки и т. д. Нередко чом использовали и используют в качестве летней избы. Сегодня его нередко используют в качестве дополнительного жилого помещения и в этом случае оформляют также, как и избу.

В самой избе главное место занимала глинобитная печь (гор). Печь обычно стоит в метре или чуть более от задней стены, устьем она как правило обращена к окнам передней или боковой стены. Она как бы делит избу на две части, поскольку пространство возле нее как правило отделено дощатой перегородкой или занавеской. Возле печи делают и люк в подпол, ибо, поскольку подклет низкий, голбец как у коми-зырян не устраивают. Рядом с печью обязательно располагается полка или шкафчик для посуды. Красный угол расположен в противоположном от входа углу и в нем прежде, но нередко и теперь укрепляется полка с иконами.Здесь же стоит стол, а вдоль стен лавки, которые сегодня чаще заменяют стулья и табуретки. Там, где нет икон, в красном углу стоит телевизор или радиоприемник, но часто они просто соседствуют с иконами. В каждой избе прежде непременно были полати, где вся семья спала в течение зимы. Ныне полатисохранились лишь в очень немногих избах. Бревна в избах внутри стесаны до половины стены, а ниже остаются круглыми. В настоящее время стены в большинстве случаев окрашивают масляной краской, но оклейка их обоями еще не очень широко практикуется. Прежде рядом с жилой избой устраивали пролет - маленькую узкую глухую комнатку, которая была отделена и от избы, и от клети капитальными стенами. В ней хранили посуду и различные продукты: муку, крупы, масло и даже молоко. "Эта комната находилась в исключительном ведении женщин, мужчины никогда не ходят туда, а если хозяину нужно взять что-нибудь из пролета, он посылает туда "бабу" (Добротворский 1883, С. 243). Прежде в интерьере жилища в основном преобладала нехитрая самодельная мебель: столы, лавки, посудные полки. Теперь в избах в основном покупная мебель и типичными стали диваны, кровати, шкафы, серванты и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: