Культурно-историческая (Культурно-антропологическая), диффузионизм. Лео Фробениус. Один из основателей теории культурных кругов.(возникла на волне критиков теории эволюционизма)

Лео Фробениус. Один из основателей теории культурных кругов.(возникла на волне критиков теории эволюционизма)

Одним из первых была концепция диффузионизма — от лат. diffusio — «растекание», «разлитие» — теория, по которой распространение культуры, ход исторического процесса зависел от контактов между народами, история человечества — это столкновения, заимствования, переносы культур.

Выделяются следующие школы этого направления:

1. Антропогеографическая школа — основатель Ф. Ратцель. Основной его заслугой является выделение условий и закономерностей явлений культуры по странам, зонам. Также он первым отметил понятие «этнографический предмет» — явления материальной культуры, свидетельствующие об исторических связях между народами.

2. Культурно-историческое направление. Представители — Ф. Гребнер и патер В. Шмидт. Самым важным понятием этой школы — концепция «культурных кругов» — теория о том, что существуют т. н. культурные круги, которые состоят из элементов той, или иной культуры, появившиеся лишь однажды у того, или иного народа («культуры»). Под влиянием теории Ф. Гребнера возникает и т.н. «Венская школа», основателем которой считается католический патер В. Шмидт. Культурные круги он разделил по их «архаичности». Так самым первым был «пигмейский». Во многом теория В. Шмидта противоречила гипотезе Ф. Гребнера, как географической, основной причиной было учение Венской школы о «прамонотеизме» — учение клерикалов об одном едином боге, якобы, присутствующем у самых отсталых народов, но взаимосвязь с другими культурами «исказила» этот образ, затмили исконно чистый образ бога.

3. Школа Л. Фробениуса. Основным отличием от других школ диффузионизма было учение о «душе культуры» — «paideuma», культура имеет и свой возраст — она рождается, растет, стареет и умирает, это «живое» существо. Также ему принадлежит попытка классификации первых стадий религии, систематизация и картографирование «культурных кругов». С. А. Токарев пишет:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: