Кочевники Южной Сибири

Скотоводческая культура народов Южной Сибири (южные алтайцы, западные тувинцы, хакасы,буряты) является уникальным сочетанием центральноазиатских и сибирских элементов.

Антропологическая характеристика:

Языковая принадлежность:

Монгольская группа Алтайской семьи (буряты), тюркские языки

Основные занятия:

Различные системы кочевания, в зависимости от ландшафтных и климатических особенностей.

Для восточных бурят было характерно монгольское кочевое хозяйство: в течение года могло проходить от 4 до 12 перекочевок. Южные алтайцы, западные тувинцы и хакасы совершали 3-4 перекочевки в год - от одной сезонной стоянки до другой. Кочевали верхом.

Жилища:

Традиционное жилище — юрта. Юрты как войлочные, так и в виде сруба из бруса или брёвен. Деревянные юрты 6-ти или 8-ми угольные. Юрты без окон. В крыше большое отверстие для выхода дыма и освещения. Крыша устанавливалась на четыре столба — тэнги. Иногда устраивался потолок. Дверь в юрту ориентирована на юг.

Одежда:

Кафтан из выделанных овчин (дегел) или даха, род широкого халата, сшитого из выделанных шкур, шерстью наружу. Узкие и длинные штаны изготовлялись из грубо выделанной кожи (ровдуга); рубашка. Унты из кажи жеребят или сапоги. Мужчины и женщины носили круглые шапки с небольшими полями и с красной кисточкой (залаа) наверху.

Пища:

Большое место занимает мясо и рыба + ягоды; Молочные продукты; пили зелёный чай, в который наливали молоко, клали соль, масло или сало.

Социальная организация:

Решающая роль в хозяйственной деятельности принадлежала мужчине, на женщине лежали все домашние работы: уход за скотом, приготовление пищи и заготовка ее впрок, изготовление войлока и кожаной утвари, выделка овчин, шитье одежды и обуви, содержание жилища и воспитание детей. Родовая экзогамия. Однако внутри семьи авторитет женщины был высок, тем более, что каждая замужняя женщина вела свое отдельное хозяйство даже при полигамном браке.

Верования:

Традиционно – шаманизм + христианство и буддизм.

Культура:

В календарных и семейных обрядах этих народов отразился скотоводческий хозяйственный уклад. Ребенка одаривали скотом в дни наречения именем и первой стрижки. Эти животные, как и их последующий приплод, являлись собственностью ребенка. Основную часть калыма и приданого тоже составлял скот. Особую роль в свадебном и похоронном обрядах играли конь и предметы конского снаряжения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: