Семязачаток (семяпочка)

- это видоизмененный мегаспорангий (нуцеллус), защищенный покровами. В центральной части семязачатка одна из диплоидных клеток нуцеллуса делится мейозом, в результате чего возникают 4 гаплоидные клетки мегаспоры. Три из них отмирают, а одна претерпевает 3-х кратное деление митозом, образуя 8 гаплоидных ядер, находящихся в большой клетке - это и есть зародышевый мешок, который является гаплоидным поколением - женским гаметофитом цветковых. Пыльца попав на рыльце пестика, удерживается на нем, т.к. его покровы имеют неровности и выступы, а на поверхности рыльца выделяется липкая жидкость. На рыльце пестика пыльца прорастает. Из вегетативной клетки развивается длинная пыльцевая трубка, которая по тканям столбика дорастает до завязи и далее до семяпочки. Из генеративной клетки к этому моменту образуются 2 спермия, которые опускаются в пыльцевую трубку. Семяпочка одета особым покровом, в котором имеется небольшой канал - пыльцевход (микропиле), в которой и проникает пыльцевая трубка, несущая гаметы - спермии. Самая крупная гаплоидная клетка зародышевого мешка - яйцеклетка находится против пыльцевхода. В центре зародышевого мешка располагается еще одна очень важная клетка - центральная (диплоидная). Пыльцевая трубка через пыльцевход семяпочки входит в зародышевый мешок и лопается: один из спермиев сливается с яйцеклеткой (образуется диплоидная зигота), а другой спермий с центральной клеткой, образуя триплоидную клетку. Этот процесс называется двойным оплодотворением и был открыт в 1898 году С.Г. Навашиным. Диплоидная зигота многократно делится путем митоза и из нее формируется диплоидный многоклеточный зародыш (спорофит). Триплоидная клетка тоже делится путем митоза, образуя множество клеток, в которых накапливаются запасы питательных веществ (вторичный эндосперм). Таким образом, в результате оплодотворения из яйцеклетки возникает зародыш, из центральной клетки - эндосперм, из семяпочки - семя, из стенок завязи - плод.

Выводы:

1. После оплодотворения начинается образование семян, в завязь интенсивно поступают питательные вещества, из нее образуется плод, а из семязачатков - семя.
2. Потомство объединяет в себе признаки 2-х родителей отцовского и материнского организмов. Эти признаки через семена передаются следующему поколению.
3. Осуществляется материальная непрерывность между поколениями, восстанавливается диплоидный и семена, приспособленность их к распространению в природе. После оплодотворения из семяпочки развивается семя, а завязь цветка разрастается и превращается в плод. Разросшиеся и видоизменившиеся стенки завязи называются околоплодником. Он защищает семена от неблагоприятных условий. В образовании плода могут принимать участие и другие части цветка: цветоложе, сросшиеся основания чашелистиков, лепестков и тычинок (цветочная трубка). В процессе созревания околоплодник претерпевает существенные биохимические изменения: происходит накопление сахаров, витаминов, жиров, различных ароматических веществ, на чем основано использование плодов человеком и животными.

По характеру образования различают плод:

а) настоящий (простой) - образованный только из одного пестика (у вишни, у сливы);
б) ложный, в образовании которого участвуют другие части цветка - цветоложе, околоцветник (у яблони);
в) сборный (сложный) - образованный из нескольких пестиков одного цветка (у малины, ежевики, лютика);
г) соплодие образуется из соцветия при условии срастания в нем цветков (ананас, шелковица, свекла, шпинат).

В зависимости от содержания воды в околоплоднике плоды делят на сухие и сочные, а по числу находящихся в них семян - на односемянные и много семенные. Созревшие сочные плоды имеют в составе околоплодника сочную мякоть.

Плоды:
Сухие Сочные        
1. Односемянные (зерновка, семянка, орех) 1 Односемянные - костянка (вишня, слива, персик, абрикос)        
2 Многосемянные (боб, стручок, коробочка) 2 Многосемянные - ягода (крыжовник, виноград, помидор), померанец (лимон, апельсин), яблоко и яблоня, тыквина (дыня, тыква, арбуз).        

Распространение плодов и семян происходит разными способами:

а) при помощи ветра - одуванчик, ветла, ясень, береза, клен;
б) при помощи воды - кувшинка белая, осока пузырчатая, кокосовая пальма;
в) при активном вскрытии плодов (само разбрасывание) - семена акации, фасоли, капусты;
г) распространяются животными, птицами, человеком - желуди, орехи, земляника, черника, малина, рябина, череда, лопух, сорняки.

50 Ответ. Значение цветков, плодов и семян в природе и жизни человека

По характеру околоплодника созревшего плода все плоды можно разделить на сухие и сочные,
а по количеству семян - односемянные и многосеменные.

В процессе эволюции у них выработались приспособления к сохранению семян (обычно скрыты внутри плода) и их распространению:

  • в сухих плодах, когда семена созревают, околоплодник должен вскрыться, чтобы дать возможность семенам рассеяться. Коробочки и бобы некоторых растений сами разбрасывают семена;
  • у сухих многосеменных плодов хорошо развита семенная кожура, которая защищает их после того, как они высеялись из плода;
  • у сухих односемянных (орехи, желуди, зерновки, семянки) рассеиваются сами плоды вместе с семенами. Их плоды не вскрываются. Их околоплодники разрываются лишь при прорастании семян;
  • семена сочных многосеменных и односеменных плодов распространяют животные, поедающие эти плоды. Такие семена сохраняют способность к прорастанию, пройдя через пищеварительный тракт. У них хорошо развита семенная кожура;
  • семена костянок защищены внутренним каменистым слоем околоплодника - косточкой.

У многих цветковых растений образуется большое количество семян.
Таким образом, в природе семена играют важную роль в размножении.
Семенами размножаются все цветковые растения и даже те, которые размножаются вегетативно. Кроме того, служат кормом для многих животных.

В жизни человека их роль очень велика:

а) служат пищей. Ради получения плодов и семян человек выращивает зерновые, овощные, плодовые деревья и ягодные кустарники, сахаристые культуры, масличные и т.д.;
б) использует в промышленности - технические культуры (хлопчатник, лен, конопля);
в) использует в медицине - лекарственные растения. В настоящие время медицина использует более 300 видов лекарственных растений. Они служат сырьем для химико-фармацевтической промышленности (анис, беладонна, валериана, ромашка лекарственная, белена, дурман, мята и т. д.);
г) использует кормовые травы для выкармливания домашних животных (клевер, люцерна, эспарцет, вика, могар и др.);
д) украшают жизнь человека (эстетическую роль) - розы, хризантемы, георгины, петунья, орхидеи и др.

51 Ответ. Взаимосвязь органов. основные жизненные функции организма и его взаимосвязь со средой обитания

Растения тесно связаны с окружающей средой. Они поглощают из почвы воду, минеральные вещества, используют энергию света, в процессе дыхания поглощают О2 и выделяют в окружающую среду СО2, воду, в процессе питания (фотосинтеза) поглощают СО2, воду с минеральными солями, свет и выделяют О2.

Вывод:

Жизнь растений всецело зависит от окружающей среды; без нее растения не могли бы ни дышать, ни питаться, ни расти. Среда обитания - это места, где живут растения, с определенной совокупностью условий. Наука, изучающая взаимоотношения организмов со средой обитания, называется экологией. Растения разных видов произрастают в определенных условиях. Если условия изменяются - растения погибают. Влияние факторов неживой природы (свет, температуры, воды, воздуха). Между растениями и факторами окружающей среды устанавливается зависимость(сезонные изменения у растений).

52 Ответ. Многообразие дикорастущих и культурных цветковых растений и их классификация


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: