I. Примерная тематика занятий
1. Переселение крестьян в Сибирь в 1865 – 1916 гг.
2. Старожилы и переселенцы. Взаимоотношения и сравнительные характеристики.
3. В школе, имеющий «переселенческие» корни начала XX века, возможно проведение занятия по истории возникновения селения и первых переселенцев (пригласить старожилов).
II. Термины и понятия
Старожилы, чалдоны, самоходы, переселенцы-«лапотоны», приемный договор, аренда, годовой и сезонный работник.
III. Вопросы
1. Чем отличались «мир старожилов» и «мир переселенцев»?
2. Как переселенцы узнавали о будущем районе переселения?
3. Как крестьяне добирались до места заселения?
4. В чем состояли причины конфликтов между старожилами и переселенцами? Можно ли было их избежать?
IV. Исследования
1. На основе бесед со старейшими жителями села установите пути и способы их переселения в Сибирь.
2. Попробуйте определить местное толкование слова «чалдон». Каково было местное название переселенцев?
3. Есть ли в вашей местности в наше время разница между старожильческими и переселенческими селениями?
|
|
4. Проведите сравнительное обследование уровня жизни потомков старожилов и переселенцев. Есть ли разница?
5. Составьте хронологическую таблицу роста вашего селения, его улиц, отдельных «концов».
V. Творчество
1. Желающие могут рассчитать длительность труда по найму для обустройства и обзаведения хозяйством (дом, орудия труда, 2 лошади, 2 дес. пашни). Расчеты: за год работы 50 руб., присевок — 1 или 0,5 дес., жеребенок, одежда. Сезонный работник — в день по 1 пуду хлеба (50 — 75 коп.). Семья 5 чел. Поддержка государства — 100 руб.
2. Темы рефератов: «Переселение моих предков в Сибирь», «Проблема психологии поселенца в современной Сибири».
VI. Музей
Предметы и вещи, привезенные переселенцами из России. Документы и записи воспоминаний о переселении в Сибирь. Судьбы переселенцев через 30 – 50 лет.