Социальный состав и социальные отношения в сибирской общине

Исследования советских историков по дореволюционной Сибири в значительной степени тенденциозно представляли социальный состав об­щины, степень расслоения крестьян на бедных и зажиточных и противосто­яние социальных групп. Классовый подход предопределил главенство ас­пектов классовой борьбы и вывод о складывании предреволюционной си­туации в начале XX в. Однако сохранилось множество свидетельств и оценок исследований современников о превалировании взаимосогласия, социального мира в среде старожилов. Особенно контрастно это выглядит в сравнении с действительным процессом нарастания социальной напряжен­ности и раскола в общине Европейской России.

Крестьянские выступления в Сибири не отличались массовостью, об­ширностью и выраженными насильственными действиями. Они были на­правлены на предотвращение попыток распространения на сибирские зем­ли помещичьего землевладения, усиление самовластья чиновников. Особый протест вызывали действия властей по ущемлению основ хозяйственной самостоятельности, традиций «захватного» права на заимочные угодья, ог­раничение размеров земельных владений общины. Сибиряки препятствова­ли насильственному водворению переселенцев на возделанные трудом их предков, но превышающие официальные размеры наделов пашни, по­косы, выпаса. Социальные конфликты поэтому происходили на рубежах: ста­рожилы — переселенцы, старожильческая община — властные структуры.

На глазах старожилов во второй половине XIX в. шел быстрый про­цесс вторжения рыночных отношений в замкнутый, самодостаточный мир. На бытовом уровне это проявлялось в увеличении числа тунеядцев, пьяниц, раз­рушении нравственных устоев, ином отношении к «заветам предков». Это, естественно, связывалось с увеличивающимся на­плывом переселенцев. Здесь справедливо полагали, что новоселы должны своим трудом обустроиться, утвердиться и добиться права на сытую благо­получную жизнь. Старожилов возмущали действия властей по предоставле­нию льгот, безвозмездных выплат, ссуд переселенцам при одновременном увеличении повинностей крестьян-общинников.

Масштабное переселение в начале XX в. еще более усилило раскол мира старожилов и новоселов. Одновременно зарождается мощное коопера­тивное движение, как форма защиты интересов крестьян от произвола тор­говцев, ростовщиков. Нормы традиций («обычного права») часто использу­ются в целях защиты прав старожилов, для обоснования критики неправомерности действий властей и при­тязаний новоселов. Так, за недоимки по-прежнему, согласно традициям, нельзя было изъять засе­янную пашню или закошенный покос.

Таким образом, особенность конфликтности в Сибири можно четко выразить словами из документа Енисейского жандармского отделения о том, что крестьянские выступления выражались в «форме неплатежа пода­тей и неповиновения властям, в основном... против изъятия земель при землеустрой­стве». Здесь не было «вины» одних социальных групп в бедности других, прежде всего в малоземелье. Даже в начале XX в. С.П. Шведов в журнале «Русское богатство» отмечал, что размеры пашни в Сибири «ограничиваются исключительно индивидуальными силами ее хозяина... Но разница не так давно была не особенно чувствительна, и в общем все жили более или менее зажиточно». Водораздел же между зажиточностью и бедностью про­ходил не внутри старожильческого мира, а более между старожилами и переселенцами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: