Сибирячки

Традиционное общество отличалось выраженной иерархичностью своих членов. Социальный статус отдельных категорий личности при этом мог зависеть от особенностей традиций, социальной значимости человека. В «кодексах поведения» данных сообществ особое место занимали традиционные установки принятия поведенческих решений по отношению к женщине. Источники свидетельствуют, что «сибирские женщины были менее зависимы» как в личном, так и в экономическом положении. Еще в первой половине ХVIII в. ученый-путешественник Д.Г. Мессершмидт, описывая нравы жителей Красноярска, уважительно отметил, что в течение двух дней комендант Д. Шетнев в честь именин жены созывал большой званый обед «и велел приглашать всех хромых, кривых, слепых — всех, кто только хотел прийти».

Уважительное отношение жителей Енисейской губернии к си­би­рячкам в обыденном поведении великолепно описал губернатор А.П. Степанов: «У них женщины занимают первые места на пирушках, и ежели тесно помещение, то все мужчины стоят». Идентичное свидетельство о высочайшем статусе женщины в первой половине ХIХ в. и степени уважении к ней зафиксировано в путевых заметках П.И. Небольсина. Он писал, что в Сибири «в разговорах и общении выражения «баба» никогда не услышишь, разве только в бранном смысле».

Отношение к женщине в сибирском обществе закреплялось установками общественного сознания по принятию мер к тем, кто нарушает общепринятые нормы.

Так, красноярский купец Степан Семенов Худоногов из-за жестокого обращения с женой был принужден в 1784 г. к подписке и обязательству, чтобы «свою жену без всяких ее вин не бить и не увечить; и любить оную свою жену Веру Петрову, как закон велит». В 1855 г. в целях защиты чести и достоинства жены подобную же подписку перед «обществом» дал старожил-крестьянин д. Заледеевской Красноярского округа Дмитрий Васильев Горбачев: «…Я, Горбачев, обязуюсь жизнь вести благопристойную женатому человеку и жене своей Варваре напрасно обид никаких не причинять».

Общественная мораль предусматривала, чтобы честь женщины защищалась в первую очередь близкими людьми. Когда в д. Дер­биной Балахтинской волости «поселенец Устин Марков …неиз­вестно с какого поводу начал ругать скверными словами и обзывать… крестьянку Анну Черменову», то ее сын Семен Черменов заступился за мать и избил поселенца.

В своем поведении сибирская женщина руководствовалась установками традиций (обычного права), общественным мнением, собственными оценками допустимого поступка. Важное место занимало словесное оформление норм поведения. Дети с раннего возраста усваивали сотни выражений, слов, поговорок и присказок, правил поведения. Каждое действие четко было связано с определенными выражениями и афоризмами.

Лучшими женщинами считались трудолюбивые («усердные робить»), опрятные («обиходные»), быстрые («шустрые», «огневые») и в домашних делах чистоплотные («чистотки»). В семье мужа невестке требовалось «почитать мужа, свекра и свекровь, не лениться работать, жить честно…».

Наиболее порицаемым считалось нескромное, «разбитное» («размашистое»), грубое поведение. Такую женщину в Енисейской губернии называли «халдой». Не было принято, чтобы женщина громко и «бестолково» кричала («хайлала»), была «болтушкой» («балаболкой», «тараторкой»), бранилась («лаялась»), ворчала («бухтела»), была всегда всем недовольной («фырчала»).

Источники отмечают и высочайшую честность сибирячек. Крестьянка д. Мосиной Балахтинской волости Татьяна Григорьева «на берегу р. Чулым нашла бумаги, о которых, не утаив», сообщила в волостное правление. В связке были финансовые документы на 709 рублей, расписки, соглашения на поставки хлеба, квитанции губернского чиновника.

Крестьянская дочь с. Еловского Балахтинской волости «1873 года июня 8 дня… девица Ефросинья Метелкина» нашла на дороге золотой полуимпериал чеканки 1843 г. достоинством 5 руб. и отдала сельскому старшине. После «учиненного розыска неизвестно кому принадлежащего полуимпериала» владельца не нашлось. Волостное собрание приняло решение: «Означенные деньги выдать нашедшей их девице».

Данный случай одновременно позволяет выявить и высочайшую честность всего старожильческого сообщества Балахтинской волости в 1870-е гг. Архивное «Дело об отыскании хозяина золотого полуимпереиала …» включает 19 документов. В них представлена многомесячная история выявления хозяина монеты по всем деревням волости. Но ни один крестьянин при этом не заявил «бесчестно» своих прав на эти деньги.

* * *

«Из рапорта 1846 года марта 21 дня: Яков Филиппов и Авдотья Ивлева, жена с мужем, в дружелюбии жили, никогда в ссорах и драках не замечены».

* * *

Иностранцы о сибиряках. «Прием был сделан самый радушный… Войдя в избу, встретили там старика, который показался образцом патриархов. Длинные седые волосы серебренного оттенка и такая же борода… почти покрывала всю грудь старика. Белый зипун перетянут был красным поясом, а голубого цвета шаровары заткнуты были в сапоги, доходившие до половины икр. Такою же чистенькою и опрятненькою показалась хозяйка, наблюдавшая такую же чистоплотность и порядок во всем домашнем быте. Костюм ея состоял из красного пестрого платья и белого платка, которым была повязана голова»[§§].

* * *

Ответы на программу сбора сведений по Казачинской волости Енисейской губернии (1897 г.):

[…] 2. Следы родового устройства в данной местности сохранились до 3-го колена, а затем уже дальше хотя и сохраняются, но не в такой уже силе…

25. Власть мужа над женой в той силе, что таковая исключительно должна исполнять возложенные на нее обязанности относительно работ в хозяйственном быту…

27. … в случае дурной жизни мужа для обеспечения жены и детей выбирается обществом опекун из родственников или же из стариков.

28. … по расторжении брака дети остаются на попечении отца, а жена получает содержание мужа, если расторжение последовало по его вине…

30. Отношения между родителями и детьми находятся в должном почтении, …совершеннолетие считается с 20 лет…

31. … между свекром и свекровью личные отношения находятся в почтении невесткою их, старшая невестка имеет предпочтение перед младшей, между тем они чередуются [в работе по хозяйству].

32. Обязанности родителей к детям следующие: пища, обувь, одежда, учить молитвы…; обязанности детей к родителям: повиновение, пища и одежда во время старости и болезни, а также равны дети хоронить и поминать родителей…

46. Так как старший сын заведывает имуществом, то и жена его заведывает хозяйством в домашности.

* * *

Историк Сабурова Л.М.: «В с. Кежма Енисейского уезда в начале ХХ в. было 272 двора, 15 фамилий. Из них: 55 — Брюхановы, 43 — Кокорины, 19 — Лушниковы, 12 — Суздалевы и др. В д. Усольцево 58 дворов: 32 — Усольцевы, 19 — Привалихины, 4 — Верхотуровы и др.»

«Ни один суд не принимал от сына жалобу на отца, а на сына — пожалуйста…». Глава семьи обдумывал все по расчету, на завтрашний и послезавтрашний день. Здесь нельзя было силком отдавать замуж: «Хуже нет не в любви жить».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: