Сельская школа

Грамотность, как и зажиточность, были весьма почитаемы и уважае­мы сибирскими крестьянами. Однако следует заметить, что к государ­ственному просвещению со стороны старожилов долгое время наблюдалось пассивно-негативное отношение, как и к властям и их политике. Неоднок­ратно встречались также оценки: «...Там (т.е. в школе) ребята более балуют и ничему полезному не научаются»; «Научившиеся... читать и писать в виду нашем... все без изъятия не имеют уже усердствующей способности в упражнениях сельской рабо­ты, наиболее прикрепляются к снисканию легких упражнениев, совсем не приносящих ни им самим, ни обществу пользы».

Многих крестьян особенно отвращало от государственной школы то, что окончившие ее ученики часто становились писарями «в волости или уезде» и характеризовались обществом как «вымогатели, пьяницы, мирое­ды, алчники»: «Отца родного продадут и деньги хоть с кого возьмут и на вине пропьют». Во-вторых, многие крестьяне, отдавая детей в школу, «не желали лишиться необходимой в домообзаводствах помощи».

Состоявшийся в 1863 г. учительский съезд школ Восточной Сибири вынес решение, в котором, в частности, говорилось: «Крестьянин опытом должен убедиться, что школа дает ему детей, не только умеющих писать, читать и считать, но могущих ремеслом, трудом рук своих и знаниями прак­тически приносить ему пользу и в старости кормить его».

Крестьянские общества во второй половине XIX в. активно включа­ются в процесс просвещения, повсеместно принимаются реше­ния сходов об открытии школ и содержании их за счет «мира», приобрете­нии учебных пособий. Достаточно отметить, что в 80-е гг. 67,5% всех уча­щихся Енисейской губернии составляли лица крестьянского сословия, 12,3% — казачьего 4% — мещанского и т.д. Большая часть обучаемых учащихся имела возраст 8 – 11 лет.

Согласно Указам 1839 и 1884 гг. ведущими в сельской местности были определены церковно-приходские школы. Школы были как одно-, так и двухклассные. Двухклассных приходских школ (училищ) во второй половине XIX в. в Енисейской губернии было 2 — в Минусинске и Канске. В Минусинском училище обучалось 137, в Канском — 57 учащихся. В Мину­синске работал учителем выдающийся просветитель Енисейской губернии Сайлотов. Наряду с предметами начального цикла учащиеся учили геогра­фию, историю.

В Положении об одноклассных церковно-приходских училищах гово­рилось: «Школы сии имеют целью утверждать в народе пра­вославное уче­ние веры и нравственности христианской и сообщать первоначальные по­лезные сведения». Программа обучения предусматривала следующие учеб­ные предметы: молитвы, Ветхий и Новый Завет, история церкви, церковнославянский язык, духовное пение, чтение, письмо, счисление (ариф­метика). Таким образом, учащихся учили писать, читать, считать, петь мо­литвы, песнопения, начальным знаниям Закона Божьего. Данные школы час­тично содержались за счет местных обществ.

Разновидностью церковно-приходских одноклассных школ были шко­лы грамотности. Обучение в них было краткосрочным, не более пяти или десяти учебных месяцев.

Вторым и все более превалирующим к началу XX в. типом школ являлись училища Министерства народного просвещения. Начальных учи­лищ в Енисейской губернии с 1894 по 1910 гг. стало больше на 89,6%, т.е. количество их выросло с 193 до 366. Содержание их было государственное, с небольшими отчислениями из местных обществ. Дети учились выразитель­но читать, ясно пересказывать прочитанное, считать устно и решать задачи. В данных учебных заведениях учили также Закону Божьему, чистописанию, пению, а при условии от­крытия четвертого отделения вводились география и история. В двухклассных училищах дополнительно преподавались естествознание, гео­графия и история России, геометрия, физика.

Были в губернии школы, в которых обучали ремеслам — столяр­ному, кузнечному, слесарному. Преобладающими являлись шко­лы с трехлетним обучением. Таких школ (училищ) Министерства народного просвещения было 80%, остальные были учили­щами с четырех-, пяти- и шестигодич­ным курсом обучения.

В училищах Министерства просвещения обучались как мальчики, так и девочки (примерно 65% и 35% соответственно). Почти все школы данного типа открывались в старожильческих селениях. В начале XX в., в отличие от старожильческих, в переселенческих селениях школ почти не было. Вот выдержки из документов: «В Шалинской волости 7 переселенческих посел­ков. Ни в одном из таких поселков школ нет»; «В Сухобузимской волости 24 переселенческих поселка; школы в них нет».

Учителями в церковно-приходских школах и училищах Министерства просвещения работали, в основном, окончившие учительские и духовные семинарии. В Сибири учительские семинарии появились впервые в 70-е годы XIX в. В Восточной Сибири к концу века их насчитывалось 17. К 1911 г. в Восточной Сибири работало 2 565 учителей. Материальное положение учи­теля было следу­ющим: средний годовой оклад учителя в Енисейской губернии состав­лял в начале XX в. 536 руб., учительницы — 509 рублей.

Исключительную роль в развитии народного просвещения в Сибири сыграли декабристы. Практически все они занимались обучением детей. Боль­шинство ссыльных-поселенцев у себя на дому учили грамоте крестьян. На дому детей обучали чаще всего грамотные крестьяне, родители, родственники, отставные солдаты, нанятые в крестьянские семьи грамотные люди со стороны.

Бурное развитие народного образования в губернии выразилось и в том, что в школах появляется достаточно таблиц по ботанике, зоологии, геологии, коллекции по обработке льна, бумаги, конопли, шелка, стекла, дерева. Имелись географические карты 2 – 3 наименований, классные сче­ты, картины по библейской истории, картины по ботанике, истории и др. В начале XX в. в школах часто можно было встретить глобусы, некоторые физические приборы, компасы, «волшебные фонари» (современные эпи­диаскопы), коллекции минералов. О развитии школ говорит и то, что в 67% всех школ Восточной Сибири имелись школьные библиотеки с 430 – 450 книгами в среднем, но в отдаленных школах было по 20 – 30 книг, учеб­ников, находящихся на руках учеников. Всего было около 20 наименований учебников для учащихся.

Обучение начиналось с 1 декабря, в день пророка Наума, который считался «помощником умственных занятий». Существовала по­словица «Один пророк Наум наводит на ум». В течение всего XIX в. поведение и успеваемость учащихся учитыва­лись посредством оценок «отлично», «очень хорошо», «хорошо», «изрядно», «средственно»; в конце века перешли к цифровым оценкам: «слабо» — 1, «посредственно» — 2, «удовлетворительно» — 3, «хорошо» — 4, «отлично» — 5. Поведение оценивалось как «дурное», «заслуживающее строгого пори­цания», «не заслуживающее строгого порицания», «хорошее», «отличное» и определялось в соответствующих цифровых оценках.

В условиях бурного развития экономики и общественной жизни в 1910 – 1914 гг. правительство приняло решение о переходе России ко всеобщему начальному образованию (в Сибири — с 1915 г.). В Енисейской губернии со­ставили подробный план развития образования, рассчитанный на 10 лет — с 1919 по 1929 гг. Согласно данному плану, к этому времени переход к всеобщему начальному образованию в губернии должен быть завершен. План учитывал все нюансы финансирования, кадрового обеспечения, предусматривал строительство новых школ и др.

С целью реализации плана в Минусинске была открыта учительская семинария, а всего в губернии было открыто 12 новых учительских семинарий. В с. Каратузском при поддержке общества откры­лось городское училище. Ачинская, Канская и Минусинская гимназии для пополнения педагогических кадров открыли педагогические классы. Уча­щиеся учительских семинарий обучались по 17 предметам, овладевали «ис­кусствами и ремеслами», учились играть на музыкальных инструментах.

Особенностью Сибири по сравнению с Европейской Россией был более высокий уровень грамотности крестьянского населения. Немаловаж­ную, если не ведущую роль в этом играло обучение грамоте на дому. Так, в старообрядческих селениях в 80-е гг. XIX в. отмечали, что «почти все умеют читать и писать. На воспита­ние детей, на их образование обращается несравненно большее внимание, чем в среде православной».

Развитие товарно-денежных отношений в Сибири было основным дви­гателем образования в начале XX в. Сибирский край стал, по выражению современников, «наиболее обучаемой территорией России».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: