I. Примерная тематика занятий
1. Складывание семей и развитие семейно-родственных отношений.
2. Практикум. Родственные отношения в сибирской деревне (составление схемы-таблицы родственных отношений). Сибирская семья.
3. Моя родословная («Мир нашей семьи. Семейный альбом»).
II. Термины и понятия
Брак, семья, «отцовская» и «братская» семьи, «сродный» брат, сноха, свекор, невестка, свекровь, тесть, теща, деверь, золовка, ятровица, зять, сват, сватья, своячница, шурин, свояки, племянница, «крестные» родители.
III. Диалог
Как от неравенства в соотношении между мужчинами и женщинами Сибирь пришла к семье? Как малая и большая семьи связаны с процессами в хозяйственной жизни деревни? Почему в значительной степени крепость хозяйства определялась количеством работников? Как родственные связи помогали успешному ведению хозяйства? Приведите примеры существования родственных традиций в наше время.
IV. Исследования
1. Определить степень сохранения значения слов «большак» и «большуха» в современной неразделенной крестьянской семье.
|
|
2. Насчитайте наибольшее количество семей-однофамильцев.
3. Родственники ли они? Являются ли их предки основателями села?
4. Сохранились ли «помочи»? В каких видах сельского труда они продолжают существовать?
5. Исследования. «Мой семейный альбом».
6. С жителями каких населенных пунктов в вашей местности были наиболее прочные родственные связи?
V. Творчество
1. Сочинение-эссе «Счастливая семья — это...»
2. «Мой личный альбом». Начало создания учащимися своих личных альбомов фотографий, документов, памятных записей. Оформление титульного листа, начало оформления фотографий в хронологическом или тематическом порядке.
VI. Загадки
«Шли межою брат с сестрою, шурин с зятем, муж с женою.
Сколько всех шло?» (Трое)
«Шурина племянник какая зятю родня?» (Родной сын)