I. Примерная тематика занятий
1. Традиционная система воспитания в старожильческой Сибири.
2. Грамотность и просвещение в Енисейской губернии.
3. Прошлое и настоящее нашей школы.
4. Школьные краеведческие чтения. «Просвещение в истории края».
II. Термины и понятия
Церковно-приходские школы, просвещение.
III. Тематика выступлений и сообщений на краеведческих чтениях
1. Становление просвещения в Сибири в XVIII – первой половине XIX вв.
2. Развитие просвещения в Енисейской губернии в период реформ Александра II.
3. Школа и воспитание в Енисейской губернии в начале XX в.
4. Образовательные учреждения XIX – начала XX вв. в нашем городе (уезде, селе).
5. Образовательные программы, учебные пособия и школьное оборудование в дореволюционной школе.
6. Состояние грамотности среди горожан и крестьян Енисейской губернии в XIX – начале XX вв.
7. Система оценки знаний и поведения учащихся в XVIII – начале XX вв.
8. Декабристы и развитие просвещения в Сибири.
9. Учительство Сибири в XIX – начале XX вв.
10. Этапы развития родной школы.
11. Педагогический коллектив нашей школы в истории школы.
12. Наши выпускники.
IV. Исследования
1. Соберите материалы об истории образования в вашем городе, районе, селении. Когда была открыта первая школа? Имена первых учителей школы? Каковы судьбы первых учеников школы? Как повлияло образование на их жизнь?
2. Какие типы школ были в вашем селении, волости? Сохранилось ли помещение первой школы?
3. Соберите сведения о внутренней планировке помещений школы, о характере школьной мебели, о наличии учебных пособий и приборов, карт. Какими учебниками пользовались в школе в начале XX века, сохранились ли они?
4. Составьте летопись школы. Соберите фотографии знаменитых учеников вашей школы, всех учителей прошлых лет. Запишите воспоминания о школе, об учителях.
5. Соберите сведения об уровне грамотности среди горожан и крестьян до революции. Как обучались грамоте, каково было отношение к учителю среди крестьян и горожан?
6. Выясните, выписывали ли ваши земляки газеты и журналы? Сохранились ли периодические издания того времени?
7. Участвовали ли ваши земляки в сельскохозяйственных выставках, использовали ли новые орудия, культуры?
8. Кто из выпускников вашей школы стал знаменит, достиг значительных успехов в различных областях науки, производства, в воинском деле, в спорте и искусстве, был награжден правительственными наградами?
V. Музей
Создайте в школьном музее раздел об истории своей школы. Оформите экспозиции с фотографиями зданий, учителей школы, документов об образовании, воспоминаниями. Представьте в экспозиции старинные парты, учебные приборы и пособия, школьные учебники, картины и муляжи. Разместите в витринах учебно-школьные принадлежности (чернильницы, пеналы, ручки, перочистки, карандаши, перья и др.), классные журналы, школьные отчеты и др.
Оформите стенд с материалами о знаменитых земляках, учениках и выпускниках школы, о первых учителях. Проследите связь школьных документов с развитием образования в стране.
Разместите выставку фотографий и вещественных источников о связи школы с предприятиями города, села. Оформите стенды о медалистах и лучших учениках школы различных лет.
Установите в музее мемориальную доску с именами воинов-выпускников школы, павших в годы войн и исполнявших воинский долг в мирное время.
Глава VI.
МАТЕРИАЛЬНЫЙ МИР
СИБИРСКОЙ ДЕРЕВНИ