Будущее и прошлое время в предложениях с глаголами отождествления и существования

Хотя в пункте 6 урока 11 и было сказано, что глаголы отождествления и существования, сами по себе не могут показать когда происходили описываемые ими события, в некоторых случаях конкретизировать время все-таки необходимо. Тогда в тибетском используются глаголы …\-(досл. “ делать(-ся) ”) для замены глаголов отождествления и …ÜD-(досл. “ возникать ”) для замены глаголов существования, которые, будучи нормальными пассивными глаголами действия, в разных временах выглядят по-разному:

wãL-Z-D-„Ô-YãZ-M- XÔL # Раньше я был небуддистом.

D-„Ô-YãZ-M- …\-M-XÔL # Я был небуддистом.

PÔ-RD-P-\D\-›\- …\-CÔ-YàK # Все люди будут Буддами.

bà\-Z-D-Z-YD-CÔ-Ô- XãK # Потом у меня будет своя собака.

D-Z-YD-CÔ-Ô- …ÜD-CÔ-XÔL # У меня будет своя собака.

Bã-Z-E-ZC-PD-Mã- …ÜD-P-\ãD- # У него не было много вещей.

? 3. Упражнения

а) Отработайте чтение на какой-нибудь тибетской книге.

б) Прочитайте и переведите следующие предложения:

\D\-›\-KD-…D-F×O-\àP\-KMW-CEÔC-M-P-YàK-M\# ZC\-P-YàK# …D-F×O-\àP\-KMW-CÔ\-PÔ-CUL-KC-CÔ-uãY-Z-O\P-–ã-PD-Mã-OID-CÔ-WKÜC XÔL-L-XD-\D\-›\-CÔ\-O\P-–ã-OID-CÔ-PÔ-WKÜC BãD-YD-CÔ\-PÔ-CUL-KC-CÔ-KãL-Z-Z\-A-…\-CÔ-WKÜC Z\-A-WKÔ-C-Yà-YàK# WBãY-OWÔ-LD-Z-Fã\-CZ-Fà-[ã\-YàK# \D\-›\-CÔ\-CZ-Fà-[ã\-WKÔWÔ-uãY-Z-PÔ-Z-uK-F-O[K-\ãD-# uK-C-YàWÔ-JãC-Z-O[K-\ãD-# PÔ-Yà-Yà-Z-YD-CÔ-uK-CÔ-JãC-Z-O[K-\ãD-#

в) Переведите на тибетский:

Быстро ли ты выучил тибетский язык? Я учил тибетский два месяца. Однако сейчас ты (уже) очень хорошо разговариваешь по-тибетски. Я ездил в Лхасу. Там было очень много тибетцев и мало западных людей. В этом городе у меня был очень хороший учитель. (А) какую еду ты в это время ел? В Лхасе я вместе с тибетцами ел мясо и рис. (А) поедешь ли ты в Бутан. Я много об этом думал, но до сих пор (сейчас) этого не случилось. У моего учителя там было два дома. Однако сейчас - (уже) три. Может быть позже я поеду к нему. Для этого я сейчас много работаю.

6 4. Проверьте свои знания.

а) Что означают вспомогательные глаголы CID-и ›O-сами по себе?

б) В какое место в конструкции со вспомогательным глаголом ставится характеристика действия?

в) Как сказать “ Я был животным. ” не прибегая к помощи слова “ раньше ”?

! 5. Что учить наизусть

а) Вспомогательные глаголы.

в) Как образуются конструкции отождествления и существования, в явном виде указывающие на время описуемого события.

б) Словарь, причем у глаголов учить только формы прошедшего времени. Остальные - для героев.

$ 6. Словарь

uK- язык B-ZC- еда

B-ZC-V- есть (без указания конкретной пищи) CEÔC-M- одинаковый

Z\-A-…\- работать O\P-–ã-OID- думать

vãP-›O- приучивать, медитировать ™ãO-¢ãD-…\- учиться, изучать

  прошедшее время настоящее время будущее время повелительное наклонение активный/ /пассивный
разговаривать рассказывать (uK-F-)O[K- (uK-F-)OFK- (uK-F-)O[K- (uK-F-)[ãK- А
посылать, направлять OID- CIãD- CID- JãD- А
бросать, ударять O›O\- ›O- O›O- ›ãO- А
делать …\- …àK- …- …ã\- А
приходить XãD- XãD- XãD-   П
возникать, происходить, случаться …ÜD- W…ÜD- W…ÜD-   П

---------------"----------разрыв фрагментов----------"---------------

Урок 16

& 1. Конструкции условия: “ЕСЛИ (БЫ)..., ТО...”

Конструкция “ Если (бы) А, то Б ” в тибетском образуется при помощи частицы L-: А L- Б.

В обороте А таких сложноподчиненных конструкций глагольное окончание отсутствует вообще, и если там есть отрицание, то непосредственно перед глагольной основой ставится частица P-.

(„ÜC-Mã- XÔL-) L- (Z\-A-…\-KCã\-CÔ-PÔ-WKÜC)# Если богат, то нет необходимости работать.

(„ÜC-Mã- P-XÔL-) L- (Z\-A-…\-KCã\-CÔ-WKÜC)# Если не богат, то надо работать.

Время действия обычно указывается при помощи глагольного окончания оборота Б, который сам по себе является полноценным предложением. Причем прошлое время в таких конструкциях несет оттенок сослогательности (“БЫ”):

(KàO-PàK-) L- (™ãO-¢ãD-…\-JØO-CÔ- PÔ-WKÜC) Если нет книг, невозможно учиться.

(KàO-PàK-) L- (™ãO-¢ãD-…\-JØO- P-\ãD-)# Если бы не было книг, невозможно было бы учиться.

(KàO-PàK-) L- (™ãO-¢ãD-…\-JØO- CÔ-P-YàK)# Если не будет книг, невозможно будет учиться.

(HÔ-P- [Y-) L- (Bã-XãD- CÔ-YàK)# Если солнце взойдет, то он прийдет.

(HÔ-P- P-[Y-) L- (Bã-XãD- CÔ-P-YàK)# Если солнце не взойдет, то он не прийдет.

(HÔ-P- [Y-) L- (Bã-XãD- M-YàK)# Если бы солнце взошло, то он бы пришел.

(HÔ-P- P-[Y-) L- (Bã-XãD- M-P-YàK)# Если бы солнце не взошло, то он бы не пришел.

(vãP-›O- RY-) L- (B-ZC-V-FãC- CÔ-XãK-YàK)# Если уже помедитировал, то можно поесть.

(vãP-›O- P-RY-) L- (B-ZC-V-FãC- CÔ-XãK-P-YàK)# Если ещё не помедитировал, то есть нельзя.

(àK-YD- W‰ã-) L- (Bã-àK-CÔ-PHP-KÜ-W‰ã- CÔ-WKÜC) Если ты движешься, то он движется вместе с тобой.

(YD-CÔ-uãY-Z-O\P-–ã-PD-Mã- OID-) L- (…D-F×O-JãO- CÔ-P-YàK)# Если будешь много думать о себе, просветления не обретешь.

(B-ZC-V- WKãK-) L- (DWÔ-LD[6]-Z-XãD- YãC\-CLD-)# Если хочешь есть, приходи пожалуйста ко мне домой.

(àK-CÔ\-¹-RD-Z-™ãO-¢ãD- …\-) L- (PB\-M-FC\- \ãD-)# Если бы ты учился в дацане, сейчас бы уже стал знатоком.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: