Урок 13
& 1. Глаголы действия.
До сегодняшнего дня были объяснены глаголы отождествления и существования. Мы говорили: " Миларепа - ученик Марпы. " или " У Марпы было четыре ученика. " Но до настоящего времени пока ещё ничего не случалось. Мы не описывали совершаемых кем-либо действий, как, например: " Марпа учил Миларепу. " Не описывали мы также и переживаний, таких как, например: " Миларепа много страдал. " Для этого нужны так называемые “глаголы действия”.
Творительная частица.
Для того, чтобы указать кто или что совершает данное действие, этот субъект выделяется в тибетском с помощью ставящейся сразу за ним частицы, называющейся творительной частицей - “ДЖЕДРА” ( àK-¥-- досл. “частица делателя”). В русском она дословно соответствует использованию творительного падежа, но также может переводиться и именительным падежом.
В классическом тибетском есть пять форм “ДЖЕДРЫ”, употребляемых в зависимости от окончания предыдущего слога. В разговорном языке вполне можно обойтись знанием только двух её форм:
CÔ\- используется после слов с суффиксом (D-YD-CÔ\-- “ мной ”)
---\- добавляется к словам без суффикса (D\-- “ мной ”, D-YD-Rä\-- “ нами ”)
или с суффиксом W- (LP-PBW-- “ небо ”, LP-PB\-- “ небом ”)