" Деятельность " — категория широко используется в культурологических работах; в 1970-х гг. были даже сторонники полного отождествления категорий "культура" и "деятельность". Фактически деятельность в культурологии является полным синонимом активности и не имеет специального определения. Соответственно, категория инструментально в культурологии не используется, а все рассуждения о деятельности в культуре носят декларативный характер.
"Ценности" — категория является ключевой в культурологии. В 1970-х гг. были сторонники отождествления культуры с ценностями. Многочисленные работы, посвященные ценностям, представляют собой совокупности общих высказываний гуманитарного и метафизического характера; инструментально категория "ценность" в культурологии не используется, поскольку она операционально не определена и нередко отождествляется со всеми объектами культуры (артефактами).
"Личность" — работы, связанные с темой "личность и культура", ограничиваются нормативными представлениями о личности (каким должен быть человек как член общества) и о процессах воспитания, ведущих к формированию нормативной личности.
|
|
"Традиция" — категория широко используется в культурологии и занимает ключевое место в определениях культуры. Однако, как и в предыдущих случаях, она не определена и используется как знак, а не как инструмент познания.
Остальные ключевые категории науки, такие как язык, представление, артефакт, культурная форма, культурный паттерн, образец, эталон, культурная единица, нравы, обычаи, нормы, культурная компетентность, культурная коммуникация,инкультурация и т.п., используются лишь в отдельных работах, чаще всего без специальных определений и потому неоднозначным образом.
Прикладная культурология. В этой области можно выделить ряд сложившихся и отчетливо складывающихся направлений.
Культурная политика. Здесь накоплена солидная совокупность работ. Большинство их связано с узкой трактовкой культурной политики. Как правило, такие работы ограничиваются задачами сохранения культурных объектов и не касаются их социокультурного функционирования. Но есть такие работы, где речь идет о социокультурной политике, т.е. основное внимание уделяется культурным процессам в контексте социальных взаимодействий. Значительное внимание в рамках темы "культурная политика" уделяется разграничению ее федерального, регионального, локального уровней, определению сфер компетенции и способов деятельности, соответствующей каждому из них.
Социокультурное проектирование. Такого рода разработки проводятся на стыке социологии и культурологии, иногда — психологии; предпосылками для развития этого направления были разработки в области методологии проектирования, в т.ч. художественного, социального планирования, позже — проектирования так называемого социального эксперимента; сегодня в этой области накоплены теоретический материал, проектные разработки и реализованные проекты, достаточные для того, чтобы считать эту прикладную область определившейся.
|
|
Социальная работа. В этой области накапливается теоретический материал, представляющий собой освоение зарубежных материалов, с одной стороны, и отечественного опыта прошлого — с другой; описываются структура и функции социальной работы как области деятельности; выявляются особенности ее отдельных направлений, таких, как благотворительность, организация взаимопомощи в локальных сообществах, семейное консультирование, внешкольная работа с детьми и подростками, работа с престарелыми, работа с группами риска; в этих направлениях осуществляется практическая деятельность; соответственно, есть основания считать социальную работу выделившейся особой областью прикладного использования социально-научного, в т.ч. культурологического знания.
Технология организации социального взаимодействия. В этой области можно выделить такие направления, как решение конфликтов, организация и ведение переговоров, совместная выработка решений, организация согласованных действий в трудовой сфере и т.п. Здесь уже накапливается теоретический и практический опыт. Хотя указанное направление не сложилось как особая целостность и исследования такого рода разрознены и не координированы, при необходимости можно осуществить определенную интеграцию имеющихся знаний и опыта на основе категории "культура".
Экономические разработки применительно к сфере культуры. Эта область выделилась благодаря тому, что экономические процессы в институционализированной сфере культуры имеют специфику по отношению к другим областям системы общественного разделения труда Хотя разработки такого рода пока упрощены и недостаточно обоснованы, эта прикладная область представляется перспективной, поскольку обеспечивает возможность интеграции экономического и культурологического знания и практического использования ее результатов.
Социальное участие. Работы в этой области немногочисленны и относятся к вовлечению населения в социально полезную деятельность лишь в отдельных областях, таких, как экологические движения, локальные строительные проекты, привлечение населения к обсуждению решений субмуниципальных властей и т.п. Однако в этих работах в явном виде формулируются определения, принципы организации и функциональные возможности социального участия, демонстрируется его социокультурная значимость. Мировой и отечественный опыт свидетельствует о перспективности такого направления целенаправленной социокультурной активности.
Реклама. Это перспективная и развивающаяся прикладная область массовой культуры, имеющая на мировом уровне не только широкое практическое распространение, но и обширную теоретическую базу. Отечественная область рекламы сейчас заполнена кинематографистами и художниками-дизайнерами, не совсем понимающими ее культурные функции; теоретическая база здесь недостаточна, особенно ее культурно-антропологические основания.
В настоящее время в России практически отсутствуют разработки в областях культуры менеджмента, формирования культуры организаций, аниматорства, связей с общественностью, теории рекламы, моды, массовой информации. Тем не менее область прикладного использования социально-научного (в т.ч. культурологического) знания в стране существует и развивается. Деятельность такого рода пользуется социальным спросом, и есть основания считать ее перспективной.
|
|
Переводная литература. В настоящее время начали переводиться классическими работы о культуре, в основном философского и гуманитарного характера, в значительно меньшей степени — культурно-антропологического. Переводимые работы бессистемны и часто нерепрезентативны (теоретическое направление или автор представляются отнюдь не ключевыми с точки зрения науки работами); ряд основных для науки о культуре работ не переводится вовсе; современные работы высокого класса также не вводятся в оборот отечественной культурологии из-за нерешенных проблем с авторскими правами. Это происходит потому, что в отечественной культурологии не сложилась область научного познания культуры и практически отсутствуют конвенциональные критерии приоритетов при отборе книг для перевода.
Справочная литература. В настоящее время готовятся к выходу в свет культурологический словарь и культурологическая энциклопедия. Выпущены многочисленные учебные пособия по культурологии; некоторые из них сопровождаются словарями ключевых терминов.