Отдельные категории в соотнесении с концепцией культуры

" Деятельность " — категория широко используется в культуроло­гических работах; в 1970-х гг. были даже сторонники полного отож­дествления категорий "культура" и "деятельность". Фактически дея­тельность в культурологии является полным синонимом активности и не имеет специального определения. Соответственно, категория инс­трументально в культурологии не используется, а все рассуждения о деятельности в культуре носят декларативный характер.

"Ценности" — категория является ключевой в культурологии. В 1970-х гг. были сторонники отождествления культуры с ценностями. Многочисленные работы, посвященные ценностям, представляют собой совокупности общих высказываний гуманитарного и метафизического характера; инструментально категория "ценность" в культурологии не используется, поскольку она операционально не определена и нередко отождествляется со всеми объектами культуры (артефактами).

"Личность" — работы, связанные с темой "личность и культура", ограничиваются нормативными представлениями о личности (каким должен быть человек как член общества) и о процессах воспитания, ведущих к формированию нормативной личности.

"Традиция" — категория широко используется в культурологии и занимает ключевое место в определениях культуры. Однако, как и в предыдущих случаях, она не определена и используется как знак, а не как инструмент познания.

Остальные ключевые категории науки, такие как язык, представ­ление, артефакт, культурная форма, культурный паттерн, образец, эталон, культурная единица, нравы, обычаи, нормы, культурная ком­петентность, культурная коммуникация,инкультурация и т.п., испо­льзуются лишь в отдельных работах, чаще всего без специальных определений и потому неоднозначным образом.

Прикладная культурология. В этой области можно выделить ряд сложившихся и отчетливо складывающихся направлений.

Культурная политика. Здесь накоплена солидная совокупность работ. Большинство их связано с узкой трактовкой культурной поли­тики. Как правило, такие работы ограничиваются задачами сохране­ния культурных объектов и не касаются их социокультурного функци­онирования. Но есть такие работы, где речь идет о социокультурной политике, т.е. основное внимание уделяется культурным процессам в контексте социальных взаимодействий. Значительное внимание в рам­ках темы "культурная политика" уделяется разграничению ее федера­льного, регионального, локального уровней, определению сфер ком­петенции и способов деятельности, соответствующей каждому из них.

Социокультурное проектирование. Такого рода разработки прово­дятся на стыке социологии и культурологии, иногда — психологии; предпосылками для развития этого направления были разработки в области методологии проектирования, в т.ч. художественного, соци­ального планирования, позже — проектирования так называемого социального эксперимента; сегодня в этой области накоплены теоре­тический материал, проектные разработки и реализованные проекты, достаточные для того, чтобы считать эту прикладную область опре­делившейся.

Социальная работа. В этой области накапливается теоретический материал, представляющий собой освоение зарубежных материалов, с одной стороны, и отечественного опыта прошлого — с другой; опи­сываются структура и функции социальной работы как области деяте­льности; выявляются особенности ее отдельных направлений, таких, как благотворительность, организация взаимопомощи в локальных сообществах, семейное консультирование, внешкольная работа с детьми и подростками, работа с престарелыми, работа с группами риска; в этих направлениях осуществляется практическая деятель­ность; соответственно, есть основания считать социальную работу выделившейся особой областью прикладного использования социально-научного, в т.ч. культурологического знания.

Технология организации социального взаимодействия. В этой области можно выделить такие направления, как решение конфликтов, организация и ведение переговоров, совместная выработка решений, организация согласованных действий в трудовой сфере и т.п. Здесь уже накапливается теоретический и практический опыт. Хотя указан­ное направление не сложилось как особая целостность и исследова­ния такого рода разрознены и не координированы, при необходимости можно осуществить определенную интеграцию имеющихся знаний и опы­та на основе категории "культура".

Экономические разработки применительно к сфере культуры. Эта область выделилась благодаря тому, что экономические процессы в институционализированной сфере культуры имеют специфику по отно­шению к другим областям системы общественного разделения труда Хотя разработки такого рода пока упрощены и недостаточно обосно­ваны, эта прикладная область представляется перспективной, поско­льку обеспечивает возможность интеграции экономического и культу­рологического знания и практического использования ее результа­тов.

Социальное участие. Работы в этой области немногочисленны и относятся к вовлечению населения в социально полезную деятель­ность лишь в отдельных областях, таких, как экологические движе­ния, локальные строительные проекты, привлечение населения к обсуждению решений субмуниципальных властей и т.п. Однако в этих работах в явном виде формулируются определения, принципы органи­зации и функциональные возможности социального участия, демонст­рируется его социокультурная значимость. Мировой и отечественный опыт свидетельствует о перспективности такого направления целена­правленной социокультурной активности.

Реклама. Это перспективная и развивающаяся прикладная область массовой культуры, имеющая на мировом уровне не только широкое практическое распространение, но и обширную теоретическую базу. Отечественная область рекламы сейчас заполнена кинематографистами и художниками-дизайнерами, не совсем понимающими ее культурные функции; теоретическая база здесь недостаточна, особенно ее культурно-антропологические основания.

В настоящее время в России практически отсутствуют разработки в областях культуры менеджмента, формирования культуры организа­ций, аниматорства, связей с общественностью, теории рекламы, моды, массовой информации. Тем не менее область прикладного испо­льзования социально-научного (в т.ч. культурологического) знания в стране существует и развивается. Деятельность такого рода поль­зуется социальным спросом, и есть основания считать ее перспекти­вной.

Переводная литература. В настоящее время начали переводиться классическими работы о культуре, в основном философского и гуманитарного характера, в значительно меньшей степени — культурно-антропологического. Переводимые работы бессистемны и часто нерепрезентативны (теоре­тическое направление или автор представляются отнюдь не ключевыми с точки зрения науки работами); ряд основных для науки о культуре работ не переводится вовсе; современные работы высокого класса также не вводятся в оборот отечественной культурологии из-за нерешенных проблем с авторскими правами. Это происходит пото­му, что в отечественной культурологии не сложилась область науч­ного познания культуры и практически отсутствуют конвенциональные критерии приоритетов при отборе книг для перевода.

Справочная литература. В настоящее время готовятся к выходу в свет культурологический словарь и культурологическая энциклопедия. Выпущены многочислен­ные учебные пособия по культурологии; некоторые из них сопровож­даются словарями ключевых терминов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: