Родовое и цивилизационное бытие человека
как самоотчуждение личностного начала
1. В родовом бытии человека стремление к само-сохранению и само-продолжению поднимается над инстинктом и становится волей. Однако столкновение разных воль порождает социальные инстинкты. В цивилизационном бытии человека происходит нарастание волевого начала в самосохранении и продолжении рода. Эти процессы отделяются от стихии жизни и внешне одухотворяются; социальные инстинкты рационализируются и приобретают статус социальных норм и законов. Однако волевое начало в цивилизации деформирует духовность, замыкается на себя и превращается в самодостаточную и чуждую роду силу. Эта сила может быть названа волей к власти. Благодаря ей цивилизация отчуждается от рода и подчиняет его себе как элемент.
2. Родовое бытие человека как воспроизводство и сохранение жизни выступает реализацией женского начала с его доминантой душевности, тогда как в цивилизационном бытии проявляется мужское начало, в котором преобладает духовность. Между этими формами обыденного бытия человека существует противоречие, которое может разрешиться лишь в культуре.
3. Родовое и цивилизационное бытие человека составляют обыденность. В этих путях бытия происходит самоотчуждение личностного начала — душевность отстраняется от духовности и наоборот. Именно самоотчуждение личностного начала приводит к скрытому одиночеству мужчины и женщины и в роде, и в цивилизации.
СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
· Андрос Є.І. Комунікативний вимір буття як фундаментальне опосередкування колізії сутності та існування // Людина в есенційних та екзистенційних вимірах. – К., 2004.
· Ермоленко А.М. Этика ответственности и социальное бытие человека. – К., 1994.
· Єрмоленко А.М. Комунікативна практична філософія. – К., 1999.
· Тейяр де Шарден. Феномен человека. — М., 1987.
· Табачковський В.Г., Булатов М.О., Хамітов Н.В. та ін. Філософія. Світ людини. Курс лекцій. – К., 2003.
· Фрейд З. Психопатология обыденной жизни // З. Фрейд. Психология бессознательного. — М., 1994.
· Хайдеггер М. Вопрос о технике // Время и бытие. — М., 1993.
· Хамітов Н.В. Екзистенційний вимір статі // Людина в есенційних та екзистенційних вимірах. — К., 2004.
· Хамитов Н., Крылова С. Философский словарь. Человек и мир. — К., 2006.
· Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. — М., 1992.
· Шпенглер О. Закат Европы. — М., 1993.
· Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. — Т. 21.
ЧАСТЬ 2
Предельное бытие человека
Только великая боль, та длинная, медленная боль, при которой мы будто сгораем на сырых дровах, которая не торопится, — только эта боль заставляет нас, философов, спуститься в последние наши глубины и все доверчивое, добродушное, прикрывающее, мягкое, посредственное — в чем, быть может, прежде мы сами полагали свою человечность — отбросить от себя.
ФРИДРИХ НИЦШЕ
§ 18