Воля и социальный инстинкт

Итак, воля есть нечто особенное и неповторимое. Однако воли разных людей, сталкиваясь, часто утрачивают свой отдельный и особенный характер. Соединившись вместе, они под воздействием наиболее сильных воль могут порождать социальные инстинкты — доминирующие стереотипы мировоззрения и поведения в том или ином обществе.

Социальные инстинкты как стереотипы взаимодействия, выживания и воспроизводства парализуют волю каждого отдельного человека. Ибо индивидуальная воля может быть не только бесполезна, но и вредна для взаимодействия, выживания и воспроизводства людей в социуме.

Отказ от своей воли или ограничение ее в пользу обезличенной воли социума, которая опускается до слепой мощи инстинкта, есть отказ от свободы и усечение ее. Человек часто отдает волю-свободу ради растворения в безликой теплоте социальных инстинктов, дарующих ему удовольствие без-ответственности и требующих лишь воли-подчинения — не важно, в форме подавления или устремленности.

Шопенгауэр был отчасти прав, когда погружал волю в природное дочеловеческое бытие — это показывает эволюционный характер воли, ее укорененность в стихии инстинкта. Однако очень важно увидеть в воле и нечто исключительно человеческое способность обретать себя как самостоятельное и уникальное существо, ценность которого не уступает ценности рода и общества.

В своих высших проявлениях человеческая воля всегда восстает против обезличивающих социальных инстинктов. В этом восстании она превращается в свободу. Однако первоначальные проблески воли слишком близки к инстинктам — и биологическим, и социальным. Воля к самосохранению и воля к продолжению рода еще очень похожи на безличные и инстинктивные устремления животных. Все они находятся в единой стихии того, что Шопенгауэр называл волей к жизни. Это объясняет, почему воля к самосохранению и воля к продолжению рода столь легко группируются в социальные инстинкты и подчиняются им.

Социальные инстинкты есть животворящие силы и регуляторы общественной жизни в обыденности. Но проявление социальных инстинктов возможно лишь через обезличивание человека. Подчиниться социальному инстинкту — значит стать не личностью, а некой совокупностью общественных отношений, войти в состояние одиночества и отчуждения по отношению к собственному уникальному Я.

2. ЦИВИЛИЗАЦИЯ КАК УТВЕРЖДЕНИЕ ВОЛИ
К САМОСОХРАНЕНИЮ И ПРОДОЛЖЕНИЮ РОДА И ВЫХОД ЗА ЕЕ ПРЕДЕЛЫ

§ 15


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: