Воля к абсолютной власти над миром

По большому счету, манипуляция есть лишь иллюзия власти. Поэтому истинная и абсолютная воля к власти и воля к абсолютной власти утверждают себя за пределами манипуляции.

Валя к абсолютной власти над миром отличается от воли к абсолютному манипулированию тем, что она есть стремление овладеть отношениями, а не людьми. Воля к абсолютной власти носит более плодотворный характер, чем воля к абсолютному манипулированию. Это воля к власти Александра Македонского, Цезаря, Колумба. Такая воля граничит с волей к открытию, она больше распахнута миру. Воле к абсолютной власти Петра I противостоит воля к абсолютному манипулированию Ивана Грозного. Точно так же противостоят воля к власти Наполеона и Гитлера.

В стихии воли к власти рождается героизм. Это наиболее очищенное и просветленное ее проявление. Однако героизм лишь момент воли к абсолютной власти над миром — внешний характер этой воли не дает ей устремиться вглубь человека, меняя его сущность и существование. Поэтому воля к абсолютной власти над миром не есть абсолютный героизм.

§ 34

Одиночество-отчаяние как следствие воли
к власти над миром

Несмотря на то что воля к абсолютной власти над миром более конструктивна и плодотворна, чем воля к абсолютному манипулированию, и та, и другая натыкаются на подобные воли других людей. Поэтому воля к абсолютной власти, как и воля к абсолютному манипулированию, порождает конфликт — вплоть до уничтожения борющихся сторон. Последнее обстоятельство особенно выпукло видно в конце XX века, когда существует оружие массового поражения.

Противоречие между двумя людьми, жаждущими абсолютной власти, может быть конструктивным лишь до определенного момента и почти всегда завершается антагонизмом, результатом которого будет моральное или физическое уничтожение соперника. И победившего почти всегда охватывает одиночество — такова расплата за деструктивное разрешение противоречия.

Неизбежность одиночества-отчаяния как результата воли к абсолютной власти над миром глубоко показывает Достоевский в романе «Преступление и наказание». Нищий студент Раскольников бесконечно нуждается в средствах, но убийство старухи-ростовщицы есть в конце концов именно ответ на вопрос «Смогу или нет?» Раскольников хочет пройти испытание волей к абсолютной власти над миром. При этом абсолютная власть для него не самоценна; проявление ее — необходимый момент самоутверждения. Однако и этого достаточно для того, чтобы убийство совершилось. Скрытая воля к абсолютной власти над миром Раскольникова разрушает волю к жизни и манипулированию старухи-ростовщицы, но при этом она сама разрушается...

Ее заменяет отчаявшееся одиночество. И чтобы выйти из этого одиночества — одиночества отверженного собственной волей к власти — Раскольников готов отказаться от нее и понести наказание. Он готов на все, лишь бы вновь вернуться в мир людей, выйти из-за черты, экзистенциальное пространство за которой Ницше назвал «по ту сторону добра и зла».

Но может одиночество охватывает только «комнатного Сверхчеловека» Раскольникова? Может воля к власти, власти абсолютной, величественной и неограниченной, проявленная истинно великими людьми, которые очень близко подходят к действительной черте сверхчеловеческого, не приводит к плате одиночеством-отчаянием?..

Искушение ответить: «Да» велико. Но история упорно говорит: «Нет». Удивительным символом бесконечного одиночества личности, до конца познавшей волю к абсолютной власти, есть одинокий Наполеон на острове Святой Елены...


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: