Воля к власти над собой

§ 35

Воля к власти над собой как воля
к самопреодолению

Воля к власти над миром в своих абсолютных формах с необходимостью требует овладения собой. Однако овладение собой здесь есть не цель, а средство для овладения миром.

Что будет, если воля к власти над собой станет целью? Вероятно, это будет следующий шаг по пути просветления воли к власти. Именно о такой воле к власти — воле к самопреодолению — и говорил Ницше прежде всего.

Рождается ли Сверхчеловек в стихии воли к власти над собой?

Неужели воля к власти над собой есть универсальный способ самопреодоления и самовозвышения? Неужели она способна сделать то, в чем бессильна воля к власти над миром?

И вновь — как это было с волей к абсолютной власти над миром — положительный ответ искушает нас. И все-таки вновь необходимо ответить «Нет». Ибо помимо волевого и властного отношения к себе необходимы и возможны другие формы самоотношения. Воля к власти над собой, замкнувшись в себе, порождает одиночество-отчаяние — точно так же, как воля к абсолютной власти над миром порождает одиночество-тоску, а воля к манипулированию — одиночество-скуку. Эта воля являет миру новое одиночество. Это одиночество однонаправленности.

Воля к абсолютной власти над собой может быть столь же губительна, как воля к абсолютной власти над миром. Ибо такая воля может превратить человека в механическое существо, сокрушаемое и созидаемое размеренными и жестокими актами воли, некого Голема, который утрачивает все человеческое, получая взамен черты автомата.

Эту проблему интересно ставит болгарский писатель Павел Вежинов в романе «Белый ящер». В нем описывается мужчина, который пожелал, чтобы у него родился Сверхчеловек. Для этого он проходит курс специального облучения. И вот рождается чудо-ребенок, который стремительно обгоняет сверстников. Но дело даже не в скорости роста и не в количественных показателях — весе, силе, интеллектуальной быстроте, — он наполнен мощной и стабильной волей над собой, волей к самопреодолению, которая сочетается с утонченной рациональностью. Уже в подростковом возрасте он добивается феноменальных успехов в жизни. Но воля к власти над собой в конце концов приводит его к глубинному одиночеству, выйти из которого он не может, ибо не способен любить. Воля к власти над собой заглушает у него способность любить себя, а также любить Другого. Он остается холодным, как ящер среди теплых и горячих людей, и наконец неодолимое одиночество заставляет его покончить с собой...

В наиболее простой и чистой форме воля к власти над собой в XX веке проявляется в спорте. Она достигает своего апогея в культуризме, где странным образом сочетаются и взаимно пульсируют воля к власти над собой и воля к власти над миром. Культуризм есть та сфера, где воля к власти наиболее осознана и эстетически оформлена. Однако именно в культуризме одиночество добившегося успеха может достигнуть удивительной глубины[11].

Воля к власти над собой должна быть дополнена смыслом, размыкающим власть. Это прекрасно изложил Виктор Франкл в целом ряде своих работ, говоря о том, что человеку необходимо не просто волевое напряжение, а осмысленное волевое напряжение.

§ 36


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: