А.Ю. Цофнас.
В учебном пособии рассматриваются многие непростые проблемы одной из ключевых тем курса «Философия», который читается всем студентам, получающим степень бакалавра, а также курсов и спецкурсов по Методологии научного познания для будущих магистров и аспирантов, сдающих кандидатские экзамены по философии. Пособие адресовано читателям с разным уровнем подготовки и с различной степенью интереса к предмету. Это достигается за счет разнообразия условных знаков и шрифтов. Учебное пособие содержит упражнения и вопросы для самостоятельного размышления, снабжено именным и терминологическим указателями, а также словарем-справочником основных понятий, используемых в методологии естественных, социальных, гуманитарных и технических, наук.
Книга написана в форме непринужденной, а иногда шутливой, беседы с читателем. Автор оставляет читателю простор для формирования собственной позиции по многим дискуссионным вопросам.
Рекомендовано
Министерством образования и науки Украины
для студентов высших учебных заведений
Рецензенты:
И.В. Бычко, доктор философских наук, профессор;
И.М. Попова, доктор философских наук, профессор;
Л.Н. Терентьева, доктор философских наук, профессор;
А.И. Уёмов, доктор философских наук, профессор.
© А.Ю. Цофнас
ISBN 966-1385-781-1
ОГЛАВЛЕНИЕ
| Стр. | |
| Условные знаки, особенности употребления шрифтов, вредные советы | |
| СТАРТ, или Предисловие | |
| 1. ЗНАНИЕ – СИЛА? | |
| Знание – ценность | |
| Знание – средство | |
| Знание – цель | |
| Как растет знание | |
| Первые выводы | |
| УПРАЖНЕНИЯ | |
| 2. ЗНАНИЕ И ЕГО САТЕЛЛИТЫ | |
| Разные понятия знания | |
| Признаки «знания» | |
| «Единица» знания | |
| Где находится знание? | |
| Контроверсивные направления мышления | |
| Осмысление и понимание | |
| Вера и убеждение | |
| Воображение и Абсолют | |
| Соотношение знания и его «сателлитов» | |
| Остановиться, оглянуться… | |
| УПРАЖНЕНИЯ | |
| 3. ДОСТИЖИМЫ ЛИ ЦЕЛИ ПОЗНАНИЯ? | |
| Ответ скептика | |
| Кормчий Кант | |
| Закоулки и тупики эмпиризма | |
| Лабиринты рационализма | |
| Третий путь или компромисс? | |
| Кто же прав? | |
| «Теория отражения» | |
| Проблема «третьей точки» | |
| Итак?.. | |
| УПРАЖНЕНИЯ | |
| 4. РЕЗУЛЬТАТЫ ПОЗНАНИЯ И ИХ ОЦЕНКА | |
| Относительность знания | |
| Объективная и субъективная относительность | |
| Разные аспекты проблемы истины | |
| Концепции истины | |
| Истина и правда | |
| «Объективность» истины | |
| Критерии истины | |
| Истинность и понятность | |
| Критерий и степени понимания | |
| Таким образом… | |
| УПРАЖНЕНИЯ | |
| 5. ГНОСЕОЛОГИЯ – ЭТО ТЕОРИЯ? | |
| К истории этого вопроса | |
| О правильной постановке вопроса | |
| Что считать основной проблемой гносеологии | |
| Контуры «понимающей гносеологии» | |
| Последние, но не окончательные, выводы | |
| УПРАЖНЕНИЯ | |
| 6. МЕТОДОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ | |
| О систематизации методологической проблематики | |
| 50 терминов по методологии познания (Краткий словарь-справочник) | |
| ФИНИШ, или Послесловие. | |
| Ответы | |
| Именной указатель | |
| Терминологический указатель | |
| Благодарности |






